Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 4, С. 69–91
УДК: 
37.032+159.942+373.2

Оценка эффективности развития эмоциональной экспрессивности и саморегуляции как показателей социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Батенова Ю. В. 1 (Челябинск, Россия), Филиппова О. Г. 2 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен теоретический анализ основных идей и экспериментальное исследование проблемы социальных эмоций и социальной компетентности в контексте развития саморегуляции и навыков взаимодействия, а также выявлена роль родителей в этом процессе. Цель статьи – обосновать эффективность развития таких показателей социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, как эмоциональная экспрессивность и саморегуляция, с помощью инновационного метода рефлексивной беседы.
Методология. В качестве методологического основания исследования использовался нарративный подход. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, диагностические методы, включающие наблюдение («Первичная ориентировка в реальности детских отношений» В. М. Холмогоровой и Е. О. Смирновой), тестирование (методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р. М. Чумичевой), анализ ситуаций, метод рефлексивной беседы, а также методы статистической обработки данных (критерий φ – угловое преобразование Фишера). В исследовании приняли участие 68 дошкольников.
Результаты. Авторами обосновано, что изучение эмоциональной экспрессии и регуляции эмоций детей старшего дошкольного возраста необходимо для понимания и выбора технологий, с помощью которых можно сформировать конструктивные навыки взаимодействия. Определена взаимосвязь между социально-эмоциональной компетентностью детей старшего дошкольного возраста и рефлексивной беседой. Доказано, что умения детьми регулировать собственные эмоции способствует повышению их общей социальной компетентности.
В результате сравнения данных первичной и вторичной диагностик экспериментальной и контрольной групп по установленным нами показателям: оценка психических состояний другого человека, инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника и преобладающий эмоциональный фон, выявлены значимые различия.
Заключение. Экспериментальное исследование влияния рефлексивной беседы на развитие социальных эмоций и навыков эмоциональной саморегуляции позволило установить причинно-следственную связь между показателями социально-эмоциональной компетентности и конструктивным алгоритмом проведения рефлексивной беседы. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что развитие эмоциональной экспрессивности и саморегуляции как показателей социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста возможно с помощью рефлексивной беседы.

Ключевые слова: 

социальные эмоции; эмоциональная экспрессия; саморегуляция; нарративный подход; метод рефлексивной беседы; дети дошкольного возраста

Библиографическая ссылка:
Батенова Ю. В., Филиппова О. Г. Оценка эффективности развития эмоциональной экспрессивности и саморегуляции как показателей социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 69–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.04
Список литературы: 
  1. Батенова Ю. В. Развитие у детей дошкольного возраста рефлексивных навыков как основы критического мышления // Инновации в образовании. – 2023. – № 2. – С. 57–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50272059 
  2. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Ощепкова Е. С. Взаимосвязь понимания эмоций и смысловых аспектов нарратива дошкольников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2019. – № 4. – C. 76–84. DOI: https://doi.org/10.22204/2410-4639-2019-104-04-76-84 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41537360
  3. Вербовская В. С. Эмоциональная отзывчивость как один из результатов эмоционального воспитания в старшем дошкольном возрасте // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8, № 4. – С. 66–78. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-6  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49993771 
  4. Денисова Р. Р. Рефлексия как механизм личностного развития // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 10–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9472460
  5. Знаменская Н. В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 2. – С. 80–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21763150 
  6. Мухина В. С. Дошкольный возраст – развитие детской личности // Развитие личности. – 2020. – № 2. – С. 99–157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47327558 
  7. Наймушина Л. М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики // Педагогика вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2, № 3. – C. 41–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132135
  8. Шиян О. А., Журавлева С. М., Зададаев С. А., Крашенинников Е. Е., Копасовская С. К., Милькеева М. А., Оськина Ю. О., Якшина А. Н. Развитие рефлексии в рамках педагогической практики будущих воспитателей: обзор современных подходов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. Педагогическое образование. – 2019. – № 4. – С. 25–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41537084
  9. Clark D. M., Teasdale J. D., Broadbent D. E., Martin M. Effect of mood on lexical decisions // Bulletin of the Psychonomic Society. – 1983. – Vol. 21 (3). – P. 175–178. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03334679

10. Devlin B. L., Ellis A., Zehner T. M., Duncan R. J., Elicker J., Purpura D. J., Schmitt S. A. Contributions of preschool behavioral self-regulation and social skills to growth in different domains of early math knowledge // Journal of Experimental Child Psychology. – 2024. – Vol. 241. – P. 105867. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2024.105867

11. Esposito G., Karterud S., Freda M. F. Mentalizing underachievement in group counseling: Analyzing the relationship between members’ reflective functioning and counselors' interventions // Psychological Services. – 2021. – Vol. 18 (1). – P. 73–83. DOI: https://doi.org/10.1037/ser0000350

12. Graziano P. A., Hart K. Beyond behavior modification: Benefits of social-emotional/self-regulation training for preschoolers with behavior problems // Journal of School Psychology. – 2016. – Vol. 58. – P. 91–111. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2016.07.004

13. Jia L., Zhang Zh., Li R., Zha J., Fang P., He H., Wan Y. Maternal parenting stress and social-emotional problems of Chinese preschoolers: The role of the mother-child relationship and maternal adverse childhood experiences // Journal of Affective Disorders. – 2024. – Vol. 350. – P. 188–196.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2024.01.110

14. Kuznetsova L., Petrova T. N., Ivanov V. N. Social and Educational Effects (Dominants) in Schoolchildren’ Ethno-cultural Education // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6 (2). – P. 77–83. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2s3p77 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24976235

15. Liebermann D., Giesbrecht G. F., Müller U. Cognitive and emotional aspects of self-regulation in preschoolers // Cognitive Development. – 2007. – Vol. 22 (4). – P. 511–529. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2007.08.005

16. Logren A., Ruusuvuori J., Laitinen J. Self-reflective talk in group counseling // Discourse studies. 2017.Vol. 19 (4). – P. 422–440. DOI: https://doi.org/10.1177/1461445617706771

17. Oppermann E., Lehrl S., Burghardt L. Associations between preschool quality and children's social-emotional development until 2nd grade of elementary school // Early Childhood Research Quarterly. – 2023. – Vol. 63. – P. 133–144. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2022.12.002

18. Qiu Ch., Shum K. K. Relations between caregivers’ emotion regulation strategies, parenting styles, and preschoolers’ emotional competence in Chinese parenting and grandparenting // Early Childhood Research Quarterly. – 2022. – Vol. 59. – P. 121–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2021.11.012

19. Ross J. You and me: Investigating the role of self-evaluative emotion in preschool prosociality // Journal of Experimental Child Psychology. – 2017. – Vol. 155. – P. 67–83. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2016.11.001

20. Ștefan C. A., Dănilă I., Cristescu D. Assessing the effectiveness and the mechanisms of the Social-Emotional Prevention Program for Preschoolers: Findings from a universal school-based intervention // Journal of School Psychology. – 2023. – Vol. 98. – P. 206–223. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2023.04.005

21. Taubner S., Hörz S., Fischer-Ker M., Doering S., Buchheim A., Zimmermann J. Internal structure of the Reflective Functioning Scale // Psychological Assessment. – 2013. – Vol. 25 (1). – P. 127–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0029138

22. Williams K., Bentley L. A., Savage S., Eager R., Nielson C. Rhythm and movement delivered by teachers supports self-regulation skills of preschool-aged children in disadvantaged communities: A clustered RCT // Early Childhood Research Quarterly. – 2023. – Vol. 65. – P. 115–128. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2023.05.008

Дата публикации 31.08.2024