Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 4, С. 143–170
УДК: 
378.1+332.14+316.77

Региональные особенности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в системе образования поликультурных регионов: обоснование прогностической модели

Жукова Т. А. 1 (Москва, Россия), Богословский В. И. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Дроботенко Ю. Б. 3 (Омск, Россия), Дюжакова М. В. 4 (Воронеж, Россия), Джуринский А. Н. 5 (Москва, Россия)
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Университет науки и технологий НИТУ МИСИС,
2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
3 Омский государственный педагогический университет
4 Воронежский государственный педагогический университет
5 Московский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема развития профессионального педагогического образования в условиях динамичности этнокультурных процессов.
Цель исследования – выявить региональные особенности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в системе образования поликультурных регионов для обоснования авторской прогностической модели рамочной программы.
Методология. Исследование базируется на идеях системного и интеграционного подходов, используются методы контент-анализа, изучения прецедентов, моделирования.
Результаты. Авторы статьи представили следующие результаты: обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам подготовки педагогических кадров для работы в системе образования поликультурных регионов; раскрыта региональная специфика образовательных систем поликультурных регионов (Воронежская, Самарская и Омская области) и выявлены лучшие региональные практики подготовки педагогов к решению профессиональных задач в условиях динамичности этнокультурных процессов; обоснована авторская прогностическая модель рамочной программы подготовки педагогов в системе образования поликультурных регионов.
Заключение. Ключевым выводом исследования является представление прогностической модели рамочной программы подготовки педагогов к решению профессиональных задач в системе образования регионов с динамичным характером этнокультурных процессов.

Ключевые слова: 

поликультурный регион; динамичность этнокультурных процессов; профессиональная деятельность педагога; профессиональные задачи педагога; подготовка педагогов; прогностическая модель; рамочная программа

Библиографическая ссылка:
Жукова Т. А., Богословский В. И., Дроботенко Ю. Б., Дюжакова М. В., Джуринский А. Н. Региональные особенности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в системе образования поликультурных регионов: обоснование прогностической модели // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 143–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.07
Список литературы: 
  1. Богословский В. И., Жукова Т. А. Развитие системы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 200. – С. 225–231. DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-225-231 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46332755
  2. Богословский В. И., Жукова Т. А. Педагог в поликультурном пространстве региона: монография. – М.: КноРус, 2023. – 174 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53840664
  3. Дюжакова М. В. Поликультурное образование в контексте миграционных процессов. – Воронеж: ВГПУ, 2022. – 172 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49984520
  4. Бажина И. А. Региональный фактор и его функция в образовании // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 1. – С. 9–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21595710
  5. Глумова Е. П. Региональный аспект межкультурной коммуникации // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 92–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32298328
  6. Богословский В. И., Жукова Т. А., Климова И. И. Изменения подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию: региональный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 5. – С. 58–66. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49373863
  7. Avifah I., Sari N. L. L. Teaching Deep Culture to Develop Intercultural Communicative Competence (ICC) for EFL Pre-service Teachers // Journal of Emerging Issues and Trends in Education. – 2024. – Vol. 1 (1). – P. 28–38. DOI: https://doi.org/10.59110/edutrend.306  URL: https://www.rcsdevelopment.org/index.php/edutrend/article/view/306
  8. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence: Revisited, Bristol, Blue Ridge Summit: Multilingual Matters, 2021. DOI: https://doi.org/10.21832/9781800410251
  9. Wang Q., Teo T. Explaining the relationships among components of intercultural competence: A structural equation modelling approach // International Journal of Intercultural Relations. – 2024. – Vol. 99. – P. 101953. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2024.1(1999) 01953

10. Mardakhaev L. V., Egorychev A. M., Mallaev D. M., Varlamova E. Y., Kostina E. A. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 23–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191462

11. Джуринский А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей». – 2017. – 186 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28317840

12. Дюжакова М. И. Диалог культур в региональном образовании // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4. – С. 136–139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50146949

13. Жигунова М. А. Межэтнические отношения в современном Омске // Национальные приоритеты России. – 2016. – № 2. – С. 43–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=lx0kakj13c515261473&id=27690384

14. Дроботенко Ю. Б. Изменения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: монография. – Омск: ЛИТЕРА. – 2015. – 180 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26003288

15. Чекалева Н. В., Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б., Феттер И. В. Базовая кафедра университета в школе как средство образовательного трансфера // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 1. – С. 117–125. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230110 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32706357

16. Филатова А. Ф., Стрелков А. О. Поликультурное образование в условиях многокультурного вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2022. – Т. 16, № 1. – С. 104–114.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48291815

17. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 8-9. – С. 9–19. DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46580396

18. Закирова В. Г., Камалова Л. А. Теории и технологии мультикультурного образования: монография. В 2 ч. Часть 1. – Казань. – 2016. –132 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29940234 

19. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель российского вуза: мотивы и приоритеты деятельности // Социологические исследования. –2017. – № 6. – С. 132–137. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=29405031

20. Дахин А. Н. Модели компетентности участников образования: монография / под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова, НГПУ. – Новосибирск: Изд-во НГПУ. – 2014. – 259 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23350252

21. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – C. 32–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23409412

Дата публикации 31.08.2024