Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 154–181
УДК: 
612.82+572.74+376.5+372.857

Особенности развития мозга и способы коррекции при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности: обзор современных исследований

Хаустов С. А. 1 (Мытищи, Россия), Дубынин В. А. 1 (Москва, Россия)
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Аннотация: 

Проблема и цель. Критически важным для разработки способов коррекции нарушений психического развития и применения методов инклюзивного обучения является глубокое понимание нейробиологических процессов в норме и отклонениях. Цель данной работы заключается в обобщении современной и наиболее актуальной информации об особенностях строения и функционирования мозга в связи с нарушениями нейронных структур, путей и сетей, а также о методах психосоциальной и педагогической коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и расстройствами аутистического спектра.
Методология. Работа базируется на комплексном анализе результатов экспериментальных исследований в области когнитивных наук и смежных направлений, затрагивающих вопросы нейроотличных состояний. В качестве материала были использованы научные статьи, опубликованные в 2003–2024 гг., преимущественно в последние 3 года.
Результаты. В рамках исследования авторами выявлены ключевые общие и отличительные черты патогенеза, эпидемиологии, нейробиологических основ развития расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Продемонстрированы примеры нарушений, наблюдаемых на уровне анатомических структур мозга и функционирования отдельных нейронных сетей. Акцентированы распространение многообразия симптоматических проявлений, сопутствующих нарушений (коморбидность), сложность в разделении понятий нормы и патологии в условиях широкого спектра нейроотличных состояний.
Обобщив данные по различным методам терапии и коррекции, авторы обосновали ключевую роль психосоциальной адаптации, в том числе в рамках школьного обучения, что требует от учителей глубокого понимания особенностей психического развития и владения методическими приемами взаимодействия с нейроотличными детьми. Актуальным выглядит дозированная передача детям информации об особенностях психического развития для помощи в осознания собственных проблем и поиска их решения, что может осуществляться в рамках преподавания биологии при соответствующей подготовке педагогов.
Заключение. Реабилитация и интеграция в социум детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности – основной и практически единственный способ решения проблемы, требующий понимания особенностей нейроразвития, осознанного и терпимого отношения со стороны педагогов, психологов, родителей и сверстников.
Статья адресована специалистам в области психологии, коррекционной и инклюзивной педагогики, педиатрам, воспитателям, учителям, родителям.

Ключевые слова: 

расстройства аутистического спектра; синдром дефицита внимания; гиперактивность; нарушения психического развития; нейроотличные дети; нейронные структуры; коморбидность; психосоциальная коррекция; инклюзивное обучение.

Библиографическая ссылка:
Хаустов С. А., Дубынин В. А. Особенности развития мозга и способы коррекции при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности: обзор современных исследований // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 154–181. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.08
Список литературы: 
  1. Shuid A. N., Jayusman P. A., Shuid N., Ismail J., Kamal Nor N., Mohamed I. N. Association between Viral Infections and Risk of Autistic Disorder: An Overview // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18. – P. 2817. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18062817 
  2. Waldren L. H., Leung F. Y. N., Hargitai L. D., Burgoyne A. P., Liceralde V. R. T. Livingston L. A., Shah P. Unpacking the overlap between Autism and ADHD in adults: A multi-method approach // Cortex: a journal devoted to the study of the nervous system and behavior. – 2024. – Vol. 173. – P. 120–137. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2023.12.016
  3. Корнев А. Н. Диагноз или метафора: метаморфозы концепции раннего детского аутизма в психиатрии и клинической психологии // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 34–42. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210404 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59985762
  4. Pluck G. The Misguided Veneration of Averageness in Clinical Neuroscience: A Call to Value Diversity over Typicality // Brain sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 860. DOI: https://doi.org/10.3390/brainsci13060860
  5. Lyall K., Ames J. L., Pearl M., Traglia M., Weiss L. A., Windham G. C., Kharrazi M., Yoshida C. K., Yolken R., Volk H. E., Ashwood P., Van de Water J., Croen L. A. A profile and review of findings from the Early Markers for Autism study: unique contributions from a population-based case-control study in California // Molecular Autism. – 2021. – Vol. 12 (1). – P. 24. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s13229-021-00429-7
  6. Drechsler R., Brem S., Brandeis D., Grünblatt E., Berger G., Walitza S. ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents // Neuropediatrics. – 2020. – Vol. 51 (5). – P. 315–335. DOI: http://dx.doi.org/10.1055/s-0040-1701658
  7. Kim Y. S., Leventhal B. L., Koh Y. J., Fombonne E., Laska E., Lim E. C., Cheon K. A., Kim S. J., Kim Y. K., Lee H., Song D. H., Grinker R. R. Prevalence of autism spectrum disorders in a total population sample // American Journal of Psychiatry. – 2011. – Vol. 168 (9). – P. 904–912. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/appi.ajp.2011.10101532
  8. Shaw K. A., Maenner M. J., Bakian A. V., Bilder D. A., Durkin M. S., Furnier S. M., Hughes M. M., Patrick M., Pierce K., Salinas A., Shenouda J., Vehorn A., Warren Z., Zahorodny W., Constantino J. N., DiRienzo M., Esler A., Fitzgerald R. T., Grzybowski A., … Cogswell M. E. Early Identification of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 4 Years - Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network, 11 Sites, United States, 2018 // Morbidity and mortality weekly report. Surveillance summaries. – 2021. – Vol. 70 (10). – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.15585/mmwr.ss7010a1
  9. Горина А. С., Колесниченко Л. С., Бормотова Н. Н. Содержание аминокислот и нейромедиаторов в сыворотке крови детей с синдромом дефицита внимания / гиперактивности // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2012. – Т. 109, № 2. – С. 82–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17720977
  10. Чурило Н. В. Психологические особенности детей с различным типом синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2018. – № 2(96). – С. 51-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37116097
  11. Хаустов А. В., Шумских М. А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20, № S3. – С. 6–14. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd.2022200301 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50198420
  12. Макушкин Е. В., Макаров И. В., Пашковский В. Э. Распространенность аутизма: подлинная и мнимая // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2019. – Т. 119, № 2. – С. 80–86. DOI: http://dx.doi.org/10.17116/jnevro201911902180 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37133540
  13. Frolli A., Cerciello F., Esposito C., Ricci M. C., Laccone R. P., Bisogni F. Universal Design for Learning for Children with ADHD // Children (Basel). – 2023. – Vol. 10 (8). – P. 1350. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/children10081350
  14. Demontis D., Walters R. K., Martin J., Mattheisen M., Als T. D., Agerbo E., Baldursson G., Belliveau R., Bybjerg-Grauholm J., Bækvad-Hansen M., Cerrato F., Chambert K., Churchhouse C., Dumont A., Eriksson N., Gandal M., Goldstein J. I., … Grasby K. L.  Discovery of the first genome-wide significant risk loci for attention deficit/hyperactivity disorder // Nature Genetics. – 2019. – Vol. 51 (1). – P. 63–75. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/s41588-018-0269-7
  15. Polderman T., Hoekstra R., Posthuma D., Larsson H. The co-occurrence of autistic and ADHD dimensions in adults: an etiological study in 17 770 twins // Translational psychiatry. – 2014. – Vol. 4 (9). – P. e435. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/tp.2014.84
  16. Mansour R., Dovi A. T., Lane D. M., Loveland K. A., Pearson D. A. ADHD severity as it relates to comorbid psychiatric symptomatology in children with Autism Spectrum Disorders (ASD) // Research In Developmental Disabilities. – 2017. – Vol. 60. – P. 52–64. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ridd.2016.11.009
  17. Мустафин Р. Н., Еникеева Р. Ф., Малых С. Б., Валинуров Р. Г., Хуснутдинова Э. К. Генетика синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2018. – Т. 118, № 9. – С. 106–110. DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro2018118091106 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36313775
  18. Lai M. C., Lombardo M. V., Baron-Cohen S. Autism // Lancet. – 2014. – Vol. 383 (9920). – P. 896–910. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(13)61539-1
  19. James I. Singular scientists // Journal of the Royal Society of Medicine. – 2003. – Vol. 96 (1). – P. 36–39. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/014107680309600112
  20. Cortese S., Coghill D. Twenty years of research on attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): looking back, looking forward // Evidence-Based Mental Health. – 2018. – Vol. 21 (4). – P. 173–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/ebmental-2018-300050
  21. Sadeghi S., Schmidt S. N. L., Mier D., Hass J. Effective connectivity of the human mirror neuron system during social cognition // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2022. – Vol. 17 (8). – P. 732–743. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/scan/nsab138
  22. Banker S. M., Gu X., Schiller D., Foss-Feig J. H. Hippocampal contributions to social and cognitive deficits in autism spectrum disorder // Trends in Neurosciences. – 2021. – Vol. 44 (10). – P. 793–807. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tins.2021.08.005
  23. Hoogman M., van Rooij D., Klein M., Boedhoe P., Ilioska I., Li T., Patel Y., Postema M. C., Zhang‐James Y., Anagnostou E., Arango C., Auzias G., Banaschewski T., Bau C. H. D., Behrmann M., Bellgrove M. A., Brandeis D., Brem S., Busatto G. F., … Franke B. Consortium neuroscience of attention deficit/hyperactivity disorder and autism spectrum disorder: The ENIGMA adventure // Human Brain Mappingp. – 2022. – Vol. 43 (1). – P. 37–55. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/hbm.25029
  24. Al-Beltagi M., Saeed N. K., Elbeltagi R., Bediwy A. S., Aftab S. A. S., Alhawamdeh R. Viruses and autism: A Bi-mutual cause and effect // World Journal of Virology. – 2023. – Vol. 12 (3). – P. 172–192. DOI: https://dx.doi.org/10.5501/wjv.v12.i3.172
  25. Sudre G., Choudhuri S., Szekely E., Bonner T., Goduni E., Sharp W., Shaw P. Estimating the Heritability of Structural and Functional Brain Connectivity in Families Affected by Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder // JAMA Psychiatry. – 2017. – Vol. 74 (1). – P. 76–84. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2016.3072
  26. Jayanti S., Dalla Verde C., Tiribelli C., Gazzin S. Inflammation, Dopaminergic Brain and Bilirubin // International Journal of Molecular Sciences. – 2023. – Vol. 24 (14). – P. 11478. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijms241411478
  27. Kohls G., Antezana L., Mosner M. G., Schultz R. T., Yerys B. E. Altered reward system reactivity for personalized circumscribed interests in autism // Molecular Autism. – 2018. – Vol. 9 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s13229-018-0195-7
  28. Supekar K., Kochalka J., Schaer M., Wakeman H., Qin S., Padmanabhan A., Menon V. Deficits in mesolimbic reward pathway underlie social interaction impairments in children with autism // Brain. – 2018. – Vol. 141 (9). – P. 2795–2805. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/brain/awy191
  29. Marotta R., Risoleo M. C., Messina G., Parisi L., Carotenuto M., Vetri L., Roccella M. The Neurochemistry of Autism // Brain Sciences. – 2020. – Vol. 10 (3). – P. 163. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/brainsci10030163
  30. Padmanabhan A., Lynch C. J., Schaer M., Menon V. The Default Mode Network in Autism // Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. – 2017. – Vol. 2 (6). – P. 476–486. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.bpsc.2017.04.004
  31. Hogeveen J., Krug M. K., Geddert R. M., Ragland J. D., Solomon M. Compensatory Hippocampal Recruitment Supports Preserved Episodic Memory in Autism Spectrum Disorder // Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. – 2020. – Vol. 5 (1). – P. 97–109. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.bpsc.2019.08.009
  32. Xu L., Zheng X., Yao S., Li J., Fu M., Li K., Zhao W., Li H., Becker B., Kendrick K. M. The mirror neuron system compensates for amygdala dysfunction - associated social deficits in individuals with higher autistic traits // Neuroimage. – 2022. – Vol. 251. – P. 119010. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.neuroimage.2022.119010
  33. Watanabe D., Watanabe T. Distinct Frontoparietal Brain Dynamics Underlying the Co-Occurrence of Autism and ADHD // eNeuro. – 2023. – Vol. 10 (7). DOI: http://dx.doi.org/10.1523/ENEURO.0146-23.2023
  34. Шпицберг И. Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2013. – Т. 11, № 2. – С. 33–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22621220
  35. Abomelha F. M., AlDhalaan H., Ghaziuddin M., Al-Tassan N. A., Al-Mubarak B. R. Autism and ADHD in the Era of Big Data; An Overview of Digital Resources for Patient, Genetic and Clinical Trials Information // Genes (Basel). – 2022. – Vol. 13 (9). – P. 1551. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/genes13091551
  36. da Silva B. S., Grevet E. H., Silva L. C. F., Ramos J. K. N., Rovaris D. L., Bau C. H. D. An overview on neurobiology and therapeutics of attention-deficit/hyperactivity disorder // Discover Mental Health. – 2023. – Vol. 3 (1). – P. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s44192-022-00030-1 
  37. Wei J., Zheng H., Li G., Chen Z., Fang G., Yan J. Involvement of oxytocin receptor deficiency in psychiatric disorders and behavioral abnormalities // Frontiers in Cellular Neuroscience. – 2023. – Vol. 17. – P. 1164796. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fncel.2023.1164796
  38. Masi G., Fantozzi P., Villafranca A., Tacchi A., Ricci F., Ruglioni L., Inguaggiato E., Pfanner C., Cortese S. Effects of melatonin in children with attention-deficit/hyperactivity disorder with sleep disorders after methylphenidate treatment // Neuropsychiatric Disease and Treatment. – 2019. – Vol. 15. – P. 663–667. DOI: http://dx.doi.org/10.2147/NDT.S193891
  39. Dobrovolsky A. P., Gedzun V. R., Bogin V. I., Ma D., Ichim T. E., Sukhanova I. A., Malyshev A. V., Dubynin V. A. Beneficial effects of xenon inhalation on behavioral changes in a valproic acid-induced model of autism in rats // Journal of Translational Medicine. – 2019. – Vol. 17 (1). – P. 400. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12967-019-02161-6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43215044
  40. Han V. X., Patel S., Jones H. F., Dale R. C. Maternal immune activation and neuroinflammation in human neurodevelopmental disorders // Nature Reviews Neurology. – 2021. – Vol. 17. – P. 564–579. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/s41582-021-00530-8
  41. Gan J., Galer P., Ma D., Chen C., Xiong T. The Effect of Vitamin D Supplementation on Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis of Randomized Controlled Trials // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2019. – Vol. 29(9). – P. 670–687. DOI: http://dx.doi.org/10.1089/cap.2019.0059
  42. Sharif M. R., Madani M., Tabatabaei F., Tabatabaee Z. The Relationship between Serum Vitamin D Level and Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Iranian Journal of Child Neurology. – 2015. – Vol. 9 (4). – P. 48–53. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4670977
  43. Verlaet A. A. J., Maasakkers C. M., Hermans N., Savelkoul H. F. J. Rationale for Dietary Antioxidant Treatment of ADHD // Nutrients. – 2018. – Vol. 10 (4). – P. 405. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/nu10040405
  44. Majhi S., Kumar S., Singh L. A Review on Autism Spectrum Disorder: Pathogenesis, Biomarkers, Pharmacological and Non-Pharmacological Interventions // CNS & Neurological Disorders Drug Targets. – 2023. – Vol. 22 (5). – P. 659–677. DOI: http://dx.doi.org/10.2174/1871527321666220428134802
  45. Genovese A., Butler M. G. The Autism Spectrum: Behavioral, Psychiatric and Genetic Associations // Genes. – 2023. – Vol. 14 (3). – P. 677. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/genes14030677
  46. Морозова Е. А., Белоусова М. В., Гомзина Е. Г., Уткузова М. А. Микробиотические и нутрициологические паттерны формирования когнитивных и поведенческих функций ребенка // Практическая медицина. – 2021. – Т. 19, № 5. – С. 32–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47416307
  47. Bicknell B., Liebert A., Borody T., Herkes G., McLachlan C., Kiat H. Neurodegenerative and Neurodevelopmental Diseases and the Gut-Brain Axis: The Potential of Therapeutic Targeting of the Microbiome // International Journal of Molecular Sciences. – 2023. – Vol. 24 (11). – P. 9577. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijms24119577
  48. Gonçalves C. L., Doifode T., Rezende V. L., Costa M. A., Rhoads J. M., Soutullo C. A. The many faces of microbiota-gut-brain axis in autism spectrum disorder // Life sciences. – 2024. – Vol. 337. – P. 122357. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lfs.2023.122357
  49. Salehinejad M. A., Ghanavati E., Glinski B., Hallajian A. H., Azarkolah A. A systematic review of randomized controlled trials on efficacy and safety of transcranial direct current stimulation in major neurodevelopmental disorders: ADHD, autism, and dyslexia // Brain and Behavior. – 2022. – Vol. 12 (9). – P. e2724. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/brb3.2724
  50. Боголюбова-Кузнецова Д. В. Theraplay в работе с ребенком с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2019. – Т. 17, № 4. – С. 21–28. – DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2019170403  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41803573
  51. Старикова О. В., Дворянинова В. В., Баландина О. В. Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20, № 1. – С. 29–36. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200104 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49879053
  52. Dubois-Sage M., Jacquet B., Jamet F., Baratgin J. People with Autism Spectrum Disorder Could Interact More Easily with a Robot than with a Human: Reasons and Limits // Behavioral sciences (Basel, Switzerland). – 2024. – Vol. 14 (2). – P. 131. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/bs14020131
  53. Lo A., Lowery L. A., Kuhlthau K., Parker R. A., Chan J., Haddad F., Radom-Aizik S., Gehricke J. G. Effects of physical exercise, LEGO, and Minecraft activities on anxiety in underserved children with autism: Study design and methodological strategies // MethodsX. – 2023. – Vol. 11. – P. 102332. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.mex.2023.102332
  54. Варламов А. А., Скороходов И. В., Шпицберг И. Л. Фольклорные игровые формы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и нарушениями социального развития: современная практика и перспективы // Вестник психофизиологии. – 2022. – № 4. – С. 18–30. DOI: http://dx.doi.org/10.34985/o2044-4946-4502-l URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50315260
  55. Muris P., Roodenrijs D., Kelgtermans L., Sliwinski S., Berlage U., Baillieux H., Deckers A., Gunther M., Paanakker B., Holterman I. No Medication for My Child! A Naturalistic Study on the Treatment Preferences for and Effects of Cogmed Working Memory Training Versus Psychostimulant Medication in Clinically Referred Youth with ADHD // Child Psychiatry & Human Development. – 2018. – Vol. 49 (6). – P. 974–992. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10578-018-0812-x
  56. Mechler K., Banaschewski T., Hohmann S., Häge A. Evidence-based pharmacological treatment options for ADHD in children and adolescents // Pharmacology & Therapeutics. – 2022. – Vol. 230. – P. 107940. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.pharmthera.2021.107940
  57. Zhu F., Zhu X., Bi X., Kuang D., Liu B., Zhou J., Yang Y., Ren Y. Comparative effectiveness of various physical exercise interventions on executive functions and related symptoms in children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder: A systematic review and network meta-analysis // Frontiers in public health. – 2023. – Vol. 11. – P. 1133727. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2023.1133727
  58. Abdulghani A., Poghosyan M., Mehren A., Philipsen A., Anderzhanova E. Neuroplasticity to autophagy cross-talk in a therapeutic effect of physical exercises and irisin in ADHD // Frontiers in Molecular Neuroscience. – 2023. – Vol. 15. – P. 997054. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fnmol.2022.997054
  59. Касенова Г. Т., Садуакасова К. З., Исаева Р. Б. Дайджест основных положений учения об аутизме // Наука и здравоохранение. – 2021. – Т. 23, № 5. – С. 194–202. DOI: http://dx.doi.org/10.34689/SH.2021.23.5.021 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49872643
  60. Валиуллина Г. В. Готовность учителя к профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 8. – С. 186–219. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-186-219 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54664266
Дата публикации 30.06.2024