Особенности развития мозга и способы коррекции при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности: обзор современных исследований
Проблема и цель. Критически важным для разработки способов коррекции нарушений психического развития и применения методов инклюзивного обучения является глубокое понимание нейробиологических процессов в норме и отклонениях. Цель данной работы заключается в обобщении современной и наиболее актуальной информации об особенностях строения и функционирования мозга в связи с нарушениями нейронных структур, путей и сетей, а также о методах психосоциальной и педагогической коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и расстройствами аутистического спектра.
Методология. Работа базируется на комплексном анализе результатов экспериментальных исследований в области когнитивных наук и смежных направлений, затрагивающих вопросы нейроотличных состояний. В качестве материала были использованы научные статьи, опубликованные в 2003–2024 гг., преимущественно в последние 3 года.
Результаты. В рамках исследования авторами выявлены ключевые общие и отличительные черты патогенеза, эпидемиологии, нейробиологических основ развития расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Продемонстрированы примеры нарушений, наблюдаемых на уровне анатомических структур мозга и функционирования отдельных нейронных сетей. Акцентированы распространение многообразия симптоматических проявлений, сопутствующих нарушений (коморбидность), сложность в разделении понятий нормы и патологии в условиях широкого спектра нейроотличных состояний.
Обобщив данные по различным методам терапии и коррекции, авторы обосновали ключевую роль психосоциальной адаптации, в том числе в рамках школьного обучения, что требует от учителей глубокого понимания особенностей психического развития и владения методическими приемами взаимодействия с нейроотличными детьми. Актуальным выглядит дозированная передача детям информации об особенностях психического развития для помощи в осознания собственных проблем и поиска их решения, что может осуществляться в рамках преподавания биологии при соответствующей подготовке педагогов.
Заключение. Реабилитация и интеграция в социум детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности – основной и практически единственный способ решения проблемы, требующий понимания особенностей нейроразвития, осознанного и терпимого отношения со стороны педагогов, психологов, родителей и сверстников.
Статья адресована специалистам в области психологии, коррекционной и инклюзивной педагогики, педиатрам, воспитателям, учителям, родителям.
расстройства аутистического спектра; синдром дефицита внимания; гиперактивность; нарушения психического развития; нейроотличные дети; нейронные структуры; коморбидность; психосоциальная коррекция; инклюзивное обучение.
- Shuid A. N., Jayusman P. A., Shuid N., Ismail J., Kamal Nor N., Mohamed I. N. Association between Viral Infections and Risk of Autistic Disorder: An Overview // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18. – P. 2817. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18062817
- Waldren L. H., Leung F. Y. N., Hargitai L. D., Burgoyne A. P., Liceralde V. R. T. Livingston L. A., Shah P. Unpacking the overlap between Autism and ADHD in adults: A multi-method approach // Cortex: a journal devoted to the study of the nervous system and behavior. – 2024. – Vol. 173. – P. 120–137. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2023.12.016
- Корнев А. Н. Диагноз или метафора: метаморфозы концепции раннего детского аутизма в психиатрии и клинической психологии // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 34–42. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210404 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59985762
- Pluck G. The Misguided Veneration of Averageness in Clinical Neuroscience: A Call to Value Diversity over Typicality // Brain sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 860. DOI: https://doi.org/10.3390/brainsci13060860
- Lyall K., Ames J. L., Pearl M., Traglia M., Weiss L. A., Windham G. C., Kharrazi M., Yoshida C. K., Yolken R., Volk H. E., Ashwood P., Van de Water J., Croen L. A. A profile and review of findings from the Early Markers for Autism study: unique contributions from a population-based case-control study in California // Molecular Autism. – 2021. – Vol. 12 (1). – P. 24. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s13229-021-00429-7
- Drechsler R., Brem S., Brandeis D., Grünblatt E., Berger G., Walitza S. ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents // Neuropediatrics. – 2020. – Vol. 51 (5). – P. 315–335. DOI: http://dx.doi.org/10.1055/s-0040-1701658
- Kim Y. S., Leventhal B. L., Koh Y. J., Fombonne E., Laska E., Lim E. C., Cheon K. A., Kim S. J., Kim Y. K., Lee H., Song D. H., Grinker R. R. Prevalence of autism spectrum disorders in a total population sample // American Journal of Psychiatry. – 2011. – Vol. 168 (9). – P. 904–912. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/appi.ajp.2011.10101532
- Shaw K. A., Maenner M. J., Bakian A. V., Bilder D. A., Durkin M. S., Furnier S. M., Hughes M. M., Patrick M., Pierce K., Salinas A., Shenouda J., Vehorn A., Warren Z., Zahorodny W., Constantino J. N., DiRienzo M., Esler A., Fitzgerald R. T., Grzybowski A., … Cogswell M. E. Early Identification of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 4 Years - Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network, 11 Sites, United States, 2018 // Morbidity and mortality weekly report. Surveillance summaries. – 2021. – Vol. 70 (10). – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.15585/mmwr.ss7010a1
- Горина А. С., Колесниченко Л. С., Бормотова Н. Н. Содержание аминокислот и нейромедиаторов в сыворотке крови детей с синдромом дефицита внимания / гиперактивности // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2012. – Т. 109, № 2. – С. 82–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17720977
- Чурило Н. В. Психологические особенности детей с различным типом синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2018. – № 2(96). – С. 51-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37116097
- Хаустов А. В., Шумских М. А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20, № S3. – С. 6–14. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd.2022200301 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50198420
- Макушкин Е. В., Макаров И. В., Пашковский В. Э. Распространенность аутизма: подлинная и мнимая // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2019. – Т. 119, № 2. – С. 80–86. DOI: http://dx.doi.org/10.17116/jnevro201911902180 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37133540
- Frolli A., Cerciello F., Esposito C., Ricci M. C., Laccone R. P., Bisogni F. Universal Design for Learning for Children with ADHD // Children (Basel). – 2023. – Vol. 10 (8). – P. 1350. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/children10081350
- Demontis D., Walters R. K., Martin J., Mattheisen M., Als T. D., Agerbo E., Baldursson G., Belliveau R., Bybjerg-Grauholm J., Bækvad-Hansen M., Cerrato F., Chambert K., Churchhouse C., Dumont A., Eriksson N., Gandal M., Goldstein J. I., … Grasby K. L. Discovery of the first genome-wide significant risk loci for attention deficit/hyperactivity disorder // Nature Genetics. – 2019. – Vol. 51 (1). – P. 63–75. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/s41588-018-0269-7
- Polderman T., Hoekstra R., Posthuma D., Larsson H. The co-occurrence of autistic and ADHD dimensions in adults: an etiological study in 17 770 twins // Translational psychiatry. – 2014. – Vol. 4 (9). – P. e435. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/tp.2014.84
- Mansour R., Dovi A. T., Lane D. M., Loveland K. A., Pearson D. A. ADHD severity as it relates to comorbid psychiatric symptomatology in children with Autism Spectrum Disorders (ASD) // Research In Developmental Disabilities. – 2017. – Vol. 60. – P. 52–64. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ridd.2016.11.009
- Мустафин Р. Н., Еникеева Р. Ф., Малых С. Б., Валинуров Р. Г., Хуснутдинова Э. К. Генетика синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2018. – Т. 118, № 9. – С. 106–110. DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro2018118091106 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36313775
- Lai M. C., Lombardo M. V., Baron-Cohen S. Autism // Lancet. – 2014. – Vol. 383 (9920). – P. 896–910. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(13)61539-1
- James I. Singular scientists // Journal of the Royal Society of Medicine. – 2003. – Vol. 96 (1). – P. 36–39. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/014107680309600112
- Cortese S., Coghill D. Twenty years of research on attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): looking back, looking forward // Evidence-Based Mental Health. – 2018. – Vol. 21 (4). – P. 173–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/ebmental-2018-300050
- Sadeghi S., Schmidt S. N. L., Mier D., Hass J. Effective connectivity of the human mirror neuron system during social cognition // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2022. – Vol. 17 (8). – P. 732–743. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/scan/nsab138
- Banker S. M., Gu X., Schiller D., Foss-Feig J. H. Hippocampal contributions to social and cognitive deficits in autism spectrum disorder // Trends in Neurosciences. – 2021. – Vol. 44 (10). – P. 793–807. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tins.2021.08.005
- Hoogman M., van Rooij D., Klein M., Boedhoe P., Ilioska I., Li T., Patel Y., Postema M. C., Zhang‐James Y., Anagnostou E., Arango C., Auzias G., Banaschewski T., Bau C. H. D., Behrmann M., Bellgrove M. A., Brandeis D., Brem S., Busatto G. F., … Franke B. Consortium neuroscience of attention deficit/hyperactivity disorder and autism spectrum disorder: The ENIGMA adventure // Human Brain Mappingp. – 2022. – Vol. 43 (1). – P. 37–55. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/hbm.25029
- Al-Beltagi M., Saeed N. K., Elbeltagi R., Bediwy A. S., Aftab S. A. S., Alhawamdeh R. Viruses and autism: A Bi-mutual cause and effect // World Journal of Virology. – 2023. – Vol. 12 (3). – P. 172–192. DOI: https://dx.doi.org/10.5501/wjv.v12.i3.172
- Sudre G., Choudhuri S., Szekely E., Bonner T., Goduni E., Sharp W., Shaw P. Estimating the Heritability of Structural and Functional Brain Connectivity in Families Affected by Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder // JAMA Psychiatry. – 2017. – Vol. 74 (1). – P. 76–84. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2016.3072
- Jayanti S., Dalla Verde C., Tiribelli C., Gazzin S. Inflammation, Dopaminergic Brain and Bilirubin // International Journal of Molecular Sciences. – 2023. – Vol. 24 (14). – P. 11478. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijms241411478
- Kohls G., Antezana L., Mosner M. G., Schultz R. T., Yerys B. E. Altered reward system reactivity for personalized circumscribed interests in autism // Molecular Autism. – 2018. – Vol. 9 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s13229-018-0195-7
- Supekar K., Kochalka J., Schaer M., Wakeman H., Qin S., Padmanabhan A., Menon V. Deficits in mesolimbic reward pathway underlie social interaction impairments in children with autism // Brain. – 2018. – Vol. 141 (9). – P. 2795–2805. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/brain/awy191
- Marotta R., Risoleo M. C., Messina G., Parisi L., Carotenuto M., Vetri L., Roccella M. The Neurochemistry of Autism // Brain Sciences. – 2020. – Vol. 10 (3). – P. 163. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/brainsci10030163
- Padmanabhan A., Lynch C. J., Schaer M., Menon V. The Default Mode Network in Autism // Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. – 2017. – Vol. 2 (6). – P. 476–486. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.bpsc.2017.04.004
- Hogeveen J., Krug M. K., Geddert R. M., Ragland J. D., Solomon M. Compensatory Hippocampal Recruitment Supports Preserved Episodic Memory in Autism Spectrum Disorder // Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. – 2020. – Vol. 5 (1). – P. 97–109. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.bpsc.2019.08.009
- Xu L., Zheng X., Yao S., Li J., Fu M., Li K., Zhao W., Li H., Becker B., Kendrick K. M. The mirror neuron system compensates for amygdala dysfunction - associated social deficits in individuals with higher autistic traits // Neuroimage. – 2022. – Vol. 251. – P. 119010. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.neuroimage.2022.119010
- Watanabe D., Watanabe T. Distinct Frontoparietal Brain Dynamics Underlying the Co-Occurrence of Autism and ADHD // eNeuro. – 2023. – Vol. 10 (7). DOI: http://dx.doi.org/10.1523/ENEURO.0146-23.2023
- Шпицберг И. Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2013. – Т. 11, № 2. – С. 33–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22621220
- Abomelha F. M., AlDhalaan H., Ghaziuddin M., Al-Tassan N. A., Al-Mubarak B. R. Autism and ADHD in the Era of Big Data; An Overview of Digital Resources for Patient, Genetic and Clinical Trials Information // Genes (Basel). – 2022. – Vol. 13 (9). – P. 1551. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/genes13091551
- da Silva B. S., Grevet E. H., Silva L. C. F., Ramos J. K. N., Rovaris D. L., Bau C. H. D. An overview on neurobiology and therapeutics of attention-deficit/hyperactivity disorder // Discover Mental Health. – 2023. – Vol. 3 (1). – P. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s44192-022-00030-1
- Wei J., Zheng H., Li G., Chen Z., Fang G., Yan J. Involvement of oxytocin receptor deficiency in psychiatric disorders and behavioral abnormalities // Frontiers in Cellular Neuroscience. – 2023. – Vol. 17. – P. 1164796. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fncel.2023.1164796
- Masi G., Fantozzi P., Villafranca A., Tacchi A., Ricci F., Ruglioni L., Inguaggiato E., Pfanner C., Cortese S. Effects of melatonin in children with attention-deficit/hyperactivity disorder with sleep disorders after methylphenidate treatment // Neuropsychiatric Disease and Treatment. – 2019. – Vol. 15. – P. 663–667. DOI: http://dx.doi.org/10.2147/NDT.S193891
- Dobrovolsky A. P., Gedzun V. R., Bogin V. I., Ma D., Ichim T. E., Sukhanova I. A., Malyshev A. V., Dubynin V. A. Beneficial effects of xenon inhalation on behavioral changes in a valproic acid-induced model of autism in rats // Journal of Translational Medicine. – 2019. – Vol. 17 (1). – P. 400. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12967-019-02161-6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43215044
- Han V. X., Patel S., Jones H. F., Dale R. C. Maternal immune activation and neuroinflammation in human neurodevelopmental disorders // Nature Reviews Neurology. – 2021. – Vol. 17. – P. 564–579. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/s41582-021-00530-8
- Gan J., Galer P., Ma D., Chen C., Xiong T. The Effect of Vitamin D Supplementation on Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis of Randomized Controlled Trials // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2019. – Vol. 29(9). – P. 670–687. DOI: http://dx.doi.org/10.1089/cap.2019.0059
- Sharif M. R., Madani M., Tabatabaei F., Tabatabaee Z. The Relationship between Serum Vitamin D Level and Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Iranian Journal of Child Neurology. – 2015. – Vol. 9 (4). – P. 48–53. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4670977
- Verlaet A. A. J., Maasakkers C. M., Hermans N., Savelkoul H. F. J. Rationale for Dietary Antioxidant Treatment of ADHD // Nutrients. – 2018. – Vol. 10 (4). – P. 405. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/nu10040405
- Majhi S., Kumar S., Singh L. A Review on Autism Spectrum Disorder: Pathogenesis, Biomarkers, Pharmacological and Non-Pharmacological Interventions // CNS & Neurological Disorders Drug Targets. – 2023. – Vol. 22 (5). – P. 659–677. DOI: http://dx.doi.org/10.2174/1871527321666220428134802
- Genovese A., Butler M. G. The Autism Spectrum: Behavioral, Psychiatric and Genetic Associations // Genes. – 2023. – Vol. 14 (3). – P. 677. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/genes14030677
- Морозова Е. А., Белоусова М. В., Гомзина Е. Г., Уткузова М. А. Микробиотические и нутрициологические паттерны формирования когнитивных и поведенческих функций ребенка // Практическая медицина. – 2021. – Т. 19, № 5. – С. 32–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47416307
- Bicknell B., Liebert A., Borody T., Herkes G., McLachlan C., Kiat H. Neurodegenerative and Neurodevelopmental Diseases and the Gut-Brain Axis: The Potential of Therapeutic Targeting of the Microbiome // International Journal of Molecular Sciences. – 2023. – Vol. 24 (11). – P. 9577. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijms24119577
- Gonçalves C. L., Doifode T., Rezende V. L., Costa M. A., Rhoads J. M., Soutullo C. A. The many faces of microbiota-gut-brain axis in autism spectrum disorder // Life sciences. – 2024. – Vol. 337. – P. 122357. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lfs.2023.122357
- Salehinejad M. A., Ghanavati E., Glinski B., Hallajian A. H., Azarkolah A. A systematic review of randomized controlled trials on efficacy and safety of transcranial direct current stimulation in major neurodevelopmental disorders: ADHD, autism, and dyslexia // Brain and Behavior. – 2022. – Vol. 12 (9). – P. e2724. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/brb3.2724
- Боголюбова-Кузнецова Д. В. Theraplay в работе с ребенком с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2019. – Т. 17, № 4. – С. 21–28. – DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2019170403 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41803573
- Старикова О. В., Дворянинова В. В., Баландина О. В. Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20, № 1. – С. 29–36. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200104 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49879053
- Dubois-Sage M., Jacquet B., Jamet F., Baratgin J. People with Autism Spectrum Disorder Could Interact More Easily with a Robot than with a Human: Reasons and Limits // Behavioral sciences (Basel, Switzerland). – 2024. – Vol. 14 (2). – P. 131. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/bs14020131
- Lo A., Lowery L. A., Kuhlthau K., Parker R. A., Chan J., Haddad F., Radom-Aizik S., Gehricke J. G. Effects of physical exercise, LEGO, and Minecraft activities on anxiety in underserved children with autism: Study design and methodological strategies // MethodsX. – 2023. – Vol. 11. – P. 102332. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.mex.2023.102332
- Варламов А. А., Скороходов И. В., Шпицберг И. Л. Фольклорные игровые формы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и нарушениями социального развития: современная практика и перспективы // Вестник психофизиологии. – 2022. – № 4. – С. 18–30. DOI: http://dx.doi.org/10.34985/o2044-4946-4502-l URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50315260
- Muris P., Roodenrijs D., Kelgtermans L., Sliwinski S., Berlage U., Baillieux H., Deckers A., Gunther M., Paanakker B., Holterman I. No Medication for My Child! A Naturalistic Study on the Treatment Preferences for and Effects of Cogmed Working Memory Training Versus Psychostimulant Medication in Clinically Referred Youth with ADHD // Child Psychiatry & Human Development. – 2018. – Vol. 49 (6). – P. 974–992. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10578-018-0812-x
- Mechler K., Banaschewski T., Hohmann S., Häge A. Evidence-based pharmacological treatment options for ADHD in children and adolescents // Pharmacology & Therapeutics. – 2022. – Vol. 230. – P. 107940. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.pharmthera.2021.107940
- Zhu F., Zhu X., Bi X., Kuang D., Liu B., Zhou J., Yang Y., Ren Y. Comparative effectiveness of various physical exercise interventions on executive functions and related symptoms in children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder: A systematic review and network meta-analysis // Frontiers in public health. – 2023. – Vol. 11. – P. 1133727. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2023.1133727
- Abdulghani A., Poghosyan M., Mehren A., Philipsen A., Anderzhanova E. Neuroplasticity to autophagy cross-talk in a therapeutic effect of physical exercises and irisin in ADHD // Frontiers in Molecular Neuroscience. – 2023. – Vol. 15. – P. 997054. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fnmol.2022.997054
- Касенова Г. Т., Садуакасова К. З., Исаева Р. Б. Дайджест основных положений учения об аутизме // Наука и здравоохранение. – 2021. – Т. 23, № 5. – С. 194–202. DOI: http://dx.doi.org/10.34689/SH.2021.23.5.021 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49872643
- Валиуллина Г. В. Готовность учителя к профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 8. – С. 186–219. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-186-219 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54664266