Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 4, С. 117–141
УДК: 
336+378.14+316.77

Оценка эффективности развития финансовой культуры будущих преподавателей экономических дисциплин

Хабибова Н. Е. 1 (Уфа, Россия), Василина Д. С. 1 (Уфа, Россия), Баянова Л. Н. 1 (Уфа, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педпгогический университет им. М. Акмуллы"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки будущих преподавателей экономических дисциплин со сформированной финансовой культурой, позволяющей не только эффективно взаимодействовать с обществом в различных финансовых ситуациях, но и самоопределиться в профессиональном плане (повысить интерес к получению профессиональных знаний, умений и навыков), иметь опыт самоорганизации. Цель исследования состоит в оценке эффективности процесса развития финансовой культуры будущих преподавателей экономических дисциплин (теоретическим и опытно-экспериментальным путем).
Методология. Исследование осуществлялось в рамках педагогического эксперимента. Оценка эффективности развития финансовой культуры выстраивалась на основе Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г., международных и всероссийских исследований по заказу Банка России, а также имеющегося в педагогике опыта подготовки будущих педагогов экономических дисциплин. Были проведены анализ и обобщение материалов, полученных в результате экспериментальной работы. Выборку составили 102 студента, обучающихся по направлению подготовки 43.04.03 Профессиональное обучение, профиль «Экономика и управление». Валидность полученных результатов подтверждают Международные исследования PISA-2018 и аналитика Института фонда «Общественное мнение».
Результаты. Анализ научно-педагогической литературы позволил провести систематизацию понятия «финансовая культура», определить ее природу и место в обществе, что сделало возможным специфицировать финансовую культуру как важнейший фактор развития устойчивости страны
В ходе экспериментальной работы была проведена оценка эффективности развития финансовой культуры будущих преподавателей экономических дисциплин. Исследование в рамках формирующего этапа эксперимента показало положительную динамику в развитии финансовой культуры студентов. Было выявлено, что для эффективного развития финансовой культуры студентов необходимо придерживаться определенных условий: уделять большое внимание финансовому модулю, проводить мероприятия в рамках студенческих объединений, использовать весь арсенал современных образовательных технологий, систематически проводить анализ динамики развития финансовой культуры студентов, опираться на официальные данные исследовательских центров России и других стран.
Заключение. Результаты исследования доказывают, что обоснованные и реализованные в педагогическом вузе педагогические условия обеспечивают эффективность развития финансовой грамотности будущих преподавателей экономических дисциплин. Развитие финансовой культуры можно считать важнейшим условием успешного профессионального становления студента.

Ключевые слова: 

финансовая культура; финансовая грамотность; финансовый модуль; профессиональные компетенции; современные образовательные технологии; обучение будущих преподавателей; финансовые знания; финансовое поведение; финансовые установки.

Библиографическая ссылка:
Хабибова Н. Е., Василина Д. С., Баянова Л. Н. Оценка эффективности развития финансовой культуры будущих преподавателей экономических дисциплин // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 117–141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.06
Список литературы: 
  1. Gibbins K., Walker I. Multiple Interpretations of the Rokeach Value Study // Journal of Social Psychology. – 2010. – Vol. 133 (6). – P. 1993. DOI: https://doi.org/10.1080/00224545.1993.9713941
  2. Kumar P., Pillai R., Kumar N., Tabash M. The interplay of skills, digital financial literacy, capability, and autonomy in financial decision making and well-being // Borsa Istanbul Review. – 2022. – Vol. 23 (1). – P. 169–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bir.2022.09.012  URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214845022000837
  3. Lo Prete A. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance // SSRN Electronic Journal. – 2021. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3948927 URL: https://ssrn.com/abstract=3948927
  4. Lyons A., Kass-Hanna J. A methodological overview to defining and measuring «digital» financial literacy // SSRN Electronic Journal. – 2021. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3836330 URL: https://ssrn.com/abstract=3836330
  5. Markle G. Crushing debt or savvy strategy? Financial literacy and student perceptions of their student loan debt // Journal of Student Financial Aid. – 2019. – Vol. 49 (1). – P. 1651. DOI: https://doi.org/10.55504/0884-9153.1651
  6. Setiawan M., Effendi N., Santoso T., Dewi W., Sapulette M. Digital financial literacy, current behavior of saving and spending and its future foresight // Economics of Innovation and New Technology. – 2022. – Vol. 31 (4). – P. 320–338. DOI: https://doi.org/10.1080/10438599.2020.1799142 
  7. Аймалетдинов Т. А., Цимбал М. В. Восприятие современных технологий старшим поколением: сравнительный анализ // Цифровая социология. – 2023. – Т. 6, № 4. – C. 79–94. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-79-94  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59907395 
  8. Брыкин А. В., Кунижева Д. А., Большунова С. А. Методологические подходы к исследованию финансово-экономической культуры // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – № 11. – C. 73–80. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-6-73-80  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47666992
  9. Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Применение интегрированного метода формирования критического мышления на занятиях гуманитарного блока у студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2024. – № 2. – С. 144–161. DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11022 URL: http://e-koncept.ru/2024/241022.htm. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=61242775 

10. Воеводина Е. В., Шихгафизов П. Ш., Штепа С. Е. Методологические принципы деятельностно-феноменологического подхода в изучении социальных механизмов формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях // Социально-политические науки. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 55–62. DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2022-12-4-55-62 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49424105  

11. Иванченко И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 170–194. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54390178 

12. Кормильцева Е. А., Сокур Е. А., Филимонов В. А., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Определение и оценка функций педагога-продюсера для подготовки экономистов в современных условиях цифровизации системы образования // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 1. – С. 149–166. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=62497913 

13. Кунижева Д. А. Финансовая культура: многогранность понятия, подходы к исследованию и место в научном дискурсе // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 7. – С. 107–112. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54234175

14. Лапин Н. И. Антропосоциокультурный эволюционизм – метатеоретический принцип изучения сообществ людей // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 3–14. DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162518030017  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32782968

15. Никифоров О. А. Роль финансовой культуры в формировании российского предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – С. 248–254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17688909

16. Ореховская Н. А. Формирования финансовой культуры молодежи как ценность глобального мира // Инновации в образовании. – 2019. – № 1. – С. 117-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36605452

17. Панфилова А. О., Саввинова К. А. Финансовая культура студенческой молодежи // Society and Security Insights. – 2022. – Т. 5, № 3. – С. 172–189. DOI: https://doi.org/10.14258/ssi(2022)3-12  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49622939 

18. Петренко Г. М., Петренко М. С. Финансовая грамотность и индивидуальные финансовые практики как фактор материального благополучия // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2022. – № 4. – C. 69–93. DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2022/4/1374  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50062395 

19. Соколова Е. А. Финансовая культура как психолого-педагогический феномен // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2023. – Т. 11, № 4. – С. 332–342. DOI: https://doi.org/10.23888/humJ2023114332-342   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58733988

20. Тюменцева Е. Ю., Шамис В. А., Мухаметдинова С. Х. Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на уровень финансовой грамотности студентов вузов: прогнозирование на основе когнитивной методологии // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 5. – С. 124–140. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54808513

21. Тюриков А. Г., Грызенкова Ю. В., Кунижева Д. А. О финансовой культуре студенческой молодежи // Социологические исследования. – 2023. – № 2. – С. 143–148. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250023451-9  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50494124 

22. Фатихов А. И., Насибуллин Р. Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник тихоокеанского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 235–244. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15015571

23. Шамигулова О. А., Василина Д. С. Формирование медиакомпетентности в условиях вуза: анализ мнений студентов – будущих педагогов // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3. – С. 50–70. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.3  URL https://elibrary.ru/item.asp?id=54134577 

Дата публикации 31.08.2024