Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 4, С. 27–50
УДК: 
159.9.072.432+37.015.31+316.4

Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование

Вершинина Т. С. 1 (Екатеринбург, Россия), Кочева О. Л. 2 (Екатеринбург, Россия), Шкурин Д. В. 2 (Екатеринбург, Россия), Мальцев А. В. 2 (Екатеринбург, Россия)
1 Уральский государственный медицинский университет
2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема зависимости психологического благополучия учителей от удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Цель статьи – выявить компоненты психологического благополучия учителей и сравнить уровни психологического благополучия учителей с разным отношением к своей профессии.
Методология. Методологической основой выступают научные исследования российских и зарубежных ученых в области изучения психологического благополучия как общенаучного феномена, так и психологического благополучия учителя. Для сбора эмпирических данных проведены опросы учителей в трех муниципалитетах Свердловской области (N = 1484) в течение 2021–2022 гг. с использованием опросника «Большая пятерка» TIPI-RU, теста «Смысложизненные ориентации», «Теста жизнестойкости» С. Мадди, «Опросника выгорания» К. Маслач, «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, «Шкалы позитивного и негативного аффекта», «Шкалы удовлетворенности жизнью» Э. Динера. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики.
Результаты. Основные результаты исследования заключаются в том, что выявлен ряд закономерностей, влияющих на состояние психологического благополучия учителей в обследованных муниципалитетах. Авторы установили, что применение различных комплексов методик дает сопоставимые результаты по проблеме исследования психологического благополучия учителя. Подчеркивается, что ключевой составляющей психологического благополучия учителей является отношение к своей профессии. Авторами выявлен комплекс качеств, определяющих уровень удовлетворенности профессией учителя и отношение к ней. Также показано, что удовлетворенность профессией учителя увеличивается пропорционально стажу педагогической деятельности.
Заключение. В заключении выводится закономерность состояния психологического благополучия учителей от уровня удовлетворенности своей профессией. Представленные результаты могут быть использованы в разработке мероприятий по профилактике профессионального выгорания и коррекции смыслового отношения к учительскому труду как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Ключевые слова: 

психологическое благополучие учителя; удовлетворенность профессией; комплекс методик; личностные качества; профессиональное выгорание; муниципалитеты; отношение к профессии.

Библиографическая ссылка:
Вершинина Т. С., Кочева О. Л., Шкурин Д. В., Мальцев А. В. Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 27–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.02
Список литературы: 
  1. Kling K. C., Ryff C. D., Essex M. J. Adaptive changes in the self-concept during a life transition // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1997. – Vol. 23 (9). – P. 981–990. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167297239008
  2. Sabik N. J. Ageism and body esteem: associations with psychological well-being among late middle-aged African American and European American women // Journals of Gerontology, Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. – 2015. – Vol. 70 (2). – P. 189–199. DOI: https://doi.org/10.1093/geronb/gbt080
  3. Rafanelli C., Roncuzzi R., Finos L., Tossani E., Tomba E., Mangelli L., Urbinati S., Pinelli G., Fava G. A. Psychological Assessment in Cardiac Rehabilitation // Psychotherapy and Psychosomatics. – 2003. – Vol. 72 (6). – P. 343–349. DOI: https://doi.org/10.1159/000073031
  4. Li L. W., Seltzer M. M., Greenberg J. S. Change in depressive symptoms among daughter caregivers: An 18-month longitudinal study // Psychology and Aging. – 1999. – Vol. 14 (2). – P. 206–219. DOI: https://doi.org/10.1037/0882-7974.14.2.206
  5. Plaut V. C., Markus H. R., Lachman M. E. Place matters: Consensual features and regional variation in American well-being and self // Journal of Personality and Social Psychology. – 2002. – Vol. 83 (1). – P. 160–184. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.1.160
  6. Брук Ж. Ю., Кухтерина Г. В., Патрушева И. В., Федина Л. В. Благополучие педагогов в условиях инклюзивной трансформации школы // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2. – С. 533–542. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.49 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46336271
  7. Dreer B. Teacher well-being: Investigating the contributions of school climate and job crafting // Cogent Education. – 2022. – Vol. 9 (1). – P. 2044583. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2022.2044583
  8. Крапчетова О. С., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога // Педагогический ИМИДЖ. – 2023. – № 1. – С. 68–90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50460082
  9. Жданова Н. Е., Мухлынина О. В. Исследование психологического благополучия педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 2. – С. 14–17. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39219421
  10. Бабинский Д. О. Типология и моделирование образовательной среды в историко-педагогическом аспекте // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 1. – С. 153–158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50245952
  11. Ryff C. D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia // Psychotherapy and Psychosomatics. – 2014. – Vol. 83 (1). – P. 10–28. DOI: https://doi.org/10.1159/000353263
  12. Филатова О. Ф. Психологическая характеристика учебной мотивации // Обзор педагогических исследований. – 2019. – Т. 1, № 3. – С. 33–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41319173
  13. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 3. – С. 92–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29930267
  14. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – Т. 26. – С. 77–88. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.26.77 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36685123
  15. Романова Е. А., Тореева Т. А., Гасанова Р. Р. Социально-психологическое благополучие педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 2. – С. 106–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42392689
  16. Авдеева А. П., Журавлев А. К., Нечушкин Ю. В., Сафонова Ю. А., Цыганенко О. С. Психологическое благополучие преподавателей вуза при пандемии // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 117–123. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38625 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45706328
  17. Benevene P., De Stasio S., Fiorilli C. Editorial: Well-Being of School Teachers in Their Work Environment // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 1239. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01239
  18. Hascher T., Waber J. Teacher well-being: A systematic review of the research literature from the year 2000–2019 // Educational Research Review. – 2021. – Vol. 34. – P. 100411. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2021.100411
  19. Wingerden J., Bakker A. B., Derks D. The longitudinal impact of a job crafting intervention // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2017. – Vol. 26 (1). – P. 107–119. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2016.1224233
  20. Gast I., Neelen M., Delnoij L., Menten M., Mihai A., Grohnert T. Supporting the well-being of new university teachers through teacher professional development // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 866000. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.866000
  21. Jennings P. A., Doyle S., Oh Y., Rasheed D., Frank J. L., Brown J. L. Long-term impacts of the CARE program on teachers’ self-reported social and emotional competence and well-being // Journal of School Psychology. – 2019. – Vol. 76. – P. 186–202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.07.009
  22. Ismail S. M., Patra I., Yang H., Bemnet A. Language teacher psychological well-being: an insight into the impacts of emotion regulation, reflective teaching, self-efficacy, and identity in an EFL context // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. – 2023. – Vol. 8 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s40862-023-00215-3
  23. Hernandez R., Bassett S. M., Boughton S. W., Schuette S. A., Shiu E. W., Moskowitz J. T. Psychological Well-Being and Physical Health: Associations, Mechanisms, and Future Directions // Emotion Review. – 2018. – Vol. 10 (1). – P. 18–29. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073917697824
  24. Alonso C., Fernández-Salinero S., Topa G. The Impact of Both Individual and Collaborative Job Crafting on Spanish Teachers’ Well-Being // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 74. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9020074
Дата публикации 31.08.2024