Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 7–30
УДК: 
371.1+372.857+372.891+378.2

Оценка сформированности STEAM-компетентности будущих учителей естественно-научных учебных предметов

Сологуб Н. С. 1 (Минск, Беларусь), Науменко Н. В. 1 (Минск, Беларусь), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования STEAM-компетентности будущих учителей естественно-научных учебных предметов на первой ступени высшего образования. Цель статьи – оценка сформированности STEAM-компетентности будущих учителей естественно-научных учебных предметов.
Методология. Методология исследования основана на принципах интегративности, комплексности, контекстности и базовых идеях STEAM-образования в формировании STEAM-компетентности будущих учителей естественно-научных учебных предметов.
Авторы обобщили существующие подходы к выделению ключевых компетенций и на их основании разработали структуру STEAM-компетентности, которая положена в основу авторской программы учебной дисциплины «STEAM-подход в естественно-научном образовании», включенной в учебный план по специальности «Биология и география» и прошедшей апробацию в образовательном процессе. При проведении итоговых контрольных мероприятий у обучающихся был продиагностирован уровень сформированности компонентов STEAM-компетентности, включавший сравнительный анализ анкет учителей и обучающихся и сравнительную оценку уровня сформированности некоторых компонентов STEAM-компетентности контрольной и экспериментальной групп.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь и на факультете естествознания Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. В исследовании приняли участие 33 учителя естественно-научных учебных предмета и 70 обучающихся факультета естествознания Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. Были использованы методы теоретического анализа, сравнения, анкетирования, тестирования, статистической обработки данных.
Результаты. В процессе исследования обосновывается необходимость введения в содержание подготовки будущих учителей учебной дисциплины «STEAM-подход в естественно-научном образовании». В результате показана необходимость формирования STEAM-компетентности у будущих учителей естественно-научных учебных предметов, разработана и обоснована система их подготовки к реализации STEAM-образования в ходе их профессиональной практической деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что эффективность подготовки будущих учителей-естественников к работе в логике STEAM напрямую определена наличием в учебных планах дисциплин, которые в процессе обучения по естественно-научным специальностям активно вовлекают обучающихся в STEAM-образование.
Заключение. Полученные результаты доказывают эффективность формирования STEAM-компетентности будущих учителей естественно-научных учебных предметов при реализации системы целенаправленной методической подготовки при обучении на первой ступени высшего образования. Реализация учебной дисциплины «STEAM-подход в естественно-научном образовании» как одного из элементов методической подготовки будущих учителей естественно-научных учебных предметов к реализации STEAM-образования способствует повышению их STEAM-компетентности.

Ключевые слова: 

образование, естественно-научное образование, учителя естественно-научных учебных предметов, STEAM-образование, STEAM-компетентность, STEAM-подход

Библиографическая ссылка:
Сологуб Н. С., Науменко Н. В., Айзман Р. И. Оценка сформированности STEAM-компетентности будущих учителей естественно-научных учебных предметов // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 7–30. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.01
Список литературы: 
  1. Алимбекова Г. Б., Бабаев Д., Айдарбекова А. А. Особенности организации STEM-образования // Известия вузов Кыргызстана. – 2018. – № 4. – С. 126–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36605268
  2. Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М., Шатунова О. В. Формирование образовательной среды нового качества в рамках подготовки педагогов дополнительного образования для реализации STEAM // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 4. – С. 14–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46521765 
  3. Баяндина О. В. Анализ подходов к пониманию категории «Универсальные компетенции» // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1 – С. 38–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46491105
  4. Бюллер А. Г., Меркушева М. Е. Из опыта разработки системы оценивания и развития метапредметных УУД // Пермский педагогический журнал. – 2018. – № 9. – С. 11–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36869720
  5. Вычужанина С. В. Организация внеурочной деятельности с использованием STEAM-технологии // Научно-методический журнал Поиск. – 2019. – № 3. – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271207
  6. Григорьев С. Г., Курносенко М. В. Внедрение элементов STEM-образования в подготовку педагогов по профилю «Информатика и технологии» // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 2. – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35260903
  7. Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2019. – № 4. – С. 295–307. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42358361
  8. Конюшенко С. М., Жукова М. С., Мошева Е. А. STEM vs STEAM-образование: изменение понимания того, как учить // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 99–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35248833
  9. Печерская Е. А., Савеленок Е. А., Артамонов Д. В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. – 2017. – № 8. – С. 96–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30771399
  10. Сологуб Н. С., Аршанский Е. Я. Особенности построения учебной дисциплины «STEAM-подход в естественнонаучном образовании» в контексте подготовки будущих учителей естественнонаучных учебных предметов // Вышэйшая школа. – 2021. – № 3. – С. 47–52. URL: https://elibrary.ru/qdkihn 
  11. Сологуб Н. С., Аршанский Е. Я. STEAM-компетентность как интегративное качество современного педагога // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя П.М. Машэрава. – 2022. – № 1. – С. 54–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48213768
  12. Aguilera D., Ortiz-Revilla J. STEM vs. STEAM Education and Student Creativity: A Systematic Literature Review // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11 (7). – P. 331–345. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11070331
  13. Belbase S., Mainali B. R., Kasemsukpipat W., Tairab H., Gochoo M., Jarrah A. At the dawn of science, technology, engineering, arts, and mathematics (STEAM) education: prospects, priorities, processes, and problems // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. – 2022. – Vol. 53 (11). – P. 2919–2955. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2021.1922943
  14. Bertrand M. G., Namukasa I. K. STEAM education: student learning and transferable skills // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. – 2020. – Vol. 13 (1). – P. 43–56. DOI: https://doi.org/10.1108/JRIT-01-2020-0003
  15. Cedere D., Birzina R., Pigozne T., Vasilevskaya E. Perceptions of Today’s Young Generation about Meaningful Learning of STEM // Problems of Education in the 21st Century. – 2020. – Vol. 78 (6). – P. 920–932. DOI: https://doi.org/10.33225/pec/20.78.920  
  16. Conradty C., Bogner F. X. STEAM teaching professional development works: Effects on students’ creativity and motivation // Smart Learning Environments. – 2020. – Vol. 7 (1). – P. 26. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-020-00132-9 
  17. Dubek M., DeLuca C., Rickey N. Unlocking the potential of STEAM education: How exemplary teachers navigate assessment challenges // The Journal of Educational Research. – 2021. – Vol. 114 (6). – P. 513–525. DOI: https://doi.org/10.1080/00220671.2021.1990002
  18. Fadzil H. M., Saat R. M., Awang K., Adli D. S. H. Students’ perception of learning STEM-related subjects through scientist-teacher-student partnership (STSP) // Journal of Baltic Science Education. – 2019. – Vol. 18 (4). – P. 537–548. DOI: https://doi.org/10.33225/jbse/19.18.537
  19. Holbrook J., Rannikmäe M., Soobard R. STEAM Education – A Transdisciplinary Teaching and Learning Approach // Science Education in Theory and Practice. – 2020. – P. 465–477. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-43620-9_31
  20. Lee Y. Examining the Impact of STEAM Education Reform on Teachers’ Perceptions about STEAM in Uzbekistan // Asia-Pacific Science Education. – 2021. – Vol. 7 (1). – P. 34–63. DOI: https://doi.org/10.1163/23641177-bja10025
  21. Lytra N., Drigas A. STEAM education- metacognition – Specific Learning Disabilities // Scientific Electronic Archives. – 2021. – Vol. 14 (10). – P. 41–48. DOI: https://doi.org/10.36560/141020211442
  22. Ozkan G., Umdu Topsakal U. Exploring the effectiveness of STEAM design processes on middle school students’ creativity // International Journal of Technology and Design Education. – 2019. – Vol. 31. – P. 95–116. DOI: https://doi.org/10.1007/s10798-019-09547-z
  23. Perignat E., Katz-Buonincontro J. STEAM in practice and research: An integrative literature review // Thinking Skills and Creativity. – 2019. – Vol. 31 (1). – P. 31–43. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.10.002
  24. Tran N.-H., Huang C.-F., Hung J.-F. Exploring the Effectiveness of STEAM-Based Courses on Junior High School Students’ Scientific Creativity // Frontiers in Education. – 2021. – Vol. 6. – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.666792
Дата публикации 31.10.2023