Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 7–36
УДК: 
37.013+371.124.92

Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями: оценка ожиданий и потенциала совершенствования воспитательной работы с обучающимися

Лаврентьева О. А. 1 (Новосибирск, Россия), Скрыпникова Е. М. 1 (Новосибирск, Россия), Дейч Б. А. 1 (Новосибирск, Россия), Лаврентьева З. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье актуализирована проблема влияния на совершенствование воспитательной работы с обучающимися внедрения в образовательные организации должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Целью статьи является оценка ожиданий, экспертиза опыта и определение потенциала совершенствования воспитания детей и молодежи в контексте деятельности советника.
Методология. Исследовательский характер материалов основывается на теоретическом анализе сущности деятельности советника, его компетентности и сферах взаимодействия с обучающимися и педагогами. Основой анализа выступают: теория развития личности в процессе воспитания, концепция субъектности участников воспитательной деятельности, идеи представления советниками интересов детства и учета их антропологических потребностей, положения педагогического руководства целенаправленностью воспитания. В качестве методов эмпирического исследования используется опрос педагогов и действующих советников, организация фокус-групп и рефлексия опыта.
Результаты. В работе выделены пожелания педагогов образовательных организаций к возрастным характеристикам советников, их компетенциям и направлениям деятельности; сравниваются запросы с оценкой своей деятельности реально действующих советников; представлен положительный опыт деятельности советников; определена степень удовлетворенности советников в процессе взаимодействия с обучающимися, педагогами, родителями и руководителями детских общественных объединений. Зафиксированы затруднения и ограничения деятельности советников, проанализированы противоречия и потенциал влияния советников на совершенствование воспитания детей и молодежи.
В целом исследование зафиксировало положительный отклик педагогов и действующих советников на необходимость активизации воспитательной работы, продемонстрировало устойчивость запроса на повышение активности и субъектности обучающихся.
Заключение. Исследование показало, что влияние советников на совершенствование воспитательной работы будет более успешным, если продолжится разработка теоретических подходов к пониманию сущности деятельности советника, его роли и функций в образовательной организации, четко обозначатся профессиональные компетенции, будет обеспечено научно-методическое сопровождение обучения и деятельности советников.

Ключевые слова: 

система воспитания; образовательная организация; советник директора по воспитанию; процессе взаимодействия с обучающимися; детские общественные организации.

Библиографическая ссылка:
Лаврентьева О. А., Скрыпникова Е. М., Дейч Б. А., Лаврентьева З. И. Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями: оценка ожиданий и потенциала совершенствования воспитательной работы с обучающимися // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 7–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.01
Список литературы: 
  1. Мудрик А. В., Никитская Е. А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 2. – С. 224–230. DOI: https://doi.org/10.24411/2073-3305-2021-2-224-230  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46126369
  2. Ponce Ceballos S., García-Cabrero B., Islas Cervantes D., Martínez Soto Y., Serna Rodríguez A. From Tutoring to Mentoring. Reflections on the Diversity of Teaching Functions // Páginas de Educación. – 2018. – Vol. 11 (2). – P. 215. DOI: http://dx.doi.org/10.22235/pe.v11i2.1635
  3. Лаврентьева З. И., Кохан Н. В., Мурзалимова А. Ж., Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 77–99. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.04
  4. Pantazis V. E. The “Encounter” as an “Event of Truth” in education: An anthropological-pedagogical approach // Educational Theory. – 2012. – Vol. 62 (6). DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12002   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/edth.12002
  5. Андриенко Е. В. Реализация антропологического подхода в образовании как фактор развития личности в условиях меняющегося общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2003. – № 2. – С. 125–137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13101114
  6. Buckley P., Lee P. The impact of extra-curricular activity on the student experience // Active Learning in Higher Education. – 2021. – Vol. 22 (1) – P. 37–48. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787418808988
  7. Bochaver A. A., Zhilinskaya A. V., Khlomov K. D. The Future Prospects of Modern Adolescents in the Life Course Perspective // Russian Education and Society. – 2017. – Vol. 59 (5–6). – P. 217–230. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2017.1408364  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35536632
  8. Denessen E., Keller A., van den Bergh L., van den Broek P. Do Teachers Treat Their Students Differently? An Observational Study on Teacher-Student Interactions as a Function of Teacher Expectations and Student Achievement // Education Research International. – 2020. – Vol. 2020. – P. 2471956. DOI: https://doi.org/10.1155/2020%2F2471956 URL: https://www.hindawi.com/journals/edri/2020/2471956/
  9. Tsang A. The value of a semi-formal peer mentorship program for first-year students’ studies, socialization and adaptation // Active Learning in Higher Education. – 2023. – Vol. 24 (2). – P. 125–138. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787420945212

10. Villegas A. M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum // Journal of Teacher Education. – 2002. – Vol. 53 (1). – P. 20–32. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487102053001003

11. Chen T., Liu L., Cui J., Chen X., Wang Y. Developmental trajectory of time perspective: From children to older adults // Psychology Chinese Journal. – 2016. – Vol. 5 (4). – P. 245–255. DOI: https://doi.org/10.1002/pchj.140

12. Lillge D., Knowles A. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction // Teaching and Teacher Education. – 2020. – Vol. 94. – P. 103098. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103098

13. Freire S. F. de C. D., Branco A. U. Dynamics between self and culture in school: A dialogical and developmental perspective // Learning, Culture and Social Interaction. – 2019. – Vol. 20. – P. 24–31. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lcsi.2017.10.004

14. Han J., Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. – 2016. – Vol. 3 (1). – P. 1217819. DOI https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1217819

15. Shin M., Bolkan S. Intellectually stimulating students' intrinsic motivation: The mediating influence of student engagement, self-efficacy, and student academic support // Communication Education. – 2021. – Vol. 70 (2). – P. 146–164. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2020.1828959

16. Савченков А. В., Уварина Н. В. Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 55–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.03

17. Степанов П. В. Как работать с целями и задачами воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 1. – С. 48–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42923442

18. Гусельцева М. С., Асмолов А. Г. Растущий человек в антропологической перспективе: от депривации образов будущего к рождению свободы (к 90-летию со дня рождения академика РАО Д. И. Фельдштейна) // Мир психологии. – 2019. – № 4. – С. 11–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44499230

19. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. – 2013. – № 9. – С. 3–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20794501

20. Абрамова В. В., Ромм Т. А. Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания // Социально-политические исследования. – 2022. – № 2. – С. 139–151. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151 URL: https://elibrary.ru/teqrcj

21. Шустова И. Ю. Становление субъектности современного школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 1. – С. 76–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38497463

22. Бедерханова В. П., Шустова И. Ю. Субъектность школьника: вопросы самовоспитания, саморазвития, взаимодействия // Народное образование. – 2021. – № 4. – С. 131–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46454820

23. Кислов А. Г., Щербин М. Д. К педагогической актуализации концепта субъектности // Ценности и смыслы. – 2022. – № 1. – С. 28–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48239203

24. Rüütmann T. Development of Critical Thinking and Reflection // In: Auer, M., Tsiatsos, T. (eds) The Challenges of the Digital Transformation in Education. ICL 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. – Springer, Cham., 2019. – Vol. 917. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11935-5_85

25. Гущина Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающегося: технологический аспект // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 5. – С. 8–16. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-8-16 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44456063

26. Доронина С. Г. Философское исследование феномена детства: проблемы и перспективы // Социум и власть. – 2021. – № 1. – С. 127–137. DOI: https://doi.org/10.22394/1996-0522-2021-1-127-137  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46216462

27. Засмолина Н. П. Педагогическое содействие как вид социально-педагогической деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 90–99. DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.154.4.010 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49482911

28. Лаврентьева З. И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. – 2023. – № 2. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54208341 

29. Зятюшкова Н. А. «Навигаторы детства»: итоги реализации проекта в 2021–2022 году в Вологодской области // Источник. – 2022. – № 4. – С. 11–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50054709 

30. Карпова К. А. «Навигаторы детства» ‒ первые шаги в новой профессии // Источник. – 2022. – № 2. – С. 25–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49101291

31. Гукаленко О. В., Бермус А. Г., Пустовойтов В. Н., Рыжова О. С. Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России // Социальная педагогика в России. – 2021. – № 6. – С. 8–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47834851

32. Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2. – С. 330–350. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.19  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52657683

33. Сташкевич И. Р., Крупинова Е. О. Система профессионального развития: роль советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 2. – С. 53–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54178114

34. Кисляков А. В., Щербаков А. В., Буранова С. В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2023. – № 2. – С. 133–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53923819

35. Скрыпникова Е. М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 3. – С. 90–101. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.23.03.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54645838

36. Лаврентьева О. А. Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социально-политические исследования. – 2023. – № 3. – С. 110–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54795259

37. Лаврентьева З. И. Профессиональная компетентность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2023. – № 3. – С. 64–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54644790

38. Поздеева С. И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4. – С. 8–13. DOI: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46547602

39. Богдашин А. В., Соловьёва Т. О. Специфика взаимодействия советников директоров по воспитанию с родительским сообществом // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2023. – № 2. – С. 140–145. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-39-140-145  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54084937

40. Лаврентьева О. А. Социально-педагогические технологии взаимодействия с детскими общественными объединениями в деятельности советника по воспитанию // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1. – С. 42–49. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50471495

41. Васильев А. Д. Вожатый vs Навигатор детства // Дополнительное образование Якутии. – 2022. – № 11. – С. 46–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49281837 

42. Удачина Т. В., Сурмина И. В. Время первых // Источник. – 2022. – № 2. – С. 22–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49101290

43. Петухова Н. С. Первые шаги в большом деле // Источник. – 2022. – № 1. – С. 16–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48211239 

44. Пьянкова А. Е. Советник директора по воспитанию: практика работы // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 4. – С. 500–504. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2022.61.487 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49818900

45. Вифлеемский А. Б. Разрушение системы воспитания в школах России // Народное образование. – 2022. – № 1. – С. 28–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48012641

Дата публикации 31.12.2023