Оценка социальных и личностных проявлений подростков, увлеченных молодежной субкультурой
2 Кубанский институт профессионального образования
3 Армавирский государственный педагогический университет
Проблема и цель. Проблема исследования связана с представлением о социализации как процессе формирования личности подростков. Решение данной проблемы значимо для профилактики негативного влияния субкультуры на личность подростка в образовательном пространстве. Подросток в виду своей возрастной специфики особое внимание уделяет реакции сверстников. Определив себя как члена какой-либо социальной группы, он закладывает данную идентификацию в схему самосознания и начинает «приводить» себя в «соответствие с группой». Глубокая и длительная включенность в неформальное движение детерминирует интериоризацию системы ценностей группы и изменение мировосприятия у подростка. В связи с этим цель данного исследования – выявление социальных и личностных проявлений подростков, увлеченных молодежной субкультурой.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стали личностно-ориентированный и когнитивный подходы. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (тестирование, беседа, анкетирование, экспертные оценки) методы. Выборка составила 85 учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Результаты. В статье представлен теоретический анализ подходов к проблеме изучения социальных и личностных характеристик подростков, включенных в молодежные субкультуры. В ходе исследования получены данные, свидетельствующие об особенностях личности и социального статуса, детерминирующих увлеченность определенными субкультурами.
В частности, у подростков, находящихся в молодежных субкультурах, были представлены: неудовлетворенность социальным статусом, проблемы коммуникации, адекватность/неадекватность самооценки, поиск острых ощущений, влияние друзей, недостаточное знание содержания и особенностей влияния молодежной субкультуры.
Заключение. На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что включенность ребенка в неформальное объединение определяется социальными и личностными особенностями. У подростков, увлеченных молодежными субкультурами, в ходе проведенного эмпирического исследования в качестве общих характеристик представлены: потребность в более высоком статусе в ученическом коллективе, в одобрении сверстниками, неустойчивая самооценка и пр. Понимание особенностей ребенка позволяет выстроить адекватное формирование личности и определить содержание профилактики негативных влияний неформальных объединений.
социализация; молодежная субкультура; подросток; личность; просоциальный опыт; ценности; социальный статус
- Гусельцева М. С. Субкультуры: культурно-психологические трансформации современности в свете методологии латентных изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 229–242. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.301 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41190350
- Romanova E. S., Abushkin B., Ovcharenko L. Yu., Shilova T. A., Akhtyan A. G. Socialization Factors of Schoolchildren: Psychological Aspect // Astra Salvensis. – 2018. – Vol. 6, No. S. – P. 299–309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36126468
- Volkov Y. G., Sitnikov A. P., Bayramov V. D. Perspectives of creativity of the future Russian society // Artificial Intelligence: Anthropogenic Nature vs. Social Origin. – 2020. – Vol. 1100. – P. 593–600. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-39319-9_66 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43260888
- Хлоповских Ю. Г., Веденеева Г. И., Сашенков С. А., Орлова Г. В. Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 347–360. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48561330
- Шамионов Р. М. Социальная активность молодежи: системно-диахронический подход // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16, № 1. – С. 166–188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37713354
- Любцова А. В. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования просоциального поведения // Российский психологический журнал. – 2020. – Т. 17, № 4. – С. 65–79. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44543758
- Смирнова Р. В., Палаткина Г. В., Тарасова И. В., Подлипалин А. А. Сущностные характеристики девиантных субкультур подростков: социально-культурные, социально-экономические, социально-педагогические, социально-психологические // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 6. – С. 89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44901754
- Ward J. T., Forney M. Unpacking within- and between-person effects of unstructured socializing and differential association on solo- and co-offending // Journal of Criminal Justice. – 2020. – Vol. 70. – P. 101720. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2020.101720
- Bąk T., Kardis M., Valco M., Kalimullin A. M., Galushkin A. A. A philosophical-sociological diagnosis of youth subcultures in the context of social changes // XLinguae. – 2019. – Vol. 12 (2). – Р. 163–185. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.02.14
- Han Y. Self-Presentation of Youth Subcultures on Social-Media // Communications in Humanities Research. – 2023. – Vol. 9 (1). – Р. 20-26. DOI: https://doi.org/10.54254/2753-7064/9/20231093
- Костина Е. Ю. Субкультуры современности и их влияние на несовершеннолетних // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 3. – С. 170–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49596906
- Малышев И. В. Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 308–313. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-3-308-313 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30607763
- Мосиенко Л. В., Новикова С. А. Социально-педагогический аспект исследования молодежных субкультур // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. – С. 30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53701814
14. Nelissen S., Kuczynski L., Coenen L., Van den Bulck J. Bidirectional socialization: An actor-partner interdependence model of Internet self-efficacy and digital media influence between parents and children // Communication Research. – 2019. – Vol. 46 (8). – Р. 1145–1170. DOI: https://doi.org/10.1177/0093650219852857
15. Глебова Е. А., Баталин С. В. Обзор современных молодежных субкультур в эпоху медийной глобализации // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – Т. 9, № 6. – С. 36. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-6-36-47 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36403571
16. Moberg M., Sjö S., Golo B.-W. K., Erdiş Gökçe H., Hart R. F., Cardenas S. C., Benyah F., Jó M. J. V. From socialization to self-socialization? Exploring the role of digital media in the religious lives of young adults in Ghana, Turkey, and Peru // Religion. – 2019. – Vol. 49. – 2. – Р. 240–261. DOI: https://doi.org/10.1080/0048721X.2019.1584353
17. Кокорева Н. А., Медведева Н. И. Специфика влияния субкультуры на личность подростка // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 666–670. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23583918
18. Kopytin S. M. Youth Subculture of RPG Community: On the Problem of Methodological Description // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2016. – Vol. 9 (6). – P. 1480–1489. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-6-1480-1489 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26205439
19. Hirnyak А., Hirnyak H. Form’s manifestations of deviant behavior in modern youth subcultures and their socio-psychological analysis // Psihologìâ ì suspìlʹstvo. – 2023. – Vol. 1. – Р. 199–204. DOI: https://doi.org/10.35774/pis2023.01.199
20. Chang Q., Xing J., Ho R. T. H., Yip P. S. F. Cyberbullying and suicide ideation among Hong Kong adolescents: the mitigating effects of life satisfaction with family, classmates and academic results // Psychiatry Research. – 2019. – Vol. 274. – P. 269–273. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.02.054
21. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – Vol. 25 (1). – P. 79–93. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1590851
22. Глебова Е. А., Бганцева И. В., Тисленкова И. А., Tихаева В. В. Интернетизация современной молодежной субкультуры // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 3. – С. 24–37. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.3.2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44237897
23. Хагуров Т. А., Чепелева Л. М. Социально-психологические причины распространения субкультуры "АУЕ" (неявные факторы актуальной проблемы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 322–339. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-322-339 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46322212