Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 5, С. 47–75
УДК: 
378+159.9

Выявление ключевых нарративов для оценки восприятия социальной реальности студенческой молодежью

Попов Д. Г. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Данилишин А. М. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Почкаева Е. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Ганапольская М. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты научного исследования, посвященного выявлению ключевых нарративов в восприятии внешней социальной среды студенческой молодежью на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Цель статьи – выявление ключевых нарративов (образов настоящего, прошлого, будущего) для оценки восприятия социальной реальности студенческой молодежью, обоснование ключевых потребностей студентов в области развития навыков soft skills и обобщение практик в области обучения данным навыкам в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
Методология. Ключевыми методами получения данных в ходе исследования выступали опросный метод, исследовательский метод включенного наблюдения членов исследовательской команды в рамках профессиональной деятельности, анализ документов по вопросам преподавания и оценки преподавания дисциплин «Soft Skills». При сборе, обработке и представлении данных использованы методы семантического анализа, обобщения, сравнения, визуализации данных, верификации.
Результаты. Авторы выявили ключевые нарративы в восприятии внешней социальной среды студенческой молодежью, включая особенности восприятия укрупненных групп по социально-гуманитарным и техническим направлениям подготовки. Были обобщены данные по ключевым потребностям молодежи в рамках приобретения навыков soft skills и опыт реализации связанных с ними дисциплин на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
В ходе исследования был применен поисковый семантический анализ оценочных акронимов с целью изучения существующего образа восприятия реальности у целевой группы, а также введен акроним DICE для обобщения желаемого образа будущего у студенческой молодежи. Практические результаты исследования состоят в возможностях по оценке потенциала практик по дисциплинам в рамках «Soft Skills» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого и модернизации подобных практик на базе других университетов.
Заключение. Ключевой обобщающий вывод заключается в необходимости построения эффективной системы обратной связи со студенческой молодежью, которая позволит на базе специализированных практик «Soft Skills» гибко реагировать на запросы в области дефицитных навыков и компетенций студентов и обеспечит их получение. Кроме того, показана важность выявления существующих в молодежной среде нарративов в области восприятия социальной среды и социального времени с целью реализации образовательных, коммуникационных и воспитательных функций высшего учебного заведения.

Ключевые слова: 

образовательные потребности; восприятие социальной реальности; студенческая молодежь; ключевые нарративы; высшее образование

Библиографическая ссылка:
Попов Д. Г., Данилишин А. М., Почкаева Е. И., Ганапольская М. В. Выявление ключевых нарративов для оценки восприятия социальной реальности студенческой молодежью // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 47–75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.03
Список литературы: 
  1. Арендачук И. В., Кленова М. А., Усова Н. В. Социальная активность молодежных лидеров в представлениях молодежи разных поколений // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 32, № 4. – С. 367–376. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-4-367-376 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49984321
  2. Румянцева О. В. Развитие soft skills в вузе: взгляд студентов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2022. – Т. 28, № 4. – C. 98–105. DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-4-98-105 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50048504 
  3. Тихомирова Е. В., Самохвалова А. Г., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 4. – С. 88–96. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-4-121-88-96 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47446119
  4. Фалеева Л. В. Вузовская социализация студентов (подходы, структура, факторы, механизмы) // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 6. – С. 89–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19143168 
  5. Черноскутов В. Е. Актуальные проблемы социализации студенческой молодежи в процессе обучения в вузе // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 136–143. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-2 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46264927
  6. Chen L., Yu Y., Addis A. K., Guo X. Empirical Assessment and Comparison of Educational Efficiency between Major Countries across the World // Sustainability. – 2022. – Vol. 14 (7). – P. 4009. DOI: https://doi.org/10.3390/su14074009
  7. Deepika, Chitranshi J. Leader readiness of gen Z in VUCA business environment // Foresight. – 2021. – Vol. 23 (2). – P. 154–171. DOI: https://doi.org/10.1108/FS-05-2020-0048
  8. Dima G., Meseșan Schmitz L., Șimon M.-C. Job Stress and Burnout among Social Workers in the VUCA World of COVID-19 Pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (13). – P. 7109. DOI: https://doi.org/10.3390/su13137109
  9. Fenech R., Baguant P., Alpenidze O. The Impact Of Dynamic Capabilities On Teaching Strategies In Higher Education // Academy of Strategic Management Journal. – 2021. – Vol. 20 (2). – P. 1–13. URL: https://www.abacademies.org/articles/The-impact-of-dynamic-capabilities-on-teaching-strategies-in-higher-education-1939-6104-20-2-719.pdf   

10.Fridgeirsson T. V., Ingason H. T., Jonasson H. I., Kristjansdottir B. H. The VUCAlity of Projects: A New Approach to Assess a Project Risk in a Complex World // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (7). – P. 3808. DOI: https://doi.org/10.3390/su13073808

11.Hadar L. L., Ergas O., Alpert B., Ariav T. Rethinking teacher education in a VUCA world: student teachers’ social-emotional competencies during the Covid-19 crisis // European Journal of Teacher Education. – 2020. – Vol. 43 (4). – P. 573–586. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1807513

12.He X., Dong X., Liu L., Zou Y. Challenges of College Students’ Ideological and Political and Psychological Education in the Information Age // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 707973. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.707973

13.Horstmeyer A. The generative role of curiosity in soft skills development for contemporary VUCA environments // Journal of Organizational Change Management. – 2020. – Vol. 33 (5). – P. 737–751. DOI: https://doi.org/10.1108/JOCM-08-2019-0250

14.Idaiani S., Waris L. Depression and Psychological Stress Among Health Workers in Remote Areas in Indonesia // Frontiers inPublic Health. – 2022. – Vo. 10. – P. 743053. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.743053

15.Kasim U., Muslem A., Mustafa F. The effect of learning by teaching on soft-skill improvement among undergraduate students // European Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 11 (3). – P. 1337–1348. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.11.3.1337

16.Kautish P., Hameed S., Kour P., Walia S. Career beliefs, self-efficacy and VUCA skills: A study among generation Z female students of tourism and hospitality // The Journal of Hospitality Leisure Sport and Tourism. – 2022. – Vol. 30. – P. 100340. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2021.100340 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1473837621000411

17.Khan M. M., Ahmed S. S., Khan E. The emerging paradigm of leadership for future: The use of authentic leadership to lead innovation in VUCA environment // Frontiers in Psychology. 2021. – Vol. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.759241

18.Manimuthu A., Venkatesh V. G., Raja Sreedharan V., Mani V. Modelling and analysis of artificial intelligence for commercial vehicle assembly process in VUCA world: A case study // International Journal of Production Research. – 2021. – Vol. 60 (14). – P. 4529–4547. DOI: https://doi.org/10.1080/00207543.2021.1910361

19.Nangia M., Mohsin F. Revisiting talent management practices in a pandemic driven VUCA environment - A qualitative investigation in the Indian IT industry // Journal of Critical Reviews. – 2020. – Vol. 7 (7). – P. 937–942. URL: https://www.jcreview.com/paper.php?slug=revisiting-talent-management-practices-in-a-pandemic-driven-vuca-environment-a-qualitative-investigation-in-the-indian-it-industry  

20.Rendo A., Au-Yong-Oliveira M., Dias A. Democratic talent management in an industry 4.0 environment of digital revolution // Trends and Applications in Information Systems and Technologies. – 2021. – P. 353–365. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-72651-5_34

21.Salakhova V. B., Masalimova A. R., Belyakova N. V., Morozova N. S., Osipova N. V., Prokopyev A. I. Competitive teacher for higher education: Risk-based models of its development // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2021. – Vol. 17 (10). – P. em2021. DOI: http://dx.doi.org/10.29333/ejmste/11187 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47058184

Дата публикации 31.10.2024