Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 182–200
УДК: 
371.016+796.012.2-057.874+612.821.35-057.874

Особенности формирования координационных способностей и свойств нервной системы школьников 11–12 лет в процессе занятий физической культурой

Ермакова Е. В. 1 (Тюмень, Россия), Воронина Е. В. 1 (Тюмень, Россия), Цаликова И. К. 1 (Тюмень, Россия), Сорокина Т. И. 2 (Тюмень, Россия), Каташинская Л. И. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
2 Государственный аграрный университет Северного Зауралья
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема формирования и совершенствования координационных способностей у современных подростков является актуальной, поскольку эти способности лежат в основе большинства профессиональных навыков. В ряде исследований указывается на взаимосвязь формирования координационных способностей и свойств нервной системы школьников. Так, до настоящего времени слабо изучена взаимосвязь координационных способностей и свойств нервной системы подростков. Цель статьи заключается в выявлении особенностей формирования координационных способностей и свойств нервной системы школьников 11–12 лет в процессе занятий физической культурой.
Методология. Методологическим подходом проведенного исследования выступает учение Н. А. Бернштейна о физиологических основах управления движениями. Для оценки уровня развития двигательной координации школьников оценивалась способность к кинетическому дифференцированию, поддержанию равновесия (проба Ромберга), способность к согласованию движений. Исследование свойств нервной системы проводилось с помощью зрительно-моторных реакций. Тесты позволяют определить время реакции испытуемого на зрительный раздражитель, стабильность реакции, скорость принятия решения в реакции выбора, оценить подвижность основных нервных процессов в центральной нервной системе.
Результаты. В статье представлены результаты исследования формирования координационных способностей и свойств нервной системы школьников в процессе занятий физической культурой. В начале эксперимента у школьников 11–12 лет определен ниже среднего уровень развития способности к равновесию и кинестетическому дифференцированию и низкий уровень развития способности к согласованию движений. Время сложной зрительно-моторной реакции, по сравнению с простой реакцией, было значительно больше. Значимых различий в показателях зрительно-моторных реакций школьников в зависимости от пола выявлено не было.
В процессе занятий физической культурой были использованы специально подобранные упражнения, направленные на развитие координационных способностей у школьников среднего возраста, реализуемые в разделах «Гимнастика», «Баскетбол» и «Легкая атлетика».
В конце эксперимента у школьников 11–12 лет авторами был определен высокий уровень развития способности к равновесию и кинестетическому дифференцированию и выше среднего уровень развития способности к согласованию движений. По результатам проведенного эксперимента наибольший уровень развития у школьников отмечался по способности к кинестетическому дифференцированию и согласованию движений. Авторами получены данные, указывающие на оптимизацию показателей свойств нервной системы, оцениваемой по величине простой и сложной зрительно-моторных реакций, что доказывает ведущую роль центральной нервной системы в формировании координационных способностей.
Заключение. Результаты работы позволяют сделать заключение о взаимосвязи свойств нервной системы с динамикой координационных способностей, определяющих скорость протекания процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов в центральной нервной системе, способность к быстрой выработке дифференцировочного торможения и точности выполняемого двигательного акта у школьников 11–12 лет, в процессе занятий физической культурой.

Ключевые слова: 

координационные способности; свойства нервной системы; школьники; подростки; занятия физической культурой; простая зрительно-моторная реакция; сложная зрительно-моторная реакция

Библиографическая ссылка:
Ермакова Е. В., Воронина Е. В., Цаликова И. К., Сорокина Т. И., Каташинская Л. И. Особенности формирования координационных способностей и свойств нервной системы школьников 11–12 лет в процессе занятий физической культурой // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 182–200. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.09
Список литературы: 
  1. Hulteen R. M., Terlizzi B., Abrams T. C., Sacko R. S., De Meester A., Pesce C., Stodden D. Reinvest to Assess: Advancing Approaches to Motor Competence Measurement Across the Lifespan // Sports Medicine. – 2022. – Vol. 53 (1). – P. 33–50. DOI: https://doi.org/10.1007/s40279-022-01750-8
  2. Fort-Vanmeerhaeghe A., Romero-Rodriguez D., Lloyd R., Kushner A., Myer G. Integrative Neuromuscular Training in Youth Athletes. Part II: Strategies to Prevent Injuries and Improve Performance // Strength and Conditioning Journal. – 2016. – Vol. 38 (4). – P. 9–27. DOI: https://doi.org/10.1519/SSC.0000000000000234
  3. Costa C. L. A., Cattuzzo M. T., Stodden D. F., Ugrinowitsch H. Motor competence in fundamental motor skills and sport skill learning: testing the proficiency barrier hypothesis // Human Movement Science. – 2021. – Vol. 80. – P. 102877. DOI: https://doi.org/10.1016/j.humov.2021.102877
  4.  Giuriato M., Pugliese L., Biino V., Bertinato L., La Torre A., Lovecchio N. Association between motor coordination, body mass index, and sports participation in children 6–11 years old // Sport Sciences for Health. – 2019. – Vol. 15 (2). – P. 463–468. DOI: https://doi.org/10.1007/s11332-019-00554-0
  5. Jaakkola T., Anthony W., Kalaja S. Differences in the Motor Coordination Abilities Among Adolescent Gymnasts, Swimmers, and Ice Hockey Players // Human Movement. – 2017. – Vol. 18 (1). – P. 44–49. DOI: https://doi.org/10.1515/humo-2017-0006
  6. Cherepov E. A., Eganov A. V., Bakushin A. A., Platunova N. Ya., Sevostyanov D. Yu. Maintaining postural balance in martial arts athletes depending on coordination abilities // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21 (6). – P. 3427–3432. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.06464 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48129135  
  7. Калугина Г. К., Черепов Е. А., Потоп В. Развитие координационных способностей на этапе начальной подготовки в мотоциклетном спорте // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № S1. – С. 73–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=slnqlr
  8. Biino V., Giustino V., Gallotta M. C., Bellafiore M., Battaglia G., Lanza M., Baldari C., Giuriato M., Figlioli F., Guidetti L., Schena F. Effects of sports experience on children's gross motor coordination level // Frontiers in Sports and Active Living. – 2023. – Vol. 5. – P. 1310074. DOI: https://doi.org/10.3389/fspor.2023.1310074
  9. Luz C., Cordovil R., Rodrigues L., Gao Z., Goodway J., Sacko R., Nesbitt D. Ferkel R., True L., Stodden D. Motor competence and health-related fitness in children: A cross-cultural comparison between Portugal and the United States // Journal of Sport and Health Science. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 130–136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jshs.2019.01.005

10.Gallotta M. C., Zimatore G., Falcioni L., Migliaccio S., Lanza M., Schena F., Biino V., Giuriato M., Bellafiore M., Palma A., Battaglia G., Baldari C., Guidetti L. Influence of geographical area and living setting on children’s weight Status, motor coordination, and physical activity // Frontiers in Pediatrics. – 2021. – Vol. 9. – P. 794284. DOI: https://doi.org/10.3389/fped.2021.794284

11.Сиваков В. И., Павлова В. И., Камскова Ю. Г., Сарайкин Д. А. Развитие нервно-мышечной системы студентов в процессе формирования двигательного умения и навыка высшего порядка // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 4. – С. 47–53. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm230406   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58733137 

12.Kurnaz M., Altinkok M. Exploring the impact of coordination-based movement education practices on fundamental motor movements and attention skills in 5-6-year-old children // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23 (10). – P. 2567–2583. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2023.10295

13.Богданов И. В., Горшкова В. В., Рычкова Н. А. Развитие координационных способностей молодёжи // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 3. – С. 135–141. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm230318 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54636328 

14. Battaglia G., Giustino V., Tabacchi G., Lanza M., Schena F., Biino V., Giuriato M., Gallotta M. C., Guidetti L., Baldari C., Gennaro A., Palma A., Bellafiore M. Interrelationship Between Age, Gender, and Weight Status on Motor Coordination in Italian Children and Early Adolescents Aged 6–13 Years Old // Frontiers in Pediatrics. – 2021. – Vol. 9. – P. 738294. DOI: https://doi.org/10.3389/fped.2021.738294

15.Mischenko N., Romanova E., Vorozheikin A., Martirosova T., Kraynik V., Sadykov R., Tyupa P., Aganov S., Purtova G., Balashkevich Utilizing step aerobics as a methodology to enhance physical and coordination fitness in girls aged 12-14 years // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24 (1). – P. 82–89. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2024.01011 URL: https://efsupit.ro/images/stories/ianuarie2024/Art11.pdf

16.Polevoy G. The spatial orientation of the players with different type of nervous system // International Journal of Applied Exercise Physiology. – 2017. – Vol. 6 (4). – P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.22631/ijaep.v6i4.175

17.Polevoy G. Development of Speed Endurance and Coordination Abilities of Schoolchildren With the Help of Exercise Classics // Revista Tempos e Espaços em Educação. – 2019. – Vol. 12 (31). – P. 223–232. DOI: https://doi.org/10.20952/revtee.v12i31.11888 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47017385

18.Зерег Ф., Жийяр М. В., Рязанов А. А. Методика совершенствования координационных способностей футболистов 14-15 лет // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22, № 2(166). – С. 42–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28859945

19.Boichuk R., Iermakov S., Kovtsun Va., Evkiv V., Karatnyk I., Kovtsun Vi. Study of the correlation between the indicators of psychophysiological functions and coordination preparedness of volleyball players (girls) at the age of 15-17 // Journal of Physical Education and Sport. – 2019. – Vol. 2019 (2). – P. 405–412. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2019.s2060  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=hbsnig

20.Katashinskaya L. I., Suppes N. E., Ermakova E. V., Tsalikova I. K. Influence of training process on the psychophysiological state of young male judo players // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22 (1). – P. 148–152. DOI: http://dx.doi.org/10.7752/jpes.2022.01018  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=osexrw

21.Милашечкин В. С., Джандарова Т. И. Особенности проявления свойств центральной нервной системы у иностранных студентов спортивного отделения // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № S2. – С. 24–28. DOI: http://dx.doi.org//10.14529/hsm 23s204  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55163785 

22.Фишер Т. А., Бобрешова С. С., Яркин А. В. Динамика психофизиологического состояния и силы нервных процессов у спортсменов, занимающихся зимним плаванием, во время участия в эстафете протяжённостью 555 км // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 4. – С. 7–13.DOI: https://doi.org/10.14529/hsm230401   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58733131

De Meester A., Barnett L. M., Brian A., Bowe S. J., Jiménez-Díaz J., Van Duyse F., Irwin J. M.,·Stodden D. F., D’Hondt E., Lenoir M., Haerens L. The relationship between actual and perceived motor competence in children, adolescents and young adults: a systematic review and meta-analysis 

Дата публикации 30.06.2024