Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 1, С. 168–183
УДК: 
372.881.1+ 811.111.2

Исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией

Шамов А. Н. 1 (Нижний Новгород, Россия), Меркиш Н. Е. 2 (Москва, Россия), Принципалова О. В. 3 (Москва, Россия)
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
2 МГИМО
3 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи – исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией.
Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.

Ключевые слова: 

глобальная цифровая среда; информационный ресурс; концепт немецкой лингвокультуры; культурно-концептная информация; обучение иностранному языку; обучение иноязычной культуре.

Библиографическая ссылка:
Шамов А. Н., Меркиш Н. Е., Принципалова О. В. Исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 168–183. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.08
Список литературы: 

              1.          Bonsen M. Veränderung von Schule und Unterricht – eine psychologische Perspektive // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2019. – Vol. 66. – P. 69–71. DOI: https://doi.org/10.2378/peu2019.art05d

              2.          Bürger N., Haselmann S., Baumgart J., Prinz G., Girnat B., Meisert A., Menthe J., Schmidt-Thieme B., Wecker C. Beyond professional knowledge: A systematic literature review on attitude- and motivation-related factors influencing the use of digital technology in teaching [Jenseits von Professionswissen: Eine systematische Überblicksarbeit zu einstellungs- und motivationsbezogenen Einflussfaktoren auf die Nutzung digitaler Technologien im Unterricht] // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. – 2021. – Vol. 24 (5). – P. 1087–1112. DOI: https://doi.org/10.1007/s11618-021-01050-3

              3.          Chambers D. Media and Moral Education: A Philosophy of Critical Engagement // Educational Theory. – 2020. – Vol. 70 (6). – P. 807–816. DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12455

              4.          Cuervo Sánchez S. L., Foronda Rojo A., Rodríguez Martínez A., Medrano Samaniego C. Media and information literacy: a measurement instrument for adolescents // Educational Review. – 2021. – – Vol. 73 (4). – P. 487–502. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2019.1646708

              5.          Fandrych Ch., Meißner C., Wallner F. Gesprochene Sprache im DaF/DaZ-Unterricht: Zugänge zu authentischem sprachlichem Handeln mit ZuMult // Materialien Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. – 2021. – Vol. 107. – P. 309–322. DOI: https://doi.org/10.17875/gup2021-1839

              6.          Guntersdorfer I. R. From the multilingual to the intercultural in the current German political, academic and pedagogical discourse // Journal of Multicultural Discourses. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. 61–77. DOI: https://doi.org/10.1080/17447143.2019.1592176

              7.          Kytina V., Kharlamova M., Bartosh D. Criteria for authentic text in accordance with modern trends in the development of society and education // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29 (6). – P. 162–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45465590

              8.          Lambton-Howard D., Kiaer J., Kharrufa A. 'Social media is their space': student and teacher use and perception of features of social media in language education // Behaviour & Information Technology. – 2021. – Vol. 40 (16). – P. 1700–1715. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929X.2020.1774653

              9.          Liu Y. Research on Online and Offline Mixed Teaching Practice Based on College Film and Television Literature Course // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 3336282. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/3336282

          10.          Lv Y. Cultivation of Teenagers' Digital Media Literacy and Network Legal Literacy in the Era of Digital Virtual Technology // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2978460. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2978460

          11.          Mirra N., Kelly L., Garcia A. Beyond fake news: Culturally relevant media literacies for a fractured civic landscape // Theory into Practice. – 2021. – Vol. 60 (4). – P. 340–349. DOI: https://doi.org/10.1080/00405841.2021.1983316

          12.          Peng X. Holistic Language Teaching Method in College English Vocabulary Teaching under Big Data and Multimedia Environment // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 4250202. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/4250202

          13.          Polushkina T. A., Tareva E. G. Developing L2 prosodic competence online: Implications of the emergency remote teaching // XLinguae. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 38–48. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46743367

          14.          Shamov A. N., Guseva L. V. The role of evaluation tools kit in recording of foreign language learning results // Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. – 2018. – Vol. 677. – P. 203–209. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_25 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31080592

          15.          Simons M., Smits T., Janssenswillen P. Newspapers as teaching tools for media literacy education what makes teachers use newspapers in their classrooms? // Educational Media International. – 2020. – Vol. 57 (4). – P. 332–352. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2020.1848510

          16.          Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2019. – Vol. 907. – P. 237–244. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_26 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36858603

          17.          Todescu V. Useful apps for teaching German as a foreign language [Nützliche apps für den daf-unterricht] // Journal of Linguistic and Intercultural Education. – 2019. – Vol. 12 (1). – P. 151–161. DOI: https://doi.org/10.29302/jolie.2019.12.1.11

          18.          Wu F., Huang Sh., Cheng L. Analyzing the Application of Multimedia Technology Assisted English Grammar Teaching in Colleges // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 4422754. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/4422754

          19.          Xie C. Effectiveness of Computer-Aided Technology for Teaching English Courses in the Internet Era // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2133028. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2133028

          20.          Yunjie J. Research on the practice of college English classroom teaching based on Internet and artificial intelligence // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. – 2021. – Vol. 6. – P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.3233/jifs-219121

          21.          Безгодова С. А., Микляева А. В. Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 64–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46513826

          22.          Воевода Е. В., Мутаф Г. Н. Роль социокультурных факторов в обучении студентов миноритарному языку // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 3. – С. 127-135. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-127-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42615196

          23.          Игнатова Е. М., Пивоварова Е. В. Орфографические особенности, семантические связи и способы перевода композитообразований концептосферы “Corona” (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14, № 4. – С. 1148-1154. DOI: https://doi.org/10.30853/phil210133 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45633759

          24.          Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 1. – С. 7–27. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50355416

          25.          Мюллер Ю. Э. Принципы организации смешанного курса по немецкому языку как иностранному на платформе Moodle // Научный диалог. – 2018. – № 4. – С. 340–352. DOI: http://dx.doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-340-352 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32839150

          26.          Сафонова В. В. Философская бинарная оппозиция "диалог культур - не-диалог культур" в лингводидактическом рассмотрении // Преподаватель XXI век. – 2018. – № 2–1. – С. 20–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35254911

          27.          Северова Н. Ю., Мюллер Ю. Э. Дидактические возможности цифровых ресурсов в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 7. – С. 38–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43461588

          28.          Чернышов С. В. Лингвоконцептодидактика как перспективное направление современных лингводидактических исследований // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2016. – № 2. – С. 130–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26124769

          29.          Чигашева М. А., Елизарьева М. А., Ларина Т. С. Национально-культурная специфика политического языка лидеров блока ХДС/ХСС // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 4. – С. 152–165. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43144454

          30.          Шамов А. Н., Шлыкова Ю. В. Речевая компетенция студентов поколения Z: особенности формирования // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 12. – С. 70–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47374257

          31.          Яковлева Т. А. Национально-культурная специфика австрийского немецкого в сферах экономики, политики и права // Филологические науки в МГИМО. – 2020. – № 3. – С. 131–137. DOI: https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-131-137 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934119

Дата публикации 29.02.2024