Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 2, С. 54–76
УДК: 
378.1+159.9.072.43+316.6

Сравнительная характеристика учебных коллективов студенческих групп с позитивной и негативной социально-психологической динамикой развития в процессе обучения в вузе

Вишневская О. Н. 1 (Кострома, Россия), Воронцова А. В. 1 (Кострома, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема значимых отличий между студенческими группами с выраженной позитивной и негативной динамикой развития коллектива. Выявление этих различий позволит оказывать своевременное педагогическое влияние с целью предотвращения распада группы и формирования негативной психологической атмосферы в ней. Цель исследования - выявление социально-психологических различий между студенческими группами, пережившими в процессе обучения в вузе выраженную позитивную и негативную динамику развития коллектива.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стала параметрическая концепция коллектива и ее идеи. Для достижения цели исследования и проверки гипотез авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (глубинное интервью и ретроспективный самоотчет) методы. Общий объем выборки участвовавших в интервью составил 38 человек, в том числе 13 человек из группы с положительной динамикой развития коллектива (группа 1) и 25 человек из группы с отрицательной динамикой (группа 2). Полученные данные обрабатывались с помощью методов статистической обработки: многофункционального критерия Фишера (для выявления различий в выражении переменных, полученных с помощью контент-анализа), Т-критерия Вилкоксона (для оценки статистически достоверных изменений у участников группы).
Результаты. В статье представлен теоретический анализ подходов к проблеме изучения студенческой группы как постоянного учебного коллектива. В ходе проведенного исследования авторы выявили социально-психологические различия между студенческими группами с выраженной позитивной и негативной динамикой развития коллектива: наличие/отсутствие разделяемого большинством позитивного образа группы как сплоченного и единого коллектива; трансформация этого образа в групповую цель; наличие/отсутствие позитивной совокупности ценностей, отражающей идеи коллективного действия и индивидуального благополучия; наличие/отсутствие переноса целевых и содержательных ориентиров совместной деятельности с внеаудиторной активности творческого характера в область профессиональной деятельности; наличие/отсутствие принятых сообществом норм и правил совместности, которые носят не охранительный, а развивающий характер; наличие/отсутствие конфликтной атмосферы, конкуренции и изолированных микрогрупп, которые совокупно повышают закрытость группы и ее меньшую включенность в среду вуза. Авторами выявлено, что негативная групповая динамика более выраженно осознается респондентами, причинами ее названы конфликты и влияние неформальных лидеров с разными ценностями и нормами. Влияние университетской среды наиболее сильно на первом курсе и снижается со второй половины второго курса. Деятельность взрослого не воспринимается студентами как фактор изменений в группе. Выявлено значительное расхождение между цикличным характером воспитательной деятельности и изменяющимся запросом студента с 3 курса. Наиболее значимое влияние на студентов оказывают те форматы, в которых они занимают наиболее субъектную позицию, и наиболее деятельностные форматы обучения и воспитания, которые отличаются высокой степенью субъективной новизны. Влияние группы на каждого студента (и позитивное, и негативное) воспринимается как очень значимое. Модальность оценки этого влияния зависит от характера групповой динамики.
Заключение. На основании полученных данных авторами выявлены значимые социально-психологические различия между студенческими группами с выраженной позитивной и негативной динамикой развития коллектива, среди которых степень наличия в группе: идеального образа группы как сплоченного коллектива; общих целей, групповых ценностей и ценности взаимоотношений; совместной деятельности; общих правил, регламентирующих совместную учебную и внеаудиторную деятельность; конструктивных форматов разрешения конфликтных ситуаций, конфликтующих эмоциональных лидеров. Целенаправленное педагогическое влияние на эти значимые различия позволит снижать вероятность негативной социально-психологической динамики в студенческих группах.

Ключевые слова: 

малая группа; студенческий коллектив; учебная группа; постоянные коллективы; параметрическая концепция коллектива; социально-психологические характеристики группы; групповая динамика

Библиографическая ссылка:
Вишневская О. Н., Воронцова А. В. Сравнительная характеристика учебных коллективов студенческих групп с позитивной и негативной социально-психологической динамикой развития в процессе обучения в вузе // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 54–76. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.03
Список литературы: 
  1. Сарычев С. В., Ларина Г. Н., Гайдар К. М. Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России (по материалам Всероссийской научно-практической конференции) // Психологический журнал. – 2022. – T. 43, № 1. – C. 137–142. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920018774-7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48025455
  2. Гайдар К. М. Самооценка группового субъекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, № 4. – С. 64–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17239050
  3. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 5. – С. 72–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13555886
  4. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Динамика структуры учебной студенческой группы в образовательной среде вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2022. – № 1. – С. 49–76. DOI: https://doi.org/10.24412/19989156_2022_1_49_76 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48702153
  5. Крюкова Т. Л., Самохвалова А. Г. К 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского. Костромская социально-психологическая научная школа: традиции и тренды развития // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12, № 4. – C. 207–214. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120412  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=qgxxto  
  6. Яроцкая А. С. Динамика развития субъектности студентов и учебных групп на различных этапах обучения в вузе // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9, № 2. – С. 93–109. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090207  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35296883
  7. Asriyan E., Karapetyan N., Samokhvalova A. G. Comparative analysis of the level of psychological well-being among RF and RA students // Wisdom. – 2022. – Vol. 21 (1). – P. 39–43. DOI: https://doi.org/10.24234/wisdom.v21i1.686  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49000353
  8. Blumen H. M., Young K. E., Rajaram S. Optimizing group collaboration to improve later retention // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. – 2014. – Vol. 3 (4). – P. 244–251. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2014.05.002
  9. Buchs C., Pulfrey C., Gabarrot F., Butera F. Competitive conflict regulation and informational dependence in peer learning // European Journal of Social Psychology. – 2010. – Vol. 40 (3). – P. 418–435. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.631

10. Curşeu P. L., Boroş S., Oerlemans L. A. Task and relationship conflict in short-term and long-term groups: The critical role of emotion regulation // International Journal of Conflict Management. – 2012. – Vol. 23 (1). – P. 97–107. DOI: https://doi.org/10.1108/10444061211199331

11. Dionne M. M., Lavoie S., Gallagher F. Elements of group dynamics that influence learning in small groups in undergraduate students: A scoping review // Nurse Education Today. – 2020. – Vol. 87. – P. 104362. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2020.104362 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32065945/  

12. Eddy S. L., Brownell S. E., Thummaphan P., Lan M. C., Wenderoth M. P. Caution, Student Experience May Vary: Social Identities Impact a Student's Experience in Peer Discussions // CBE: Life Sciences Education. – 2015. – Vol. 14 (4). DOI: https://doi.org/10.1187/cbe.15-05-0108

13. Freeman L., Greenacre L. An Examination of Socially Destructive Behaviors in Group Work // Journal of Marketing Education. – 2011. – Vol. 33 (1). – P. 5–17. DOI: https://doi.org/10.1177/0273475310389150

14. Monson R. A. Do they have to like it to learn from it? Students’ experiences, group dynamics, and learning outcomes in group research projects // Teaching Sociology. – 2019. – Vol. 47 (2). – P. 116–134. DOI: https://doi.org/10.1177/0092055X18812549

15. Muzaki W. Group Dynamics and Student Cognitive Engagement in Class Tasks in Institutions of Higher Learning. – An Integrative Review // International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). – 2020. – Vol. 7 (12). – P. 45–52. DOI: https://doi.org/10.20431/2349-0381.0712006

16. Sohr E. R., Gupta A., Elby A. Taking an escape hatch: Managing tension in group discourse // Science Education. – 2018. – Vol. 102 (5). – P. 883–916. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21448

17. Theobald E. J., Eddy S. L., Grunspan D. Z., Wiggins B. L., Crowe A. J. Student perception of group dynamics predicts individual performance: Comfort and equity matter // PLoS ONE. – 2017. – Vol. 12 (7). – P. e0181336. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0181336

18. Unjore S. “Only a Group that Breathes Good Dynamics can Produce Good Results” - A Case Study of a Postgraduate Student’s Group Experiences // University of Mauritius Research Journal. – 2015. – Vol. 21. – P. 122084. URL: https://www.ajol.info/index.php/umrj/article/view/122084

Дата публикации 30.04.2024