Формирование мотивации у студентов к изучению математических дисциплин: эффективность применения контекстных и игровых технологий
2 Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
3 Университет Саньи
4 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов»
Проблема и цель. В статье исследована проблема эффективного применения контекстных и игровых технологий в преподавании математических дисциплин в вузе. Цель статьи - обосновать формирование мотивации студентов к изучению математических дисциплин с использованием контекстных и игровых технологий.
Методология. Были использованы теоретические методы: анализ и обобщение научно-исследовательской литературы отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Результаты. Изучена и проанализирована научно-педагогическая литература отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, проведено теоретико-методологическое исследование. Авторы обобщили опыт использования игровых и контекстных технологий в образовательном процессе и выявили, что результативность их применения достаточно высокая. Анализ результатов тестирования до и после применения технологии свидетельствует, что контекстные и игровые технологии повышают уровень математических знаний посредством формирования мотивации к изучению дисциплин. Анализ результатов анкетирования обучающихся показал, что технологии развивают логическое и аналитическое мышление, содействуют развитию мыслительных способностей, внимания, сообразительности, а также способности студентов самостоятельно приобретать знания. Подчеркивается, что разработанные авторами практико-ориентированные задачи, направленные на интеграцию математических принципов в реальные ситуации и проблемы в различных областях знаний, способны формировать профессиональные компетенции в деятельности будущих высококвалифицированных специалистов. Отмечается, что результаты использования созданных образовательных продуктов в педагогической деятельности были апробированы в академических группах, где авторы проводили практические занятия.
Заключение. Авторами сделан вывод о достаточной эффективности контекстных и игровых технологий в учебной деятельности как технологий, развивающих логическое, практико-ориентированное мышление, мотивирующих студентов к изучению математических дисциплин, и необходимости применения этих технологий в образовательном процессе.
игровые и контекстные технологии; учебная мотивация; логическое мышление; контекстное изучение математики; практико-ориентированные задачи
1 Белько Е. С., Зыкова Т. В., Кытманов А. А., Тихомиров С. А. Технология обучения математике с синергетическим эффектом в процессе освоения адаптационных курсов в вузе // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 4. − С. 118–121. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_4/25.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29948039
2 Abramovich S., Grinshpan A. Z., Milligan D. L. Teaching Mathematics through Concept Motivation and Action Learning // Education Research International. – 2019. − Vol. 2019. – P. 3745406. DOI: https://doi.org/10.1155/2019/3745406
3 Suzanne E. H., Renninger A. K. Interest Development and Its Relation to Curiosity: Needed Neuroscientific Research // Educational Psychology Review. Special Issue: Curiosity and Interest. − 2019. − Vol. 31 (4). − P. 833−852. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-019-09491-3
4 Ainley M. Curiosity and Interest: Emergence and Divergence // Educational Psychology Review. − 2019. − Vol. 31 (4). − P. 789–806. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-019-09495-z URL: http://www.jstor.org/stable/45280821
5 Bachman H. J., Elliott L., Duong S., Betancur L., Navarro M. G., Votruba-Drzal E., Libertus M. Triangulating Multi-method Assessments of Parental Support for Early Math skills // Frontiers in Education. − 2020. – Vol. 5. – P. 589514. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2020.589514
6 Deci E. L., Ryan R. M. The "What" and "Why" of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. – 2000. – Vol. 11 (4). − P. 227−268. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01
7 Peterson E. G., Cohen J. A Case for Domain-Specific Curiosity in Mathematics // Educational Psychology Review. – 2019. − Vol. 31 (4). – P. 807–832. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-019-09501-4
8 Albarracín-Villamizar C. Z., Hernández-Suárez C. A., Prada-Núñez R. Objetos de aprendizaje y desarrollo de habilidades del pensamiento numérico: Análisis mediante un diseño cuasiexperimental // Aibi Revista De investigación, administración e ingeniería. − 2020. − Vol. 8 (3). − P. 131−137. DOI: https://doi.org/10.15649/2346030X.725
9 Wigfield A., Eccles J. S. Expectancy–Value Theory of Achievement Motivation // Contemporary Educational Psychology. − 2000. – Vol. 25 (1). − P. 68−81. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1015
10 Kogan M., Laursen S. L. Assessing Long-term Effects of Inquiry-Based Learning: a Case Study from College Mathematics // Innovative Higher Education. − 2014. – Vol. 39 (3). − P. 183–199. DOI: https://doi.org/10.1007/s10755-013-9269-9
11 Davis A., Gouiding M., Suggate J. Mathematical Knowledge Primary Teachers. 5th Edition. London: Routledge, 2017. − 342 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315621128
12 Ellerton N. F. Engaging pre-service middle-school teacher-education students in mathematical problem posing: development of an active learning framework // Educational Studies in Mathematics. − 2013. − Vol. 83 (1). − P. 87–101. DOI: https://doi.org/10.1007/s10649-012-9449-z
13 Felmer P., Lewin R., Martínez S., Reyes C., Varas L., Chandía E., Dartnell P., López A., Martínez C., Mena A., Ortíz A., Schwarze G., Zanocco P. Primary Mathematics Standards for Pre-Service Teachers in Chile. – World Scientific, Singapore, 2014. – 280 р. ISBN 978-981-4551-81-6. DOI: https://doi.org/10.1142/8948
14 Tenesaca-Simancas M. C., Auccahuallpa-Fernández R., Ávila-Mediavilla C. M. Juegos tradicionales para el aprendizaje de Matemática en niños de Educación Intercultural Bilingüe // Revista Arbitrada Interdisciplinaria Koinonía. − 2022. – Vol. 7 (1). − P. 287−303. DOI: https://doi.org/10.35381/r.k.v7i1.1790
15 Woo J.-Ch. Digital Game-Based Learning Supports Student Motivation, Cognitive Success, and Performance Outcomes // Journal of Educational Technology & Society. − 2014. − Vol. 17 (3). – P. 291−307. URL: http://www.jstor.org/stable/jeductechsoci.17.3.291
16 Tokac U., Novak E., Thompson C. G. Effects of game-based learning on students’ mathematics achievement: A meta-analysis // Journal of Computer Assisted Learning. − 2019.– Vol. 35 (3). − P. 407–420. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12347
17 Riopel M., Nenciovici L., Potvin P., Chastenay P., Patrick C., Sarrasin J. B., Masson S. Impact of serious games on science learning achievement compared with more conventional instruction: An overview and a meta-analysis // Studies in Science Education. − 2019. – Vol. 55 (2). − P. 169–214. DOI: https://doi.org/10.1080/03057267.2019.1722420
18 Ku O., Chen S.-Y., Wu D.-H., Lao A.-C.-C., Chan T.-W. The Effects of Game-Based Learning on Mathematical Confidence and Performance: High Ability vs. Low Ability // Journal of Educational Technology & Society. − 2014. − Vol. 17 (3). – P. 65–78. URL: http://chan.lst.ncu.edu.tw/publications/2014-The%20effects%20of%20game%2...
19 Mayer R. E. Computer games in education // Annual Review of Psychology. − 2019. – Vol. 70 (1). − P. 531–549. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-102744
20 Богданова Е. В. Исследование практики применения инструментов геймификации в современном педагогическом образовании // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4. – С. 95–105. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.09 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50020239
21 Кондрашова Е. В. Геймификация в образовании: математические дисциплины // Образовательные технологии и общество. − 2017. − Т. 20, № 1. − С. 467–472. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28103140
22 Brantlinger A. Critical and Vocational Mathematics: Authentic Problems for Students from Historically Marginalized Groups // Journal for Research in Mathematics Education. - 2022. - Vol. 53 (2). - P. 154–172. DOI: https://doi.org/10.5951/jresematheduc-2019-0025
23 Louie N., Zhan, W.-Y. A Socio-Ecological Framework for Research in Mathematics Education // Journal for Research in Mathematics Education. - 2022. - Vol. 53 (5). - P. 365–371. DOI: https://doi.org/10.5951/jresematheduc-2022-0003
24 Pancarita Z. Analisis Pemahaman Matematis Siswa Dalam Menyelesaikan Soal Cerita Pada Materi Komposisi Fungsi // Jurnal Pendidikan. − 2019. – Vol. 20 (1). − P. 79–85. DOI: https://doi.org/10.52850/jpn.v20i1.899
25 Зубова Л. В., Гамова Н. А., Гирина А. Н. Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. − 2020. −№ 4. − С. 26−32. DOI: https://doi.org/10.25198/1814-6457-227-26 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45567792
26 Lewis G. Motivational classroom climate for learning mathematics: a reversal theory perspective // For the Learning of Mathematics. − 2015. − Vol. 35 (3). – P. 29–34. URL: https://www.jstor.org/stable/44382686
27 Кононенко Н. В., Токарева Ю. С., Десненко С. И., Федотова А. Д. Возможности использования проектного подхода в вузе при изучении профильных математических дисциплин // Ученые записки Забайкальского государственного университета. − 2023. − Т. 18, № 3. − С. 122−131. DOI: https://doi.org/10.21209/ 2658-7114-2023-18-3-122-131 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54625611