Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 24–42
УДК: 
159.94+808+371.263

Эффективность метакогнитивных стратегий онлайн-чтения на иностранном языке в вузе

Герцен С. М. 1 (Тюмень, Россия), Бабич О. А. 2 (Тюмень, Россия), Шутова Е. Ю. 1 (Тюмень, Россия), Ожгибесова Н. Ю. 2 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
2 ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Рассматривается проблема применения метакогнитивных стратегий как эффективного способа формирования лексических знаний студентов при онлайн-чтении на занятиях по иностранному языку в вузе. Цель исследования – обосновать эффективность применения метакогнитивных стратегий при онлайн-чтении студентами и оценить их влияние на успешность обучения чтению и лексике.
Методология. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, сравнение) и эмпирические (наблюдение, анкетирование) методы. Наблюдаемые экспериментальные группы студентов прошли электронное анкетирование, которое представляло собой набор вопросов с разделами, охватывающими адаптированные анкеты для оценки причин использования студентами определенных действий в процессе чтения, планирования, контроля и оценки прочитанного, а также совокупность факторов, которые могут влиять на улучшение лексических знаний студентов.
Результаты. Авторы проанализировали и обобщили результаты работы студентов с текстами, упражнениями и лексикой в трех экспериментальных группах, разделенных по наличию или отсутствию применения метакогнитивных стратегий в обучении онлайн-чтению, и пришли к выводу, что учащиеся первой экспериментальной группы, прошедшие курс обучения метакогнитивным стратегиям, превзошли учащихся в двух других группах с точки зрения их способности планировать, контролировать и оценивать чтение (согласно данным анкет). Студенты первой экспериментальной группы также показали лучший результат по освоению лексического материала. Таким образом, применение метакогнитивных стратегий в обучении онлайн-чтению позволяет говорить о более высоких результатах студентов при работе с текстами и лексикой.
Заключение. Результаты исследования показывают, что обучение студентов метакогнитивным стратегиям онлайн-чтения является эффективным способом работы с текстами и лексикой на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: 

метакогнитивные стратегии; обучение онлайн-чтению; лексические знания; работа с текстами; работа с лексикой; способы планирования; способы контроля; способы оценивания чтения.

Библиографическая ссылка:
Герцен С. М., Бабич О. А., Шутова Е. Ю., Ожгибесова Н. Ю. Эффективность метакогнитивных стратегий онлайн-чтения на иностранном языке в вузе // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 24–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.02
Список литературы: 
  1. Акопова М. А. Исследование влияния метакогнитивных процессов на изменение успеваемости студентов-педагогов по психологическим дисциплинам // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 22–38. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49623126
  2. Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Гареев А. А., Шишкина А. А. Особенности познавательной деятельности студентов с нарушением слуха в цифровой среде: выявление трудностей и успешных стратегий метакогнитивного и когнитивного характера // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 60–81. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58731697
  3. Ожгибесова Н. Ю., Бабич О. А., Шутова Е. Ю., Глазунова И. А. Формирование мотивации студентов к самостоятельному изучению иностранного языка в профессиональной сфере на основе подкастов // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 12. – С. 39–43. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.12.P.39 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36528269
  4. Aziz A., Nordin N., Yatim A., Shaidin S., Saad N., Rahmat N. A Study of the Relationship between Metacognitive Reading Strategies among Undergraduates International // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 253–267. DOI: https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v13-i6/17044
  5. Blair C., Seulki K. A Hierarchical Integrated Model of Self-Regulation // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 725828. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.725828
  6. Butler D. Enabling educators to become more effective supporters of SRL: Commentary on a special issue // Metacognition and Learning. – 2021. – Vol. 16 (3). – P. 667–684. DOI: https://doi.org/10.1007/s11409-021-09282-8
  7. Coiro Ju., Dobler E., Pelekis K. Laying the Foundation for Personal Digital Inquiry // From Curiosity to Deep Learning. – 2023. – P. 32–48. DOI: https://doi.org/10.4324/9781032681146-5
  8. Hu C. Fast-mapping and deliberate word-learning by EFL children // Modern Language Journal. – 2012. – Vol. 96 (3) – P. 439–453. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.2012.01357.x
  9. Karim J., Abilipour I. Effects of Collaboration and Exercise Type on Incidental Vocabulary Learning: Evidence Against Involvement Load Hypothesis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 98. – P. 704–712. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.471

10.Kayra Z. Enhancing English Vocabulary Learning through Mobile Apps: A New Paradigm in Educational Technology // Research Studies in English Language Teaching and Learning (RSELTL). – 2024. – Vol. 2 (2). – P. 87–95. DOI: https://doi.org/10.62583/rseltl.v2i2.41

11.Kiili C., Lakkala M., Ilomäki L., Toom A., Hämäläinen E., Coiro J., Sormunen E. Designing Classroom Practices for Teaching Online Inquiry: Experiences from the Field // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2021. – Vol. 65 (4) – P. 297–308. DOI: https://doi.org/10.1002/jaal.1206

12.Leu D. New Literacies of Online Research and Comprehension // The Encyclopedia of Applied Linguistics. – 2021. – P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0865.pub2

13.Levenkova A. Y., Trifonova I. S., Zemlyanova M. P., Muraveva N. G. Study of International Relations students’ motivation: Assessing the effectiveness of educational process management via Action Research strategy // Science for Education Today. – 2024. – Vol. 14 (2). – P. 32–53. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67210663

14.Meniado J. Metacognitive Reading Strategies, Motivation, and Reading Comprehension Performance of Saudi EFL Students // English Language Teaching. – 2016. – Vol. 9 (3). – P. 117. DOI: https://doi.org/10.5539/elt.v9n3p117

15.Nakata T., Elgort I. Effects of spacing on contextual vocabulary learning: Spacing facilitates the acquisition of explicit, but not tacit, vocabulary knowledge // Second Language Research. – 2021. – Vol. 37 (2) – P. 233–260. DOI: https://doi.org/10.1177/0267658320927764

16.Naseri M. The Relationship Between Reading Self-efficacy Beliefs, Reading Strategy Use and Reading Comprehension Level Of Iranian EFL Learners // World Journal of Education. – 2012. – Vol. 2 (2). – P. 64. DOI: https://doi.org/10.5430/wje.v2n2p64

17.Nguyen S., Habók A. Non-English-major students’ perceptions of learner autonomy and factors influencing learner autonomy in Vietnam // Relay Journal. – 2020. – Vol. 3 (1) – P. 122–139. DOI: https://doi.org/10.37237/relay/030110

18.Rianto A. Indonesian EFL university students' metacognitive online reading strategies before and during the Covid-19 pandemic // Studies in English Language and Education. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 16–33. DOI: https://doi.org/10.24815/siele.v8i1.18110

19.Schmitt N., Dunn K., O’Sullivan B., Anthony L., Kremmel B. Introducing Knowledge‐based Vocabulary Lists (KVL) // TESOL Journal. – 2021. – Vol. 12 (4) – P. 622. DOI: https://doi.org/10.1002/tesj.622

20.Teng M., Huang J. The effects of incorporating metacognitive strategies instruction into collaborative writing on writing complexity, accuracy, and fluency // Asia Pacific Journal of Education. – 2021. – Vol. 43 (4) – P. 1071–1090. DOI: https://doi.org/10.1080/02188791.2021.1982675

21.Wells J., Narkon D. Motivate students to engage in word study using vocabulary games // Intervention in School and Clinic. – 2011. – Vol. 47 (1). – P. 45–49. DOI: https://doi.org/10.1177/1053451211407493

22.Yaghi E. T. The Impact of Metacognitive Online Reading Strategies on Online Reading Disposition of Saudi EFL Learners // Arab World English Journal (AWEJ) Special Issue on COVID 19 Challenges. – 2021. – Vol. 1. – P. 364–380. DOI: https://doi.org/10.24093/awej/covid.27

23.Zhu X., Aryadoust V. An investigation of mother tongue differential item functioning in a high-stakes computerized academic reading test // Computer Assisted Language Learning. – 2022. – Vol. 35 (3) – P. 412–436. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1704788

Дата публикации 30.06.2024