Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 7–23
УДК: 
159.9+373.2+372.3

Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями

Калабина И. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Никитина Е. А. 2 (Елец, Россия), Николаева Е. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация: 

Проблема и цель. В исследовании рассматривается проблема действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями. Использование ребенком дошкольного возраста различных гаджетов – широко распространенная практика. Известно, что эффективность познавательной активности ребенка-дошкольника в значительной степени предопределяется включенностью в нее взрослого. До сих пор нет достаточных оснований для определения, насколько родители могут эффективно использовать гаджет при взаимодействии с ребенком. Именно поэтому целью данного исследования стал анализ того, что конкретно делает ребенок 4–6 лет, когда получает гаджет, и насколько эта активность ребенка контролируется взрослым, что позволит выявить специфику действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и особенности опосредования этого поведения родителями.
Методология. Проводилось полуструктурированное интервью дошкольников в кабинете психолога в детском саду. У психолога был обязательный список вопросов, но при необходимости задавались уточняющие вопросы, чтобы ответ ребенка был максимально полным.
Выборка включала 69 детей 5–7 лет, посещающих детские сады Санкт-Петербурга. От родителей были получены информированные согласия. От этического комитета РГПУ им. А. И. Герцена (IRB 00011060 Herzen State Pedagogical University of Russia IRB#1) было получено одобрение на проведение исследования (протокол № 24 от 27.11.2023).
Интервью включало вопросы, связанные с особенностями использования ребенком гаджетов дома. Ребенок рассказывал о том, какими гаджетами он пользуется, сколько времени он может это делать, что он делает, когда получает гаджет, в каких условиях это происходит (он делает все один, периодически подходит взрослый, взрослый постоянно находится в этот момент с ребенком, взрослый после взаимодействия ребенка с гаджетом обсуждает с ним то, что он делал).
Результаты. В результате было выявлено, что, получая гаджет, подавляющее большинство детей остается с ним один на один. Когда же заканчивается время взаимодействия, взрослые не обсуждают с детьми содержание активности ребенка. Если что-то в процессе игры или просмотра контента на YouTube ребенка пугает, он не рассказывает об этом взрослому, поскольку боится, что больше не получит гаджет.
Заключение. Когда большинство родителей предлагают ребенку гаджет, они не используют его потенциал для коммуникации с ребенком и совместной когнитивной деятельности. Гаджет позволяет родителю получить время для своих нужд в социально приемлемых условиях.

Ключевые слова: 

гаджет; ребенок дошкольного возраста; взаимодействие ребенок – родитель; когнитивное развитие; коммуникация

Библиографическая ссылка:
Калабина И. А., Никитина Е. А., Николаева Е. И. Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 7–23. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
Список литературы: 
  1. Майорова-Щеглова С. Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018. – № 4. – С. 55–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36915076 URL: http://www.vestnik-soc.unn.ru/ru/nomera?anum=10607
  2. Subrahmanyam K., Renukarya B. Digital games and learning: Identifying pathways of influence // Educational Psychologist. – 2015. – Vol. 50 (4). – P. 335–348. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2015. 1122532
  3. Исаченкова М. Л., Прогацкая Т. К., Фельк М. А., Калабина И. А. Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей // Комплексные исследования детства. – 2022. – Т. 4, № 2. – С. 104–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49328777 URL: https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/186/130
  4. Микляева А. В., Безгодова С. А., Николаева Е. И. Информационный онлайн-поиск как элемент образовательной активности современных школьников и студентов: когнитивные и психофизиологические предпосылки эффективности: монография / под ред. А. В. Микляевой. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 216 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56363619
  5. Oswald T. K., Rumbold A. R., Kedzior S. G. E., Moore V. M. Psychological impacts of «screen time» and «green time» for children and adolescents: A systematic scoping review // PLoS One. – 2020. – Vol. 15 (9). – P. e0237725. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237725
  6. Kerai S., Almas A., Guhn M., Forer B., Oberle E. Screen time and developmental health: Results from an early childhood study in Canada // BMC Public Health. – 2022. – Vol. 22 (1). – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-022-12701-3
  7. Kirkorian H., Choi K., Pempek T. Toddlers’ word learning from contingent and noncontingent video on touch screens // Child Development. – 2016. – Vol. 87 (2). – P. 405–413. DOI: https://doi.org/10.1111/CDEV.12508
  8. Palaiologou I. Children under five and digital technologies: implications for early years pedagogy // European Early Childhood Education Research Journal. – 2016. – Vol. 24 (1). – P. 5–24. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2014.929876
  9. Исаченкова М. Л., Николаева Е. И. Анализ самооценки детей от пяти до одиннадцати лет собственной включенности в цифровую среду // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 5. – C. 55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60057131 

10.Калабина И. А., Прогацкая Т. К. Формирование цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2022. – № 2. – С. 58–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48530334 

11.Николаева Е. И., Исаченкова М. Л. Особенности использования гаджетов детьми до четырех лет по данным их родителей // Комплексные исследования детства. – 2022. – Т. 4, № 1. – С. 32–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48452023 

12.Полянина А. К. Информационная безопасность детства в условиях новой медиареальности // Информационное общество. – 2019. – № 1–2. –С. 108–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39555284

13.Солдатова У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3. – С. 36–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23297657

14.Янак А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 64–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45483250

15.Kalabina I. A., Progackaya T. K. Defining digital competence for older preschool children // Psychology in Russia: State of the Art. – 2021. – Vol. 14 (4). – P. 169–185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47905882

16.Nikolaeva E. I., Kalabina I. A., Progackaya T. K., Ivanova E. V. Ground Rules for Preschooler Exposure to the Digital Environment: A Review of Studies // Psychology in Russia: State of the Art. – 2023. – Vol. 16 (4). –  P. 37–54 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59625445

17.Vaiopoulou J., Papadakis S., Sifaki E., Kalogiannakis M., Stamovlasis D. Classification and evaluation of educational apps for early childhood: Security matters // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 28 (3). – P. 2547–2578. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022-11289-w

18.Papadakis S., Alexandraki F., Zaranis N. Mobile device use among preschool-aged children in Greece // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 27. – P. 2717–2750. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10718-6  URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-021-10718-6

19.Ziemer C. J., Snyder M. A picture you can handle: Infants treat touch-screen images more like photographs than objects // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – P. 01253. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01253

20.Mares M.-L., Bonus J. A., Peebles A. Love or comprehension? Exploring strategies for children’s prosocial media effects // Communication Research. – 2018. – Vol. 49 (6). – P. 763–791. DOI: https://doi.org/10.1177/0093650218797411

21.Undheim M. Children and teachers engaging together with digital technology in early childhood education and care institutions: a literature review // European Early Childhood Education Research Journal. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 472–489. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2021.1971730

22.Martin F., Gezer T., Anderson J., Polly D., Wang W. Examining Parents Perception on Elementary School Children Digital Safety // Educational Media International. – 2021. – Vol. 58 (1). – P. 60–77. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2021.1908500 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09523987.2021.1908500

Дата публикации 30.06.2024