Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 1, С. 96–123
УДК: 
101.1+159.9.01+316.444+371

Профессиональное образование как способ раскрытия многомерной целостности человека

Баркова В. В. 1 (Челябинск, Россия), Мамылина Н. В. 1 (Челябинск, Россия), Уварина Н. В. 2 (Челябинск, Россия), Бечиев Ш. Ш. 3 (Москва, Россия), Ворожейкина А. В. 1 (Челябинск, Россия), Савченков А. В. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
3 Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования
Аннотация: 

Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы.
В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией.
Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами. Это требует специальных технологий и через доказательную педагогику (англ. Evidence-based pedagogy – педагогику, основанную на доказательствах) получить выход к педагогической практике, в которой решения о применении педагогических подходов и методов профессионализации принимаются, исходя из имеющихся доказательств их эффективности, а такие доказательства подвергаются поиску, сравнению, обобщению.
Методология. Методологическую основу исследования составили философско-культурологический и системный подходы. Теоретико-методологической опорой в выстраивании материала выступил диалектический метод, способствующий объективному схватыванию конкретно-исторических обстоятельств бытия человека в контексте профессионального становления. Среди методов, которыми пользовались авторы, следует обозначить сравнительно-исторический, дедуктивный, хронологический, обобщение и анализ.
Результаты. Основные результаты, изложенные в статье, заключаются в философско-культурологическом и социально-философском анализах генезиса профессионального образования и определении его специфических социокультурных особенностей в сравнительно-сопоставительном контексте общественного развития в различных исторических цивилизациях. Впервые в обобщенном виде описано становление профессионального образования в самостоятельный социальный феномен и его институализация, эволюция профессионализма на примере древних Китая, Греции, Рима. Исследовательскую ценность представляет анализ зарождения феномена профессионального образования в Европе, профессиональной деятельности, отражающих общественные заботы и достижения, констатирующие ключевые аспекты взаимодействия образования с социокультурным кодом эпохи. Акцентируется внимание на профессиональном образовании в эпоху Средних веков с момента появления мануфактур, а также инновациях эпохи Просвещения. Проведенный философско-культурологический анализ становления профессионального образования в мире послужил предпосылкой анализа его развития в России начиная с эпохи правления Петра I до настоящего времени. При этом подчеркивается необходимость формирования принципиально новой концепции профессионального образования, основанной на учете природных задатков человека, переосмысления концепта профессионального образования с онтологических, аксиологических, праксиологических и других позиций.
Заключение. Анализ становления системы профессионального образования в различные эпохи, начиная с древнего мира по настоящее время, позволил авторам обосновать позицию о том, что профессиональное образование должно базироваться на природных задатках человека, его способностях и возможностях и выступать одним из способов актуализации его многомерной целостности и социальной самодостаточности. Зафиксировано, что на разных временных этапах становления профессиональное образование выступает как феномен деятельности специфического вида, способствующий самореализации человека в динамично меняющемся мире. В этом плане доминирующая роль принадлежит понимающей и доказательной педагогикам и их методическим наработкам, направленным на формирование профессиональной активности человека.

Ключевые слова: 

профессиональное образование; профессия; просвещение; квалификация; многомерная целостность человека; образовательные традиции; природные задатки

Библиографическая ссылка:
Баркова В. В., Мамылина Н. В., Уварина Н. В., Бечиев Ш. Ш., Ворожейкина А. В., Савченков А. В. Профессиональное образование как способ раскрытия многомерной целостности человека // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 96–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.05
Список литературы: 
  1. Harris R., Clayton B. The value of vocational education and training // International Journal of Training Research. – 2020. – Vol. 18 (3). – P. 185–190. DOI: https://doi.org/10.1080/14480220.2020.1860309
  2. McGrath S., Yamada S. Skills for development and vocational education and training: Current and emergent trends // International Journal of Educational Development. – 2023. – Vol. 102. – P. 102853. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102853
  3. Dubé A. K., Wen R. Identification and evaluation of technology trends in K-12 education from 2011 to 2021 // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 27 (2). – P. 1929–1958. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10689-8
  4. Yasin M. R., Amin Nur Y. F., Ridzwan C. R., Ashikin H. T., Bekri R. M. Current Trends in Technical and Vocational Education Research: A Meta-Analysis // Asian social science. – 2013. – Vol. 9 (13). – P. 243–251. DOI: https://doi.org/10.5539/ass.v9n13p243
  5. Han Y., Hu Y., Huang Y. Development of Vocational Education in Contemporary China: New Trends and New Dilemmas // Proceedings of the 2022 International Conference on Science Education and Art Appreciation (SEAA 2022). – 2022. – P. 515–525. DOI: https://doi.org/10.2991/978-2-494069-05-3_64
  6. Киреева Э. Ф., Чапаев Н. К. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 4. – С. 65–75. DOI: https://doi.org/10.21510/18173292_2022_98_4_65_74  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50155992
  7. Прокопчук А. Р., Удалова Н. В., Рыбакова Е. Е. Формирование профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в вузе в условиях модернизации системы высшего образования // Человеческий капитал. – 2022. – № 2. – С. 159–165. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2022.02.17  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48007115
  8. Barrow R. Social Science, Philosophy and Education // Philosophical Inquiry in Education. – 2019. – Vol. 26 (2). – P. 146–155. DOI: https://doi.org/10.7202/1071437ar
  9. Gherab K. An Approach to the Philosophy of Education. // International Education and Learning Review. – 2022. – Vol. 10 (4). – P. 445–461. DOI: https://doi.org/10.37467/revedu.v10.4775
  10. Бакурадзе А. Б. Исследование управления социальной организацией: философско-методологический аспект // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 2. – С. 94–102. DOI: https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2019.2.94  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37600466
  11. . Kasper T. The field of history of education – from development to stagnation, crisis and perhaps a «new» beginning: the Czech example // Paedagogica Historica. – 2022. – Vol. 58 (6). – P. 920–943. DOI: https://doi.org/10.1080/00309230.2022.2055968
  12. Giannakis D., Ourmazd A., Slawinska J., Zhao Z. Spatiotemporal Pattern Extraction by Spectral Analysis of Vector-Valued Observables // Journal of Nonlinear Science. – 2019. – Vol. 29(5). – P. 2385–2445. DOI: https://doi.org/10.1007/s00332-019-09548-1
  13. Fahim T., Zoair N. Education in Ancient Egypt till the End of the Graeco-Roman Period: Some Evidences for Quality // Journal of Association of Arab Universities for Tourism and Hospitality. – 2016. – Vol. 13 (3). – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.21608/jaauth.2016.53848 URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Education-in-Ancient-Egypt-till-the-End-of-the-Some-Fahim-Zoair/874fb43668d5300be93c5df3bc7c2b844409243c

14. Duan S., Wang J., Yang H., Su Q. Disentangling the cultural evolution of ancient China: a digital humanity perspective // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10 (1). – P. 310. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01811-x

15. Wang J., Lin J. Traditional Chinese Views on Education as Perceived by International Students in China: International Student Attitudes and Understandings // Journal of Studies in International Education. – 2019. – Vol. 23 (2). – P. 195–216. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315318797356

16. Okhorzina Y. O., Jia M. Chinese Educational Traditions and their Impact on the Process of Learning Russian // International Conference for International Education and Cross-cultural Communication. Problems and Solutions (IECC-2015). – Vol. 215. – P. 79–83. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.577

17. Стреха Е. А. Присвоение ученых степеней в средневековом Китае // Историко-педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 115–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18363071

18. Boffi P., Clerici M., Gallace A., Lanzi P. L. An educational experience in ancient Rome to evaluate the impact of virtual reality on human learning processes // Computers & Education: X Reality. – 2023. – Vol. 2. – P. 101014. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cexr.2023.100014

19. Нагапетян В. А. Историко-педагогический анализ взглядов античных мыслителей на природу риторического образования юристов // Вопросы педагогики. – 2019. – № 3. – С. 208–212. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37187218

20. Van Ryn A., Burns E. Ancient natural philosophy: A resource for environmental education // Australian Journal of Environmental Education. – 2020. – Vol. 36 (1). – P. 81–89. DOI: https://doi.org/10.1017/aee.2019.28

21. Золотарева Т. А. Идея техники в Античности // Гуманитарный вектор. – 2019. – Т. 14, № 2. – С. 89–94. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-2-89-94 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37711379

22. Войтеховская М. П., Куперт Ю. В. Зарождение государственной системы образования в российской империи // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С 39–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17690376

23. Gonon P., Deissinger T. Towards an international comparative history of vocational education and training // Journal of Vocational Education & Training. – 2021. – Vol. 73 (2). – P. 191–196. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2021.1912945

24. Marhuenda-Fluixá F. Conflicting roles of vocational education: Civic, Industrial, Market and Project Conventions to address VET scenarios // Hungarian Educational Research Journal. – 2022. – Vol. 12 (3). – P. 248–262. DOI: https://doi.org/10.1556/063.2021.00078

25. Focacci C. N., Perez C. The importance of education and training policies in supporting technological revolutions: A comparative and historical analysis of UK, US, Germany, and Sweden (1830–1970) // Technology in Society. – 2022. – Vol. 70. – P. 102000. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2022.102000

26. Broberg Å., Lindberg V., Wärvik G.-B. Women’s vocational education 1890–1990 in Finland and Sweden: the example of vocational home economics education // Journal of Vocational Education & Training. – 2021. – Vol. 73 (2). – P. 217–233. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2021.1889646

27. Щеглова Т. М. Развитие системы отечественного среднего профессионального образования // Историко-педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 45–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48028126  

28. Гордиенко Т. П. О некоторых направлениях научного поиска изучения системы среднего профессионального (специального) образования в СССР // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. – 2022. – № 4. – С. 47–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53732284

29. Баркова В. В., Уварина Н. В., Мамылина Н. В., Щагина Г. В., Савченков А. В. Образовательное пространство как феномен историко-философского знания: теоретико-методологические основания // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 73–99. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2303.04  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54093652

Дата публикации 29.02.2024