Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 4, С. 7–26
УДК: 
37.015.31+159.947.5+316.628.2

Особенности влияния уровня мотивации познавательной деятельности на развитие интеллектуальных способностей будущего педагога

Мазилов В. А. 1 (Ярославль, Россия), Слепко Ю. Н. 1 (Ярославль, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема развития интеллектуальных способностей при разном уровне познавательной мотивации студентов – будущих учителей.
Цель исследования состоит в установлении характера влияния низкого и высокого уровней мотивации познавательной деятельности на развитие психологической системы интеллектуальных способностей в разные периоды учебно-профессиональной деятельности студента – будущего учителя.
Методология. В основе исследования лежит системогенетический вариант деятельностного подхода, позволяющий объяснить влияние способностей личности (мотивации) на развитие способностей субъекта деятельности (интеллектуальных способностей). Основными методами были опрос и тестирование студентов (156 человек), обучающихся по направлению «Педагогическое образование»; анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования.
Результаты. Авторы выявили нелинейный характер влияния мотивации познавательной деятельности на развитие интеллектуальных способностей студентов – будущих педагогов. Установлено, что возрастание познавательной мотивации не приводит к росту абсолютных показателей интеллектуальных способностей и уровня общего интеллекта; ее влияние проявляется в изменении структурной организации интеллектуальных способностей в разные периоды учебно-профессиональной деятельности. Высокий уровень познавательной мотивации обеспечивает успешную перестройку психологической структуры интеллектуальных способностей в начале профессионального обучения, апробацию новых способов интеллектуальной деятельности в середине обучения, оптимизацию структуры интеллекта в конце обучения. Таким образом, влияние познавательной мотивации на интеллектуальное развитие опосредуется приобретением опыта учебно-профессиональной деятельности, требующего апробации разных способов организации интеллектуальной активности студентов.
Заключение. Управление процессом развития мотивации и интеллектуальных способностей будущего педагога должно учитывать сложный характер взаимосвязи этих психологических феноменов. Эффект от педагогического воздействия на мотивацию и, как следствие, интеллектуальное развитие носит отложенный характер, опосредованный приобретением опыта решения учебно-профессиональных задач будущим педагогом на разных этапах профессионального обучения.

Ключевые слова: 

познавательная мотивация; интеллектуальные способности; психологическая структура; профессиональное развитие учителя.

Библиографическая ссылка:
Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Особенности влияния уровня мотивации познавательной деятельности на развитие интеллектуальных способностей будущего педагога // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.01
Список литературы: 
  1. Järvinen I., Schiavone N., Launes J., Lipsanen J., Virta M., Vanninen R., Lehto E., Tuulio-Henriksson A., Hokkanen L. Childhood motor difficulties and cognitive impairment in midlife: A 40-year cohort study // Neuropsychology. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/neu0000961 URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fneu0000961
  2. McKay N. S., Millar P. R., Nicosia J., Aschenbrenner A. J., Gordon B. A., Benzinger T. L. S., Cruchaga C. C., Schindler S. E., Morris J. C., Hassenstab J. Pick a PACC: Comparing domain-specific and general cognitive composites in Alzheimer disease research // Neuropsychology. – 2024. – Vol. 38 (5). – P. 443–464. DOI: https://doi.org/10.1037/neu0000949  URL: https://psycnet.apa.org/fulltext/2024-72440-001.html
  3. Разумникова О. М., Кривоногова К. Д. Электроэнцефалографические корреляты активности фронтопариетальной системы как предикторы вербального интеллекта и невербальной креативности // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16, № S2/1. – С. 45–59. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.2.1.4  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42947994
  4. Sergienko E., Khlevnaya E., Osipenko E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations // Организационная психология. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 45–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42801866
  5. Ayala M. C., Strasser K., Susperreguy M. I., Castillo K. Socioeconomic gaps in specific mathematical skills at different ages in primary school // Journal of Educational Psychology. – 2024. – Vol. 116 (5). – P. 762–784. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000892  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fedu0000892
  6. Suchy-Dicey A. M., Grabowski T., Buchwald D., Longstreth W. T., Rhoads, K. Algorithm-defined memory impairment in older American Indians: The Strong Heart Study // Neuropsychology. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/neu0000963  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fneu0000963
  7. Валуева Е. А., Григорьев А. А., Лаптева Е. М., Панфилова А. С., Ушаков Д. В. Когнитивная сложность и коммуникативный контекст: отражение интеллекта пользователей в текстах социальных сетей // Психологический журнал. – 2023. – Т. 44, № 1. – С. 70–80. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920024352-3  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52078063
  8. Irvin R. L., Krishnakumar S., Robinson M. D. Evaluation experts: Relations between ability emotional intelligence and attitude strength indicators // Emotion. – 2024. – Vol. 24 (5). – P. 1224–1235. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0001329  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Femo0001329
  9. Lin S. S. -H., Allen R. S. Greater baseline intra-individual variation in telephone-based cognitive screening predicts cognitive and diagnostic outcomes at 2-year follow-up // Neuropsychology. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/neu0000959  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fneu0000959

10. Холодная М. А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 3. – С. 18–31. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43028217

11. Goudeau S., Stephens N. M., Markus H. R., Darnon C., Croizet J.-C., Cimpian A. What causes social class disparities in education? The role of the mismatches between academic contexts and working-class socialization contexts and how the effects of these mismatches are explained // Psychological Review. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/rev0000473  URL: https://psycnet.apa.org/fulltext/2025-04702-001.html

12. Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 51–72. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392222

13. Дмитриева А. В. Социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект как компоненты социального интеллекта будущего педагога // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 40–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59742552

14. Bergold S., Weidinger A. F., Steinmayr R. The “big fish” from the teacher’s perspective: A closer look at reference group effects on teacher judgments // Journal of Educational Psychology. – 2022. – Vol. 114 (3). – P. 656–680. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000559  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fedu0000559

15. Garcia E. B., Sulik M. J., Obradović J. Teachers’ perceptions of students’ executive functions: Disparities by gender, ethnicity, and ELL status // Journal of Educational Psychology. – 2019. – Vol. 111 (5). – P. 918–931. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000308  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fedu0000308

16. Сардарова Ж. И., Аутаева А. Н., Рсалдинова А. К., Кемешева А. М. Эмоциональный интеллект как основной показатель готовности современных педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и инклюзивного образования // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. – 2021. – Т. 67, № 2. – С. 28–37. DOI: https://doi.org/10.26577/JES.2021.v67.i2.04  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46595479

17. Мазилов В. А., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Личностные особенности студентов педагогического вуза и становление у них совладающего поведения // Вопросы психологии. – 2021. – № 3. – С. 76–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47479191

18. Гончаревич Н. А., Шайдурова О. В., Ковалевич И. А., Помазан В. А., Ростовцева М. В. Зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 214–230. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.13  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256963

19. Lonigan C. J., Allan D. M., Phillips B. M. Examining the predictive relations between two aspects of self-regulation and growth in preschool children’s early literacy skills // Developmental Psychology. – 2017. – Vol. 53 (1). – P. 63–76. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000247  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fdev0000247

20. Савченков А. В. Устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности как компонент профессиональной гибкости будущих педагогов // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 43–61. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2001.03  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42525585

21. Мартюшова Я. Г., Наумов А. В. Мотивация использования в педагогической профессиональной деятельности электронных средств обучения и дидактические принципы их конструирования // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 3. – С. 46–54. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130304  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44133428

22. Zeeb H., Voss T. Fostering preservice teachers’ research-related beliefs and motivation with growth mindset and utility value interventions // Motivation Science. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/mot0000352  URL: https://psycnet.apa.org/fulltext/2025-07514-001.html

23. Carstensen B., Aldrup K., Lüdtke O., Klusmann U. How stable is student teachers’ emotional exhaustion? Disentangling different components of stability and change using the STARTS model // Journal of Educational Psychology. – 2024. – Vol. 116 (5). – P. 703–718. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000852  URL: https://psycnet.apa.org/fulltext/2024-81060-001.html

24. Mann B., Bali T., Minosky S. A. Student perceptions of peer and faculty rapport in the online classroom: A qualitative study // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/stl0000415  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fstl0000415

25. Freis S. D. Testing an intervention to reduce academic entitlement // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1037/stl0000411  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fstl0000411

26. Nishen A. K., Streck H., Kessels U., Steinmayr R. Feeling joy × feeling competent: Predicting math-related occupational aspirations from math grades, gender, and parents’ occupational background via motivational beliefs // Journal of Educational Psychology. – 2024. – Vol. 116 (5). – P. 785–804. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000872  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fedu0000872

27. Yozamp E. J., Seeto D., Gurung R. A. R. Recommendations for improving university students’ learning from reading // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. – 2024. – Vol. 10 (2). – P. 227–235. DOI: https://doi.org/10.1037/stl0000354  URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fstl0000354

28. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 7–21. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623125

29. Wickline V. B., Capeles K., Morris H., Warden A., Appleby K., Appleby D. C. Day 1 lesson plan—Discuss skills. Repeat. Repeat. Repeat. (or: How a focus on professional skills impacts psychology statistics students’ course, instructor, and self-perceptions) // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. – 2024. – Vol. 10 (2). – P. 133–148. DOI: https://doi.org/10.1037/stl0000279 URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fstl0000279

30. Барканова О. В., Перова Л. В., Какунина Е. В. Методика психологической диагностики потенциальной педагогической одаренности обучающихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2023. – № 2. – С. 78–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54062451

31. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 2. – С. 15–26. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920002981-5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37137953

Дата публикации 31.08.2024