Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 37–59
УДК: 
378.14+ 159.9.072+37.015.31

Исследование различий в уровне старательности студентов университета, связанных с полом студента

Шармин В. Г. 1 (Тюмень, Россия), Шармина Т. Н. 1 (Тюмень, Россия), Шармин Д. В. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема влияния пола студента на уровень старательности по профильным и непрофильным дисциплинам, а также на изменение уровня старательности при переходе из школы в вуз. Цель статьи – выявить на основе самооценки студентов первого курса различия в уровне их старательности, связанные с полом студента.
Методология. Методологической основой исследования стали структурно-функциональный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Статистическая обработка данных проводилась с использованием t-критерия Стьюдента и методов корреляционного анализа. Экспериментальное исследование проводилось на базе Тюменского государственного университета в два этапа. На первом этапе выборку составили 232 студента, на втором этапе – 221 студент первого курса различных направлений подготовки. Всего объем выборки составил 453 человека, в том числе 242 мужчины и 211 женщин.
Результаты. Выявлено, что старательность девушек статистически значимо превосходит старательность юношей при изучении профильных и непрофильных предметов в старших классах школы, а также при изучении непрофильных дисциплин на первом курсе университета. Статистически значимых различий в уровне старательности при изучении профильных дисциплин в вузе между юношами и девушками не выявлено. Показано, что при переходе из школы в вуз старательность по профильным дисциплинам у юношей значимо не изменяется, в то время как у девушек зафиксировано небольшое, но статистически значимое снижение старательности. По непрофильным дисциплинам на первом курсе университета старательность статистически значимо возрастает как у юношей, так и у девушек. Установлено, что наблюдаются слабые корреляционные зависимости между уровнем старательности по профильным дисциплинам в школе и в вузе, по непрофильным дисциплинам в школе и в вузе, а также по профильным и непрофильным дисциплинам независимо от пола студента.
Причины слабых корреляционных связей требуют дополнительного изучения. Подтверждены выводы о влиянии различных факторов на академическую успеваемость студентов (с учетом пола студента), сделанные авторами на первом этапе исследования.
Заключение. На основании самооценки студентов первого курса университета выявлены статистически значимые изменения уровня их старательности при переходе из школы в вуз, а также статистически значимые различия в уровне старательности при изучении профильных и непрофильных дисциплин, связанные с полом студента.

Ключевые слова: 

академическая успеваемость; факторы академической успеваемости; уровень старательности; профильные дисциплины; непрофильные дисциплины; общеобразовательная школа; университет

Библиографическая ссылка:
Шармин В. Г., Шармина Т. Н., Шармин Д. В. Исследование различий в уровне старательности студентов университета, связанных с полом студента // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 37–59. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.02
Список литературы: 
  1. Živčić-Bećirević I., Smojver-Ažić S., Martinac Dorčić T. Predictors of university students’ academic achievement: A prospective study // Drustvena Istrazivanja: Journal for General Social Issues. – 2017. – Vol. 26 (4). – P. 457–476. DOI: https://doi.org/10.5559/di.26.4.01  
  2. García y García B. E. To what factors do university students attribute their academic success? // Journal on Efficiency and Responsibility in Education and Science. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.7160/eriesj.2021.140101
  3. Шляпников В. Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 1. – С. 66–75. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260104  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44814898 
  4. Alhadabi A., Karpinski A. C. Grit, self-efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University students // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – Vol. 25 (1). – P. 519–535. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1679202
  5. Moradi F., Amiripour P. The prediction of the students' academic underachievement in mathematics using the DEA model: A developing country case study // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – Vol. 6 (3). – P. 432–447. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2017.3.432
  6. González-Ramírez T., García-Hernández A. Student and classroom factors associated with engagement and academic achievement in discrete mathematics // Revista Complutense de Educacion. – 2020. – Vol. 31 (2). – P. 195–206. DOI: https://doi.org/10.5209/rced.62011 
  7. Freiberg-Hoffmann A., Stover J. B., Donis N. Influence of learning strategies on learning styles: Their impact on academic achievement of college students from Buenos aires // Problems of Education in the 21st Century. – 2017. – Vol. 75 (1). – P. 6–18. DOI: https://doi.org/10.33225/pec/17.75.06
  8. Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу // Вопросы образования. – 2013. – № 4. – С. 127–138. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-127-144 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21204729 
  9. Валеева Д. Р., Докука С. В., Юдкевич М. М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 8–24. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-8-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28879306 

10. Brink H. W., Loomans M.G. L. C., Mobach M. P., Kort H. S. M. Classrooms' indoor environmental conditions affecting the academic achievement of students and teachers in higher education: A systematic literature review // Indoor Air. – 2021. – Vol. 31 (2). – P. 405–425. DOI: https://doi.org/10.1111/ina.12745

11. Ваулин С. Д., Волкова М. А., Щуров И. А. Педагогическое содействие студентам технических направлений университета в повышении успешности учебной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11, № 1. – С. 74–86. DOI: https://doi.org/10.14529/ped190108 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37018422 

12. Нуриева Н. С., Николаева Н. Н. Приоритет внутренней мотивации как предиктора эффективности освоения иностранных языков в вузе // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 27–43. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43933902 

13. Сангер Ф. A., Иванов В. Г., Городецкая И. М. Психолого-педагогическое межкультурное исследование особенностей учебной мотивации студентов инженерных вузов в России и США // Инженерное образование. – 2016. – № 20. – С. 224–230. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27723197 

14. Hidajat H. G., Hanurawan F., Chusniyah T., Rahmawati H. Why i'm bored in learning? Exploration of students' academic motivation // International Journal of Instruction. – 2020. – Vol. 13 (3). – P. 119–136. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2020.1339a

15. Шармин В. Г., Шармина Т. Н., Шармин Д. В. Определение степени влияния различных факторов на академическую успеваемость студентов на основе их самооценки, в том числе с учетом пола студента // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 92–114. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.05  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=48762162

16. Бериша Н. С., Новиков А. Л., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Индивидуально-личностные факторы успешности освоения иностранного языка студентами-лингвистами // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, № 1. – С. 4–15. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-4-15  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542286 

17. Palmen L., Vorstenbosch M., Tanck E., Kooloos J. What is more effective: a daily or a weekly formative test? // Perspectives on Medical Education. – 2015. – Vol. 4 (2). – P. 73–78. DOI: https://doi.org/10.1007/s40037-015-0178-8 

18. Астафьева Л. С. Эффективность научно-исследовательской деятельности в учебном процессе вуза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2004. – № 2. – С. 270–277. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9926429 

19. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Океаны инноваций. Атлантический океан, Тихий океан, мировое лидерство и будущее образования // Вопросы образования. – 2012. – № 4. – С. 109–186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18797916 

20. Boman B. Vietnam’s exceptional educational achievement: a thematic review of the emerging literature // Discover Education. – 2022. – No. 1. – P. 14. DOI: https://doi.org/10.1007/s44217-022-00014-x

21. Ахметвалиева М. Г., Мергенова Ж. М. Формирование у студентов ответственности в учении: возможные стратегии // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 3 (57). – С. 95–108. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.57.3.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46683204

22. Тальбиева Б. И. Индивидуально-типические особенности организованности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – № 1. – С. 83–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15616860

23. Анисимова Ю. Н., Шляхта Н. Ф. Психологические особенности трудолюбия студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2012. – № 3. – С. 93–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17928895

24. Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н. Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2010. – № 2. – С. 27–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15114472

25. Каменева Г. Н., Рушина М. А., Анисимова Ю. Н. Специфика связей переменных трудолюбия и социально-психологической адаптации у иностранных и российских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2014. – № 3. – С. 71–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21970428

26. Van Houtte M., Demanet J., Stevens P. A. J. Curriculum tracking and teacher evaluations of individual students: selection, adjustment or labeling? // Social Psychology of Education. – 2013. – Vol. 16 (3). – P. 329–352. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-013-9216-8

27. Rytkönen H., Parpala A., Lindblom-Ylänne S., Virtanen V., Postareff L.Factors affecting bioscience students’ academic achievement // Instructional Science. – 2012. – Vol.40 (2). – P. 241–256. DOI: https://doi.org/10.1007/s11251-011-9176-3

28. Spelt E. J. H., Biemans H. J. A., Tobi H., Luning P. A., Mulder M. Teaching and Learning in Interdisciplinary Higher Education: A Systematic Review // Educational Psychology Review. – 2009. – Vol. 21 (4). – P. 365–378. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-009-9113-z

29. Spielmann J., Yoon H. J. R., Ayoub M., Chen Y., Eckland N. S., Trautwein U., Zheng A., Roberts B. W. An In-depth Review of Conscientiousness and Educational Issues // Educational Psychology Review. – 2022. – Vol. 34 (4). – P. 2745–2781. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-022-09693-2

30. Pérez-González J. C., Filella G., Soldevila A., Faiad  Y., Sanchez-Ruiz M. J. Integrating self-regulated learning and individual differences in the prediction of university academic achievement across a three-year-long degree // Metacognition and Learning. – 2022. – Vol. 17 (3). – P. 1141–1165. DOI: https://doi.org/10.1007/s11409-022-09315-w 

31. Händel M., de Bruin A. B. H., Dresel M. Individual differences in local and global metacognitive judgments // Metacognition and Learning. – 2020. – Vol. 15 (1). – P. 51–75. DOI: https://doi.org/10.1007/s11409-020-09220-0

32. Smiderle R., Rigo S. J., Marques L. B., de Miranda Coelho J. A. P., Jaques P. A. The impact of gamification on students’ learning, engagement and behavior based on their personality traits // Smart Learning Environments. – 2020. – Vol. 7 (1). – P. 3. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-019-0098-x 

Дата публикации 31.12.2023