Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 4, С. 93–116
УДК: 
336+511.13+378.14

Исследование возможностей использования будущими экономистами цифровых финансовых инструментов в интересах устойчивого развития

Кормильцева Е. А. 1 (Москва, Россия), Адельшин А. В. 2 (Омск, Россия), Варова Н. Л. 3 (Омск, Россия), Стариков В. И. 4 (Омск, Россия), Шмакова А. П. 1 (Москва, Россия), Бурмистрова Н. А. 1 (Москва, Россия)
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
3 Омский государственный педагогический университет
4 Омский государственный технический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования цифровой финансовой грамотности как важнейшей характеристики позитивного финансового поведения в условиях перехода к цифровой экономике. Цель работы - выявить приоритеты и тенденции в использовании будущими экономистами цифровых финансовых инструментов в интересах устойчивого развития.
Методология. Методологическая основа исследования - стратегия устойчивого развития, идеологический базис которой определяет необходимость формирования готовности жить и действовать в изменяющихся условиях, осуществлять планирование социально-экономического развития с учетом ограничений деятельности и последствий принимаемых решений. Основной метод эмпирической части исследования - метод Т. Саати - позволяет выявить глобальные приоритеты в использовании цифровых финансовых инструментов. В ходе исследования проведен социологический опрос студентов Финансового университета при Правительстве РФ, Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омского государственного технического университета, школьников профильных экономических классов (Гимназия № 19, г. Омск) для выявления приоритетов и тенденций в использовании будущими экономистами цифровых финансовых инструментов с учетом гендерно-возрастных предпочтений.
Результаты. Систематизированы представления о степени изученности проблемы формирования цифровой финансовой грамотности, актуализирующие взаимосвязь между цифровой и финансовой грамотностью с точки зрения перспектив социально-экономического пространства. Выявлены глобальные приоритеты использования респондентами цифровых финансовых инструментов: общая выборка предпочитает работать с оптимальными комбинациями 2-х банковских платежных систем. Анализ корреляционных зависимостей в гендерном разрезе показывает, что мужчины лучше выборки на границах диапазона, а женщины - в середине. Интерпретация ответов характеризует выбор женщин как устойчивые, срединные варианты поведения (2–3 карты), которые являются менее рискованными. Мужчины, наоборот, рассматривают риск как вызов, побуждающий к активности, и выходят на границу выборки (1–4 карты). Аналогичная тенденция характерна для возрастных групп 17–20 лет. Это, с одной стороны, объясняется особенностями гендерной психологии, с другой стороны, активной рекламной кампанией цифрового набора финансовых услуг ведущих российских банков. Получена оценка осведомленности студентов о новых моделях цифровой экономики, демонстрирующая хорошую корреляцию по мере взросления респондентов, что, в свою очередь, определяет положительную динамику цифровой финансовой грамотности будущих экономистов (1–4 курсы) в свете актуальных тенденций рынка труда.
Заключение. Результаты исследования подтверждают, что активное использование цифровых финансовых инструментов определяет положительную динамику позитивного финансового поведения будущих экономистов в интересах устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова: 

устойчивое развитие; экономическое образование; будущие экономисты; цифровая экономика; цифровая финансовая грамотность; цифровые финансовые инструменты; искусственный интеллект.

Библиографическая ссылка:
Кормильцева Е. А., Адельшин А. В., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование возможностей использования будущими экономистами цифровых финансовых инструментов в интересах устойчивого развития // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 93–116. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.05
Список литературы: 
  1. Abdallah W., Tfaily F., Harraf A. The impact of digital financial literacy on financial behavior: customers’ perspective // Competitiveness Review: An International Business Journal. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1108/CR-11-2023-0297 
  2. Aman H., Motonishi T., Ogawa K., Omori K. The effect of financial literacy on long-term recognition and short-term trade in mutual funds: Evidence from Japan // International Review of Economics and Finance. – 2024. – Vol. 89, Part B. – P. 762–783. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iref.2023.10.006 
  3. Avelar A. B. A., da Silva Oliveira K. D., Farina M. C. The integration of the Sustainable Development Goals into curricula, research and partnerships in higher education // International Review of Education. – 2023. – Vol. 69 (3). – P. 299–325. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-023-10013-1
  4. Byundyugova T. V., Babikova A. V., Kornienko E. V. Formation and Development of Digital Literacy of the Population Based on Visualization Technologies // International Journal of Media and Information Literacy. – 2021. – Vol. 6 (1). – P. 57–65. DOI: https://doi.org/10.13187/IJMIL.2021.1.57 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47469854
  5. Choung Y., Chatterjee S., Pak T. Y. Digital Financial Literacy and Financial Well-being // Finance Research Letters. – 2023. – Vol. 58. – P. 10438. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2023.104438 
  6. Habyarimana J. B., Kakkar V. Financial literacy, the risk-as-feelings hypothesis, and passive income generation // Financial Planning Review. – 2022. – Vol. 5 (4). DOI: https://doi.org/10.1002/cfp2.1154 
  7. Kumar P., Pillai R., Kumar N., Tabash M. I. The interplay of skills, digital financial literacy, capability, and autonomy in financial decision making and well-being // Borsa Istanbul Review. – 2022. – Vol. 23 (1). – P. 169–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bir.2022.09.012  
  8. Li P., Li Q., Du Sh. Does digital literacy help residents avoid becoming victims of frauds? Empirical evidence based on a survey of residents in six provinces of east China // International Review of Economics & Finance. – 2024. – Vol. 91. – P. 364–377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iref.2024.01.056  
  9. Lin C., Bates T. С. Smart people know how the economy works: Cognitive ability, economic knowledge and financial literacy // Intelligence. – 2022. – Vol. 93. – Р. 101667. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2022.101667
  10. Lo Prete A. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance // Economic Letters. – 2022. – Vol. 213. – P. 110378. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2022.110378 
  11. Loganathan M. Assessing Social Sustainability in the Gig Economy // The Indian Journal of Labour Economics. – 2022. – Vol. 65 (4). – Р. 831–843. DOI: https://doi.org//10.1007/с41027-022-00399-1
  12. Lyons A., Kass-Hanna J. A Methodological Overview to Defining and Measuring “Digital” Financial Literacy // Financial Planning Review. – 2021. – Vol. 4 (2). – P. 1113. DOI: https://doi.org/10.1002/cfp2.1113 
  13. Lyons A., Kass-Hanna J. Financial Inclusion, Financial Literacy and Economically Vulnerable Populations in the Middle East and North Africa // Emerging Markets Finance and Trade. – 2021. – Vol. 57 (9). – P. 2699–2738. DOI: https://doi.org/10.1080/1540496X.2019.1598370 
  14. Ojeleye Y., Mustapha H. Digital Financial Literacy and the Performance of Female Entrepreneurs in Nigeria // Economics and Management. – 2024. – Vol. 21 (1). – P. 118–138. DOI: https://doi.org/10.37708/em.swu.v21i1.8  
  15. Ranjbar M., Effati S. Group decision making in the analytic hierarchy process by hesitant fuzzy numbers // Scientific Reports. – 2023. – Vol. 13 (1). – P. 21864. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-023-49076-3
  16. Sun G., Li T., Ai Y., Li Q. Digital finance and corporate financial fraud // International Review of Financial Analysis. – 2023. – Vol. 87 (11). – P. 102566. DOI: https://doi.org/10.1016/j.irfa.2023.102566  
  17. Waal A., Bilstra E., Bootsman J., Linthorst J. Future-Proofing the Finance Function: An Empirical Approach // International Journal of Management and Applied Research. – 2021. – Vol 8 (2). DOI: https://doi.org/10.18646/2056.82.21-008 
  18. Xu Sl., Yeyao T., Shabaz M. Multi-criteria decision making for determining best teaching method using fuzzy analytical hierarchy process // Soft Computing. – 2023. – Vol. 27 (6). – P. 2795–2807. DOI: https://doi.org/10.1007/s00500-022-07554-2
  19. Авдеева С. М., Тарасова К. В. Об оценке цифровой грамотности: методология, концептуальная модель и инструмент измерения // Вопросы образования. – 2023. – № 2. – С. 8–32. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-8-32  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54150739
  20. Морозова Е. В. Обучение студентов российских вузов предпринимательству как способ формирования агентности // Вопросы образования. – 2024. – № 1. – С. 185–213. DOI: https://doi.org/10.17323/vo-2024-17333 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65636790 
  21. Стрелкова И. А. Цифровизация экономики: новый формат глобализации // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – С. 20–28. DOI: https://doi.org/10.26794/1999-849X‑2020-13-4-20-28 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44037995
  22. Шитова Т. Ф. Подготовка студентов вузов в соответствии с требованиями цифровой экономики // Информатика и образование. – 2020. – № 8. – С. 37–44. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-8-37-44 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44245925
  23. Эрдынеева К. Г., Ключников Д. А., Шурухина Т. Н. Цифровая грамотность студентов педагогического направления: предпосылки, сущность, структура // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2023. – Т. 18, № 4. – С. 47–56. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2023-18-4-47-56 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54884610
  24. Этуев Х. Х., Швиндт А. Н., Фролова О. В., Максимова М. В. Методический подход к формированию матрицы компетенций под запросы цифровой экономики // Вопросы образования. – 2023. – № 2. – С. 214–-240. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-214-240 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54150746
Дата публикации 31.08.2024