Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 121–144
УДК: 
331.1+332.02+378.2

Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности

Тарасов С. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Проект Ю. Л. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогических вузов и региональных образовательных систем в контексте повышения эффективности деятельности вузов. Цель исследования состоит в выявлении и системном описании характера взаимодействия педагогических вузов и региональных образовательных систем в его взаимосвязи с показателями эффективности научно-образовательной деятельности вузов.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения экосистемного подхода и концепции образовательной среды. На основе применения смешанного дизайна исследования были проанализированы характеристики взаимодействия 33 федеральных педагогических вузов с региональными образовательными системами. Сведения, размещенные на официальных сайтах вузов, были подвергнуты контент-анализу и индуктивному тематическому анализу. Проанализированы количественные показатели вузов по итогам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. Полученные данные были подвергнуты частотному, сравнительному, кластерному и факторному анализу.
Результаты. Выявлено, что вузы чаще реализуют практики взаимодействия с региональными образовательными системами, направленные на усиление практической подготовки студентов и удовлетворение потребностей регионов в кадрах. Результаты кластерного анализа позволили обосновать положения о четырех типах практик взаимодействия вузов и региональных образовательных систем: «интеграция», «кооперация», «развитие» и «присутствие».
Показано, что вузы, реализующие интеграционную и развивающую практику взаимодействия, характеризуются более высокими показателями эффективности научно-образовательной деятельности. Авторы приходят к выводу, что при совпадении целевых установок федеральных вузов и региональных образовательных систем существует потребность в развитии механизмов их взаимодействия. Разные практики взаимодействия вузов с региональными образовательными системами порождены различными стратегиями их построения, определяющими роль педагогического вуза в образовательном пространстве региона. Показано, что успешность научно-образовательной деятельности вуза связана с реализацией интеграционных практик взаимодействия.
Заключение. По результатам исследования выявлен и описан характер взаимодействия федеральных педагогических вузов и региональных образовательных систем, определены ключевые типы практик взаимодействия, отражающие векторы включения федерального вуза в региональное образовательное пространство.

Ключевые слова: 

региональная образовательная система; педагогические вузы; практики взаимодействия; показатели эффективности; научно-образовательная деятельность; экосистемный подход; социокультурная образовательная среда.

Библиографическая ссылка:
Тарасов С. В., Проект Ю. Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 121–144. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.06
Список литературы: 
  1. Tavares M. C., Azevedo G., Marques R. P., Bastos M. A. Challenges of education in the accounting profession in the Era 5.0: A systematic review // Cogent Business & Management. – 2023. – Vol. 10 (2). – P. 2220198. DOI: https://doi.org/10.1080/23311975.2023.2220198
  2. Zhao K. Educating for Wholeness, but Beyond Competences: Challenges to Key-Competences-Based Education in China // ECNU Review of Education. – 2020. – Vol. 3 (3). – P. 470–487. DOI: https://doi.org/10.1177/2096531120935463
  3. Xu Y., Fang F. Internationalization of teacher education and the nation state: rethinking nationalization in Singapore // Asia Pacific Journal of Education. – 2022. – P. 1–3. DOI: https://doi.org/10.1080/02188791.2022.2151740
  4. Хангельдиева И. Г. Образовательные экосистемы – тренд развития современного российского образования в ближайшем будущем // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2022. – № 1. – С. 68–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48631193
  5. Сергеева М. Г., Беденко Н. Н., Мачехина О. Н. Научные основы социализации личности в условиях глобализации и информатизации общества: монография. – М.: РУДН, 2017. – 152 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32549962
  6. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 3. – С. 133–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18935614
  7. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. – 2010. – № 3. – С. 14–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15568513
  8. Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Огороднова О. В., Патрушева И. В., Федина Л. В. Индивидуальные образовательные траектории в университетском педагогическом образовании: монография. – М.: Изд-во «Знание-М», 2021. – 152 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48236559
  9. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н, Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 6. – С. 113–121. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-113-121 URL: https://elibrary.ru/muraqu?ysclid=lnd6vb4bin24893587

10. Romanova M. A., Shashkina O. V., Starchenko E. V. Practice-Oriented Exercises as One of the Ways to Form the Competences of University Students // International Journal of Environmental & Science Education. – 2016. – Vol. 11 (7). – P. 1509–1526. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27160535  

11. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогика. – 2020. – № 12. – С. 73–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45694966  

12. Lestari E., Rahmawatie D. A., Wulandari C. L. Does Online Interprofessional Case-Based Learning Facilitate Collaborative Knowledge Construction? // Journal of Multidisciplinary Healthcare. – 2023. – Vol. 16. – P. 85–99. DOI: https://doi.org/10.2147/JMDH.S391997

13. Krutka D. G., Carpenter J. P., Trust T. Elements of Engagement: A Model of Teacher Interactions via Professional Learning Networks // Journal of Digital Learning in Teacher Education. – 2016. – Vol. 32 (4). – P. 150–158. DOI: https://doi.org/10.1080/21532974.2016.1206492

14. Crisol-Moya E., Romero-López M. A., Caurcel-Cara M. J. Active Methodologies in Higher Education: Perception and Opinion as Evaluated by Professors and Their Students in the Teaching-Learning Process // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01703  URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.01703

15. Wang Z., Zhang Q. Higher-Education Ecosystem Construction and Innovative Talents Cultivating // Open Journal of Social Sciences. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 146–153. DOI: https://doi.org/10.4236/jss.2019.73011

16. Jain V., Mogaji E., Sharma H., Babbili A. S. A multi-stakeholder perspective of relationship marketing in higher education institutions // Journal of Marketing for Higher Education. – 2022. – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1080/08841241.2022.2034201

17. Андреева Е. Б. Экосистемный подход как механизм исследования региональной системы дополнительного образования детей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2021. – № 6. – С. 27–37. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-6-27-37 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47322500&ysclid=lnd6zpzlhg425690007

18. Изотова А. Г., Гаврилюк Е. С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 1211–1226. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.12.2.114869 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48939624&ysclid=lnd70nmfr4996745021

19. Махновец С. Н., Попова О. А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 4. – С. 141–149. URL: https://elibrary.ru/zitmnd?ysclid=lnd729g1te262245967 

20. Chaipongpati J., Thawesaengskulthai N., Koiwanit J. Development of a university innovation ecosystem assessment model for Association of Southeast Asian Nations universities // Industry and Higher Education. – 2022. – Vol. 36 (6). – P. 846–860. DOI: https://doi.org/10.1177/09504222221084861

21. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and “Mode 2” to a Triple Helix of university – industry – government relations // Science and Technology. – 2000. – Vol. – P. 109–123. DOI: https://doi.org/10.1016/S0048-7333(99)00055-4

22. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 34–44. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-34-44 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49450714&ysclid=lnd9a3s4h5375092669

23. Clarysse B., Wright M., Bruneel J., Mahajan A. Creating value in ecosystems: Crossing the chasm between knowledge and business ecosystems // Research Policy. – 2014. – Vol. 43 (7). – P. 1164–1176. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.04.014

24. Bakioglu A., Kirisci Sarikaya A. University-school partnership: feedback and assessment // Journal of Qualitative Research in Education. – 2022. – Vol. 32. – P. 269–290. DOI: https://doi.org/10.14689/enad.32.789

25. Jacobson M. J., Levin J. A., Kapur M. Education as a Complex System: Conceptual and Methodological Implications // Educational Researcher. – 2019. – Vol. 48 (2). – P. 112–119. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189x19826958

Дата публикации 31.12.2023