Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 5, С. 200–222
УДК: 
УДК 373.31

Влияние уровня познавательного развития дошкольников на успешность их адаптации к школе

Филиппова Т. А. 1 (Москва, Россия), Верба А. С. 1 (Москва, Россия), Орлов К. В. 1 (Москва, Россия), Соколова Л. В. 2 (Москва, Россия)
1 ФГБНУ ИРЗАР
2 ГАОУ ВО Московский государственный университет спорта и туризма
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена изучению проблемы адаптации детей к систематическому обучению в школе, которая не теряет актуальности в стремительно изменяющемся мире, что отражается и на условиях образовательной среды, и на требованиях к уровню подготовки дошкольников. Цель исследования – выявить особенности влияния уровня познавательного развития детей на их адаптацию к систематическому обучению в школе.
Методология. Методология исследования основана на системном подходе, позволяющем определить психофизиологические характеристики обследуемого, комплекс которых обеспечивает наиболее полное представление об уровне развития ребенка. Использовались следующие методы: теоретический анализ, синтез; диагностический, позволяющий оценить уровень познавательного развития и академической успеваемости обследуемых детей; методы математической статистики для обработки эмпирических данных.
Результаты. Посредством теоретического анализа и обобщения научных данных показано, что к старшему дошкольному возрасту у большинства детей сформированы основные познавательные функции. Однако проведение комплексной диагностики функционального развития дошкольников подготовительных групп позволило авторам установить низкий уровень произвольной регуляции, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у трети обследованных дошкольников. На основе анализа данных об академической успеваемости этих детей в начальной школе авторы выявили влияние уровня развития вышеперечисленных познавательных функций в дошкольном возрасте на академическую успеваемость в школе. Лонгитюдный анализ показал постепенное повышение академической успеваемости у этой группы обучающихся к третьему классу.
Заключение. На основании полученных результатов авторами показано, что степень сформированности познавательных функций, а также социально-коммуникативных навыков в значительной степени оказывает влияние на успешность адаптации первоклассника и последующую академическую успеваемость в начальной школе. В заключении авторы делают вывод о необходимости проведения комплексной диагностики познавательного развития в старшем дошкольном возрасте для выявления индивидуальных особенностей и прогнозирования возможных рисков дезадаптации в школе.

Ключевые слова: 

старший дошкольный возраст; комплексная диагностика; познавательное развитие; дошкольники; адаптация к обучению; риски дезадаптации; академическая успеваемость.

Библиографическая ссылка:
Филиппова Т. А., Верба А. С., Орлов К. В., Соколова Л. В. Влияние уровня познавательного развития дошкольников на успешность их адаптации к школе // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 200–222. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.10
Список литературы: 
  1. Безруких М. М., Верба А. С., Филиппова Т. А., Иванов В. В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 5–17. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48285077
  2. Dollar J. M., Perry N. B., Calkins S. D., Shanahan L., Keane S. P., Shriver L., Wideman L. Longitudinal associations between specific types of emotional reactivity and psychological, physical health, and school adjustment // Development and Psychopathology. – 2023. – Vol. 35 (2). – P.  509–523. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579421001619
  3. Sala M. N., Pons F., Molina P. Emotion regulation strategies in preschool children // British Journal of Developmental Psychology. – 2014. – Vol. 32 (4). – P. 440–453. DOI: https://doi.org/10.1111/bjdp.12055
  4. Teleková R., Marcineková T., Tirpáková A., Gonda D. Adaptation Difficulties of Children at the Beginning of School Attendance Based on the Optics of Primary School Teachers // Children (Basel). – 2023. – Vol. 10 (2). – P. 410. DOI: https://doi.org/10.3390/children10020410
  5. Ullman H., Almeida R., Klingberg T. Structural maturation and brain activity predict future working memory capacity during childhood development // The Journal of Neuroscience. – 2014. – Vol.  34 (5). – P. 1592–1598. DOI: https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.0842-13.2014
  6. Bakken L., Brown N., Dowing B. Early childhood education the long term benefits // Journal of research in childhood education. – 2017. – Vol. 31 (2). – P. 255–269. DOI: https://doi.org/10.1080/02568543.2016.1273285
  7. Капустина И. М., Игнатович С. С. К вопросу о социально-психологической адаптации первоклассников // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – Т. 5, № 3. – С. 26–38. DOI: https://doi.org/10.17748/2686–9969–2022–5-3-26-38 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49329776
  8. Яхудина Е. Н., Сербина Л. Ф. Познавательные процессы и личностные характеристики детей с разным уровнем школьной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 43–53. DOI: https://doi.org/10.35231/18186653_2022_2_43 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49173567
  9. Воскрекасенко О. А. Основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 9. – С. 142–146. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.23 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46702772
  10. Чанчаева Е. А., Сидоров С. С., Остапович О. В., Айзман Р. И. Особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценка школьников первого года обучения в поликультурной среде // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 238–253. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1903.14 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38538218
  11. Безруких М. М. Филиппова Т. А., Верба А. С. Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение I // Новые исследования. – 2021. – №  1. – С. 78–100. DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2021-65-1-78-100 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45481272
  12. Clegg J., Law J., Rush R., Peters J. T., Roulstone S. The contribution of early language development to children's emotional and behavioral functioning at 6 years: an analysis of data from the Children in Focus sample from the ALSPAC birth cohort // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2015. – Vol. 56 (1). – P. 67–75. DOI: https://doi.org/10.1111/jcpp.12281
  13. Vissers C., Koolen S., Hermans D., Scheper A., Knoors H. Executive functioning in preschoolers with specific language impairment // Frontiers in Psychology. – 2015. – Vol. 6. – P. 1574. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01574
  14. Jolles D. D., Mennigen E., Gupta M. W., Hegarty C. E., Bearden C. E., Karlsgodt K. H. Relationships between intrinsic functional connectivity, cognitive control and reading achievement across development // NeuroImage. – 2020. – Vol. 221. – P. 117202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2020.117202
  15. Skalická V., Hygen B. W., Stenseng F., Karstad S. B., Wichstrom L. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8: A community study // British Journal of Developmental Psychology. – 2019. – Vol. 37 (3). – P. 427–443. DOI: https://doi.org/10.1111/bjdp.12283
  16. Захарова М. Н., Мачинская Р. И., Агрис А. Р. Управляющие функции и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т.18, №3. – С. 81–91. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180311 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49542532
  17. Scott H., Shoulberg E. K., Dennis M., Krasner A., Smith A. L., Hoza B. Association of ADHD-risk and motor competence with school functioning // Journal of Attention Disorders. – 2024. – Vol. 28 (1) – P. 31–42. DOI: https://doi.org/10.1177/10870547231197214
  18. Piek J. P., Hands B., Licari M. K. Assessment of motor functioning in the preschool period // Neuropsychology Review. – 2012. – Vol. 22 (4). – P. 402–413. DOI: https://doi.org/10.1007/s11065-012-9211-4
  19. de Greeff J. W., Bosker R. J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2018. – Vol. 21 (5). – P. 501–507. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsams.2017.09.595
  20. Agostino S., Calandretti M., Veglio F., Abate Daga F. Physical strength levels and short-term memory efficiency in primary school children: a possible match? // Journal of sports medicine and physical fitness. – 2023. – Vol. 63 (12). – P. 1343–1349. DOI: https://doi.org10.23736/S0022-4707.23.14996-6
  21. Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Гринина Е. С., Созонник А. В., Краснова С. В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4. – С. 247–262. DOI: https://doi.org10.32744/pse.2021.4.16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46673403
  22. Pulimeno M., Piscitelli P., Colazzo S. Children's literature to promote students' global development and wellbeing // Health Promotion Perspectives. – 2020. – Vol. 10 (1). – P. 13-23. DOI: https://doi.org/10.15171/hpp.2020.05
  23. Tsitsani P., Psyllidou S., Batzios S. P., Livas S., Ouranos M., Cassimo D. Fairy tales: a compass for children's healthy development - a qualitative study in a Greek island // Child Care Health and Development. – 2012. – Vol. 38 (2). – P. 266–272.DOI: https://doi.org/10.1111/j.1365-2214.2011.01216.x
Дата публикации 31.10.2024