Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 209–232
УДК: 
371.597+371.8.07+37.017.4+330.8

Культурный трансфер школьного партисипаторного бюджетирования и советская традиция воспитания

Карпова Е. М. 1 (Москва , Россия), Вагин В. В. 2 (Москва, Россия), Куприянов Б. В. 3 (Москва, Россия)
1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
2 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
3 НИФИ Минфина РФ
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор литературы по проблеме культуросообразности практики школьного партисипаторного бюджетирования в традиционном для нашей страны представлении о воспитании. Цель статьи – оценить сообразность идей школьного партисипаторного бюджетирования традиционным подходам к воспитанию, сформировавшимся в ХХ в. (наследие С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, И. П. Иванова).
Методология. В качестве методологической основы исследования выступает концепция культурного трансфера – изучение привнесенной культурной формы (объекта трансфера) и резонанса с традиционными культурными нормами (адресом трансфера). Использовались процедуры сравнительно-сопоставительного анализа текстов авторитетных советских педагогов и статей зарубежных, отечественных авторов о школьном партисипаторном (инициативном) бюджетировании, параметры сравнения представляют собой модификацию компонентов воспитательной системы школы.
Результаты. Сообразность школьного партисипаторного бюджетирования советской традиции воспитания раскрыта через следующие основные результаты: охарактеризовано сходство в представлениях о воспитательном идеале (общественно активный, инициативный гражданин-хозяин, ориентированный на улучшение окружающей среды, способный выражать и отстаивать свои интересы); установлены общие черты в позиционировании детско-взрослой общности как хозяйствующей и самоуправляемой организации; предложена и обоснована аналогия «социальное творчество» – «эксперименты с демократией»; партнерство в детско-взрослых отношениях представлено как общая черта сравниваемых явлений; в обоих случаях выявлена определяющая роль социальной технологии взаимодействия участников отношений.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что школьное партисипаторное бюджетирование не противоречит представлениям авторитетных педагогов ХХ в. о воспитании, более того, позволяет обогатить советский опыт современными решениями, учитывающими реалии рыночной экономики.

Ключевые слова: 

педагогическая компаративистика; международный опыт гражданского воспитания; теория и практика воспитания; советская педагогика; оценка культуросообразности; педагогические инновации; культурный трансфер; школьное партисипаторное бюджетирование

Библиографическая ссылка:
Карпова Е. М., Вагин В. В., Куприянов Б. В. Культурный трансфер школьного партисипаторного бюджетирования и советская традиция воспитания // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 209–232. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.10
Список литературы: 
  1. Богуславский М. В., Меттини Э. Трактовка аксиологических основ воспитательной системы А. С. Макаренко педагогами Италии // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2020. – № 3. – С. 50–58. DOI: https://doi.org/10.24411/2541-9056-2020-12004 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44323157
  2. Богуславский М. В., Садовников Е. Ю. Генезис реформирования школьного математического образования во Франции и его влияние на математическое образование в СССР в период 1960–1970-х гг. // Проблемы современного образования. –2023. – № 2. – С. 142–156. DOI:  https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-2-142–156 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53837233
  3. Богуславский М. В., Богуславская Т. Н., Милованов К. Ю., Овчинников А. В. Культурно-исторические основы развития отечественного образования и педагогики второй половины ХХ – начала XXI вв. // Проблемы современного образования. – 2020. – № 3. – С. 93–105. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-3-93-105 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43158894
  4. Гаврилова Н. В. Партисипаторное бюджетирование в Португалии: перспективы развития // Право и управление. XXI век. – 2019. –Т. 15, № 1. – С. 61–68. DOI: https://doi.org/10.24833/2073-8420-2019-1-50-61-68 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38537831
  5. Гаврилова Н. В., Шугуренский Д. Демократизация системы образования через партисипаторные практики в школах и университетах США // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 7. – С. 99–121. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-99-121 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46565081
  6. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16, № 1. – С. 57–67. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160106 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42647390
  7. Куприянов Б. В., Карпова Е. М., Шевевлев М. А. Школьное инициативное бюджетирование как воспитательная технология // Народное образование. – 2022. – № 6. – С. 130–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50176100 
  8. Куприянов Б. В., Карпова Е. М., Шевевлев М. А., Возняк С. А. Региональная история одной социально-педагогической инновации (школьное инициативное бюджетирование в Ханты-мансийском автономном округе - Югре) // Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 3. – С. 177–183. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-177-183  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50092033
  9. Лукьянова Н. Г. Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Финансовый журнал. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-61-69 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45613288

10. Османов К. М., Аблязова С. А. Школьное инициативное бюджетирование в республике Крым // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. – 2023. – № 2. – С. 139–143. DOI: https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2023.80.2.026 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54131948

11. Смердова Е. А. Наследие С. Т. Шацкого в современной школьной проектной деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2023. – № 1. – С. 59–70. DOI: https://doi.org/10.24412/2308-7196-2023-1-59-70 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50202955

12. Фишман Л. Г. Эпоха добродетелей: после советской морали: монография. – М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 230 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48607041

13. Шикалов Е. Н. Международный опыт школьного партисипаторного бюджетирования // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 1. – P. 53. URL: https://esj.today/PDF/63ECVN123.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53827008

14. Novella Camara M. A., Crespo i Torres F., Pose Porto H. Meetings Between Professionals for the Inclusion of Children in Citizen Participation: A Formative Experience // Social Inclusion.– 2022. – Vol. 10 (2). – P. 5018. DOI: https://doi.org/10.17645/si.v10i2.5018 

15. Bartlett T., Schugurensky D. Reinventing Freire in the 21st Century: Citizenship Education, Student Voice and School Participatory Budgeting // Current Issues in Comparative Education. – 2021. – Vol. 23 (2). – P. 8571. DOI: https://doi.org/10.52214/cice.v23i2.8571 

16. Bartlett Т., Schugurensky D. Inclusive civic education and school democracy through participatory budgeting // Education, Citizenship and Social Justice. – 2023. – P. 17461979231160701. DOI: https://doi.org/10.1177/17461979231160701 

17. Elsenburg L. K., Abrahamse M. E., Harting J. Implementation of a Dutch school-based integrated approach targeting education, health and poverty – a process evaluation // Health Promotion International.– 2021. – Vol. 37 (1). – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1093/heapro/daab028 

18. Esteban M. B., Novella A. M., Martínez M. Principle of progressive autonomy, participation, and recognition of agency. Substantive citizenship in the transition from childhood to adolescence // Foro de Educación.– 2022. – Vol. 20 (1). – P. 134–157. DOI: https://doi.org/10.14516/fde.929 

19. Gibbs N. P., Bartlett T., Schugurensky D. Does School Participatory Budgeting Increase Students’ Political Efficacy? Bandura’s ‘Sources’, Civic Pedagogy, and Education for Democracy // Curriculum and Teaching. – 2021. – Vol. 36 (1). – P. 5–27. DOI: https://doi.org/10.7459/ct/36.1.02

20. Goldfrank B., Schugurensky D. Participatory Budgeting, Civic Education, and Political Capital // Encyclopedia of Educational Innovation. – 2019. – P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-2262-4_37-1 

21. Lehtonen P., Radzik-Maruszak K. Inclusion as ownership in participatory budgeting: facilitators’ interpretations of public engagement of children and youth // Critical Policy Studies. – 2023. – P. 1–19. DOI: https://doi.org/110.1080/19460171.2023.2192412

22. Pardo-Beneyto G., Abellán-López M. A. Participatory budgeting for young people as democratic socialisation: An approach to the case of Spain // Children & Society. – 2023. –Vol. 37 (5). – P. 1555–1575. DOI: https://doi.org/10.1111/chso.12690

23. Pearse Н. Refurbishing Democracy: More Direct, More Deliberative, and Younger // Perspectives on Public Management and Governance. –2021. –Vol. 5 (1). – P. 11–15. DOI: https://doi.org/10.1093/ppmgov/gvab029 

24. Pearse Н. Children, Voting, and the Meaning of Universal Suffrage // Political Studies Review. – 2023. – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1177/14789299231195454 

25. Guedes da Mota М. V., dos Santos Silva R. Humanistic education and Participatory Budget Possible Application in Mirandela and Bragança Teaching Units // Research, Society and Development. 2021. Vol. 10 (4). – P. e8310413811. DOI: https://doi.org/10.33448/rsd-v10i4.13811

Дата публикации 31.12.2023