Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 172–191
УДК: 
331.1+001.81+378.2

Оценка сформированности научно-исследовательских компетенций с отражением уровня и направления их развития у студентов

Пеша А. В. 1 (Екатеринбург, Россия), Патутина С. Ю. 2 (Екатеринбург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Уральский государственный педагогический университет
2 Уральский государственный экономический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема оценки уровня развития научно-исследовательских компетенций студентов вузов. Цель исследования – на основе анализа существующих подходов определить и показать результаты апробации методики оценки научно-исследовательских компетенций, отражающей уровень и направление их развития у студентов.
Методология. Методологически работа основана на применении системного подхода и контекстности при оценке и развитии научно-исследовательских компетенций студентов вузов. Авторы применили сравнительный и ретроспективный анализ, систематизацию и обобщение существующих подходов и методик оценки уровня развития научно-исследовательских компетенций студентов, что позволило представить авторскую содержательно обоснованную методику. Эмпирическая часть исследования реализовывалась на базе кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета. Участие в апробации методики методом тестирования приняли более 80 студентов очного отделения кафедры. Результаты эмпирической апробации методики представлены с применением инструментов описательной статистики, корреляционного анализа Спирмена, определения t-критерия Стьюдента.
Результаты. По итогам проведенного библиографического анализа авторами обосновывается важность вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность и развитие научно-исследовательских компетенций как конкурентных преимуществ на рынке труда, на основе обобщения определяется ряд подходов исследователей к разработке и применению методик оценки научно-исследовательских компетенций студентов.
В результате представлена авторская шестикомпонентная опросная методика оценки научно-исследовательских компетенций как основа комплексного и персонализированного подхода к развитию потенциала студентов, включающая теоретико-информационный, когнитивный, коммуникативный, мотивационно-организационный, операционно-деятельностный и рефлексивно-прогностический компоненты.
Обоснованность эффективности применения авторской методики подкрепляется определением ее содержательной валидности и результатами двухэтапной апробации опросника в группах студентов с опытом и без опыта научно-исследовательской работы. Результаты эмпирической апробации авторской методики подтверждают, что при комплексном, контекстном и системном подходе к оценке научно-исследовательских компетенций студентов с отражением персональных рекомендаций по их развитию показатели значений по всем 6 компонентам научно-исследовательских компетенций возрастают.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что подходов к оценке научно-исследовательских компетенций множество и каждая из методик может быть релевантна задачам в случае комплексности и системности. Авторская шестикомпонентная методика прошла этап содержательной валидизации и показала релевантность задачам оценки уровня развития научно-исследовательских компетенций с отражением направления их развития у студентов вузов.

Ключевые слова: 

вовлеченность в научно-исследовательскую работу; высшее образование; компетенции; методика оценки научно-исследовательских компетенций; научно-исследовательские компетенции; научно-исследовательская работа; оценка компетенций студентов.

Библиографическая ссылка:
Пеша А. В., Патутина С. Ю. Оценка сформированности научно-исследовательских компетенций с отражением уровня и направления их развития у студентов // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 172–191. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.08
Список литературы: 
  1. Акатов Н. Б., Косякин С. И. Методика определения весовых коэффициентов критериев, используемых для проведения экспресс-анализа, связанного с выявлением перспективных управляющих в Пермском крае // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 3. – С. 109–124. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2019.3.9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41165864
  2. Арзамасцева Н. Г., Константинова В. В., Арефьева С. А. Универсальные компетенции студентов: содержание и средства их развития // Вестник Марийского государственного университета. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 158–164. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-158-164 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54095985 
  3. Баранова Т. В. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего гуманитарного образования на занятиях по иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2020. – № 3. – С. 141–149. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-3-141-149 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44032766 
  4. Белова Е. Н., Андрюшкина Е. Ю. Сущность феномена научно-исследовательской компетентности в работах отечественных и зарубежных ученых // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2023. – № 1. – С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50435481
  5. Григораш О. В., Петренко Т. В. Методика оценки потенциала вуза по подготовке квалифицированных кадров // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2022. – № 3. – С. 80–84. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.03-22.080 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48198007
  6. Гришаева О. В., Калиева К. Б., Иваницкая Н. В. Проект как современная технология обучения студентов в университете // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2019. – № 1. – С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47236623
  7. Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Щербатых С. В. Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 108–125. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49287781
  8. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – Т. 7, № 11. – С. 1055–1072. DOI: https://doi.org/10.18334/et.7.11.111073 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44395542
  9. Корякина С. Р., Миронова Т. И., Смирнова Е. Е. Методика оценки уровня исследовательской компетентности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 2. – С. 38–44. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-38-44 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49794304

10. Крупина О. В., Романенко Ю. В. Первые шаги в науке система формирования научно-исследовательских компетенций обучающихся в президентском кадетском училище // Вестник военного образования. – 2021. – № 4. – С. 118–121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46442950

11. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Научно-исследовательская работа студентов в региональном вузе: оценка возможностей, достижений, опыта и практик участия // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 2528–2538. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20190116 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37266242 

12. Певнева А. Н. Взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 87. – С. 86–103. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/87/5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52240723

13. Пеша А. В., Патутина С. Ю. Концептуальная модель развития научно-исследовательских компетенций выпускников вузов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2022. – Т. 20, № 4. – С. 82–93. DOI: https://doi.org/10.24147/1812-3988.2022.20(4).82-93 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50268567  

14. Пеша А. В. Факторы построения и развития академической карьеры: системный теоретический анализ // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 7. – С. 9–34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-9-34 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54910103

15. Таникулова А. М. Исследовательская компетентность обучающихся колледжей как предметного педагогического анализа и оценки // Бюллетень науки и практики. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 332–338. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/41 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50403808  

16. Толочек В. А., Машкова А. С. Компетенции и профессиональные взаимодействия руководителей: открытые вопросы // Организационная психология. – 2023. – Т. 13, № 1. – С. 181–202. DOI: https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-2-181-202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54125553  

17. Чекардовская И. А., Бакановская Л. Н. Программа автоматизации методики критериальной оценки научной работы обучающихся по направлению магистратуры "Нефтегазовое дело" // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. – 2019. – № 8. – С. 44–48. DOI: https://doi.org/10.33285/0132-2222-2019-8(553)-44-48  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39174868  

18. Beaulieu M., Rebolledo C., Lissillour R. Collaborative research competencies in supply chain management: the role of boundary spanning and reflexivity // The International Journal of Logistics Management. – 2023. DOI: https://doi.org/10.1108/IJLM-07-2022-0277  

19. Bissola R., Imperatori B. HRM 4.0: The digital transformation of the HR department // in Cantoni, F., Mangia, G. (ed.), Human Resource Management and Digitalization. The Effects of Industry 4.0 on Human Resource, Routledge, Abingdon-on-Thames. 2018. – P. 51–69. URL: http://hdl.handle.net/10807/121548 

20. Böttcher-Oschmann F., Groß Ophoff J., Thiel F. Preparing Teacher Training Students for Evidence-Based Practice Promoting Students’ Research Competencies in Research-Learning Projects //Frontiers in Education. – 2021. – Vol. 6. – P. 94. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.642107

21. Egamberganov I. S. Formation of research competencies in students based on an integrative approach // Galaxy international interdisciplinary research journal. – 2022. – Vol. 10 (11). – P. 508–513. URL: https://internationaljournals.co.in/index.php/giirj/article/view/2816

22. Grande R. A. N., Berdida D. J. E., Villagracia H. N., Ablao J. N., Garcia P. R. B. Multi-university assessment of Biggs's constructive alignment as an index of nursing research competencies among Saudi students // Teaching and Learning in Nursing. – 2022. – Vol. 17 (1). – P. 68–76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.teln.2021.09.004  

23. Ivanova S. A., Tleumbetova D. B., Dokuchaeva N. V., Tyurina S. Yu. Development of the potential of research activities of students in a technical university // Bulletin of the Karaganda University. Pedagogy Series. – 2022. – Vol. 105 (1). – P. 49–55. DOI: https://doi.org/10.31489/2022Ped1/49-55 

24. Konovalova V. G., Aghgashyan R. V., Galazova S. S. Perspectives and Restraining Factors of HR Analytics in the Conditions of Digitization of Human Resources Management // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. – Springer, Cham, 2021. – P. 1015–1024. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-56433-9_106 

25. MacDermott C., Ortiz L. Beyond the business communication course: A historical perspective of the where, why, and how of soft skills development and job readiness for business graduates // IUP Journal of Soft Skills. – 2017. – Vol. 11 (2). – P. 7–24. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3215098   

26. Nakamura Goshima P., Rivero Panaqué C., Velasco Tapia A. Developing research competencies in education students through situated learning // Aula de Encuentro. – 2019. – Vol. 21 (1). – P. 182–197. DOI: https://doi.org/10.17561/ae.v21i1.10

27. Nijhuis S. A. Somebody Has to Teach Them, But What? Moving Towards Sustainable Teaching of Project Management // Research on Project, Programme and Portfolio Management. Lecture Notes in Management and Industrial Engineering / Cuevas R., Bodea C. N., Torres-Lima P. (eds). – Springer, Cham. – 2021. – P. 261–271. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-60139-3_18  

28. Persaud A. Key competencies for big data analytics professions: A multimethod study // Information Technology & People. – 2021. – Vol. 34 (1). – P. 178–203. DOI: https://doi.org/10.1108/ITP-06-2019-0290

29. George Reyes C. E., Glasserman Morales L. D. Research Competencies Mediated by Technologies: A Systematic Mapping of the Literature // Education in the Knowledge Society. – 2021. – Vol. 22. – P. e23897. DOI: https://doi.org/10.14201/eks.23897

30. Roman A. Research Competencies and Performance of Higher Education Institutions (HEI) Faculty // International Journal of research publications. – 2021. – Vol. 78 (1). – P. 37–44. DOI: https://doi.org/10.47119/IJRP100781620211975  

31. Shapieva A. V., Nolev E. V., Ochirov O. S. Involvement of schoolchildren of Buryatia and the Transbaikal Territory in scientific activities // SHS Web of Conferences. EDP Sciences. – 2019. – Vol. 121. – P. 03002. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202112103002

32. Yan L., Yinghong Y., Lui S. M., Whiteside M., Tsey K. Teaching “soft skills” to university students in China. The feasibility of an Australian approach // Educational Studies. – 2019. Vol. 45 (2).P.242–258. DOI: https://doi.org/10.1080/03055698.2018.1446328 

Дата публикации 31.12.2023