Исследование психологического благополучия и личностной рефлексии учителей на начальном этапе профессиональной деятельности
Проблема и цель. В статье исследуется проблема психологического благополучия и удовлетворенности профессиональной деятельностью начинающего учителя во взаимосвязи с личностной рефлексией. Цель исследования – выявить специфику психологического благополучия и личностной рефлексии учителей на начальном этапе профессиональной деятельности.
Методология. Теоретико-методологической основой для проведения исследования стали системный подход и концепция психологического благополучия (К. Рифф). Для достижения поставленной цели авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (тест) методы, методы статистической обработки информации. Для сбора фактических данных методики респондентам предъявлялись в Google-форме через интернет-ресурс. Исследовательскую выборку составили 162 молодых педагога Омска и Омской области со стажем работы от 6 месяцев до 5 лет.
Результаты. Авторами статьи были получены следующие результаты:
– проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам психологического благополучия, уровня развития рефлексии и удовлетворенности молодых учителей своей профессиональной деятельностью;
– представлены эмпирические результаты исследования, которые отражают приоритетные показатели психологического благополучия, уровень и виды личностной рефлексии, уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей на ее начальном этапе; выявлены специфика психологического благополучия и личностной рефлексии учителей, описаны типы учителей на начальном этапе профессиональной деятельности.
Заключение. Специфика психологического благополучия и личностной рефлексии учителей на начальном этапе профессиональной деятельности определяется возникновением трудностей в управлении средой, выстраивании взаимодействия с коллегами и самопринятии, готовностью к личностному росту и автономии, а также недостаточным развитием навыков рефлексии, в частности рефлексии общения и настоящей деятельности, что отражается на удовлетворенности профессиональной деятельностью. Выявлены типы молодых учителей в зависимости от специфики психологического благополучия, уровня развития и вида личностной рефлексии, удовлетворенности профессиональной деятельностью.
психологическое благополучие; удовлетворенность профессиональной деятельностью; личностная рефлексия; типы молодых учителей
- Admiraal W., Kittelsen Røberg K.-I. Teachers’ job demands, resources and their job satisfaction: Satisfaction with school, career choice and teaching profession of teachers in different career stages // Teaching and Teacher Education. – 2023. – Vol. 125. – P. 104063. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104063
- Jackson J., Stevens T. Predicting Teachers' job Satisfaction from Student Aggression Toward Teachers and Related Trauma // Contemporary School Psychology. – 2022. – Vol. 27 (3). – P. 479–490. DOI: https://doi.org/10.1007/s40688-022-00409-5
- Воюшина Е. А., Постникова М. И. Психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности (поколенческий аспект) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. – № 2. – С. 842–850. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-105 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44055294
- Сомова Н. Л., Кононова А. С. Психологическое и социальное благополучие молодых педагогов - учителей общеобразовательных школ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 206. – С. 258–266. DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-206-258-266 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50003613
- Richter E., Lucksnat C., Redding C., Richter D. Retention intention and job satisfaction of alternatively certified teachers in their first year of teaching // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 114. – P. 103704. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103704
- Toropova A., Myrberg E., Johansson S. Teacher job satisfaction: the importance of school working conditions and teacher characteristics // Educational Review. – 2020. – Vol. 73 (1). – P. 71–97. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2019.1705247
- Реан А. А., Линьков А. Л., Ставцев А. А. Сильные стороны личности педагога как предиктор благополучия на разных ступенях преподавания // Мир психологии. – 2023. – № 1. – С. 75–86. DOI: https://doi.org/10.51944/20738528_2023_1_75 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52450780
- Тихомирова М. А., Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Профессионально-личностные детерминанты психологического благополучия педагогов // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 188–202. DOI: https://doi.org/10.26907/esd.17.2.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49022945
- Кудинов С. И., Козлова О. С., Кудинов С. С., Кудинова С. С. Психологическое благополучие как условие профессиональной самореализации педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – № 2. – С. 16–27. DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-62-2-16-27 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54100443
- Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. – 1999. – Vol. 125 (2). – P. 276–302. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.2.276
- Luhmann M., Hofmann W., Eid M., Lucas R. E. Subjective well-being and adaptation to life events: a meta-analysis // Journal of Personality and Social Psychology. – 2012. – Vol. 102 (3). – P. 592–615. DOI: https://doi.org/10.1037/a0025948
- Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69 (4). – P. 719–727. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719
- Sasaki N., Watanabe K., Imamura K., Nishi D., Karasawa M., Kan Ch., Ryff C. D., Kawakami N. Japanese version of the 42-item psychological well-being scale (PWBS-42): a validation study // BMC Psychology. – 2020. – Vol. 8 (1). – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40359-020-00441-1 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52906732
- Исаева О. М., Акимова А. Ю., Волкова Е. Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 3. – С. 116–133. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130308 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49546252
- Zhou E., Carmona R. K., Nwosisi E., Waldron E. M., Burnett-Zeigler I. Analysis of factor structure of the 42-item Ryff Psychological Well-Being Scale in a sample of African American women in a community health center // Journal of Human Behavior in the Social Environment. – 2024. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1080/10911359.2024.2304576
- Ryff C. D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia // Psychotherapy and Psychosomatics. – 2013. – Vol. 83 (1). – P. 10–28. DOI: https://doi.org/10.1159/000353263
- Gómez-López M., Viejo C., Romera E. M., Ortega-Ruiz R. Psychological Well-Being and Social Competence During Adolescence: Longitudinal Association Between the Two Phenomena // Child Indicators Research. – 2022. – Vol. 15 (3). – P. 1043–1061. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-021-09899-w URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47911445
- Winefield H. R., Gill T. K., Taylor A. W., Pilkington R. M. Psychological well-being and psychological distress: is it necessary to measure both? // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. – 2012. – Vol. 2 (1). – P. 3. DOI: https://doi.org/10.1186/2211-1522-2-3
- Воробьева Е. В., Правдина Л. Р., Шевченко А. В. Особенности психологических защит и копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 2. – С. 112–125. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290208 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67219724
- Steel P., Schmidt J., Shultz J. Refining the Relationship Between Personality and Subjective Well-Being // Psychological Bulletin. – 2008. – Vol. 134 (1). – P. 138–161. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.134.1.138
- Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 14–37. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42561427
- Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2021. – № 1. – С. 4–37. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44945784
- Li S. Psychological Wellbeing, Mindfulness, and Immunity of Teachers in Second or Foreign Language Education: A Theoretical Review // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 720340. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.720340