Профессионально-личностное становление молодых педагогов как фактор устойчивого развития региона
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме профессионального становления молодых учителей на начальном этапе их трудовой деятельности. Целью исследования является выявление затруднений молодых педагогов в период их адаптации в образовательных организациях региона и обоснование способов повышения качества подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования.
Методология. Методологическую основу исследования составляют контекстно-биографический и кластерный подходы. Контекстно-биографический подход предполагает исследование становления профессиональной биографии педагога в системе непрерывного образования с учетом совокупности внешних условий. Кластерный подход определяет принципы взаимодействия различных субъектов территориального сообщества с целью обеспечения устойчивого развития региональной образовательной системы. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ научных источников, сравнение, обобщение) и эмпирические (онлайн-анкетирование, метод фокус-группы, метод независимых экспертных оценок).
Результаты. На основе анализа научных источников дано авторское определение профессионально-личностного становления педагогов как базового компонента их профессионального развития в период обучения и на начальном этапе самостоятельной трудовой деятельности.
Авторы выявили, что основным затруднением молодых педагогов в адаптационный период является их взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса в школе – учащимися и их родителями. В статье обоснована необходимость создания регионального педагогического кластера как эффективного механизма повышения качества подготовки будущих учителей на разных ступенях непрерывного педагогического образования.
Заключение. Исходя из тезиса авторов о профессионально-личностном становлении педагогов как о базовом компоненте их профессионального развития в начальный период их трудовой деятельности, в исследовании выявлены основные затруднения молодых учителей в период их адаптации в образовательных организациях региона, преодоление которых требует внесения изменений в систему психолого-педагогической и методической подготовки будущих учителей в вузах и колледжах. В качестве эффективного механизма повышения качества педагогического образования авторы обосновали идею создания в регионе педагогического научно-образовательного кластера, объединяющего участников территориального образовательного сообщества, заинтересованных в обеспечении региональной системы образования высококвалифицированными педагогическими кадрами.
устойчивое развитие региона; профессиональное развитие педагогов; педагогическое образование; региональный педагогический кластер; адаптация молодых учителей; качество подготовки педагогов; региональный университет
- Третьякова Е. А., Алферова Т. В. Управление устойчивым развитием социально-экономических систем: институциональные аспекты // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 195–201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18207063
- АлфероваТ. В., Третьякова Е. А. Структурное моделирование взаимосвязей целей устойчивого развития регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2024. – Т. 18, № 2. – С. 5–24. DOI: https://doi.org/10.14529/em240201 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67914805
- Боркова Е. А. Моделирование социо-эколого-экономических взаимосвязей как способ оценки устойчивого развития региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2022. – № 3. – С. 24–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49534200
- Золотарева А. В., Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 9. – С. 12–43. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-43 URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=xkyfye
- Gallant A., Riley P. Early career teacher attrition: new thoughts on an intractable problem // Teacher Development. – 2014. – Vol. 18 (4). – Р. 562–580. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2014.945129
- Jerrim J., Sims S. When is high workload bad for teacher wellbeing? Accounting for the non-linear contribution of specific teaching tasks // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 105. – P. 103395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103395
- Lemon N., Turner K. Unravelling the wellbeing needs of Australian teachers: a qualitative inquiry // Australian Educational Researcher. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1007/s13384-023-00687-9
- Devos A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity // Teaching and Teacher Education. – 2010. – Vol. 26 (5). – P. 1219–1223. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.03.001
- Naidoo L., Wagner S. Thriving, not just surviving: The impact of teacher mentors on pre-service teachers in disadvantaged school contexts // Teaching and Teacher Education. – 2020. – Vol. 96. – P. 103185. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103185
- Stewart T. T., Jansky T. A. Novice teachers and embracing struggle: Dialogue and reflection in professional development // Teaching and Teacher Education: Leadership and Professional Development. – 2022. – Vol. 1. – P. 100002. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tatelp.2022.100002
- Kun A., Gadanecz P. Workplace happiness, well-being and their relationship with psychological capital: A study of Hungarian Teachers // Current Psychology. – 2022. – Vol. 41 (1). – P. 185–199. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-019-00550-0
- Wang H.-H., Fwu B.-J. “Once hired, seldom gone”: The deliberation process of beginning teachers in Taiwan in deciding to stay in teaching // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Vol. 37. – P. 108–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2013.10.004
- Oppi P., Eisenschmidt E. Developing a professional learning community through teacher leadership: A case in one Estonian school // Teaching and Teacher Education: Leadership and Professional Development. – 2022. – Vol. 1. – P. 100011. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tatelp.2022.100011
- Zotova N. G., Peredelskaya S. A., Tikhomirov M. Y. Professional Longevity as a Problem of the Value-Semantic Regulation of Teacher Activity // Behavioral Sciences. – 2019. – Vol. 9 (12). – P. 151. DOI: https://doi.org/10.3390/bs9120151 URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/9/12/151
- Li J., Xue E., He Y. Investigating the Effect of Cognitive–Behavioral, Mindful-Based, Emotional-Based Intervention and Professional Training on Teachers’ Job Burnout: A Meta-Analysis // Behavioral Sciences. – 2023. – Vol. 13 (10). – P. 803. DOI: https://doi.org/10.3390/bs13100803
- Chang M. L. An Appraisal Perspective of Teacher Burnout: Examining the Emotional Work of Teachers // Educational Psychology Review. – 2009. – Vol. 21 (3). – P. 193–218. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-009-9106-y
- Carroll A., Forrest K., Sanders-O’Connor E., Flynn, L., Bower, J. M., Fynes-Clinton, S., York, A., Ziaei, M. Teacher stress and burnout in Australia: examining the role of intrapersonal and environmental factors // Social Psychology of Education. – 2022. – Vol. 25 (2-3). – P. 441–469. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-022-09686-7
- Gunn T. M., McRae P. A. Better understanding the professional and personal factors that influence beginning teacher retention in one Canadian province // International Journal of Educational Research Open. – 2021. – Vol. 2. – P. 100073. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100073
- Li P.-H., Mayer D., Malmberg L.-E. Teacher well-being in the classroom: A micro-longitudinal study // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 115. – P. 103720. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103720
- Smeplass E., Schmees J. K., Leiulfsrud H. Global blueprints, national problem constructions and local contradictions in Norwegian teacher training // Cogent Education.–2023. – Vol. 10 (2). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2256205
- García-Martínez I., Pérez-Navío E., Pérez-Ferra M., Quijano-López R. Relationship between Emotional Intelligence, Educational Achievement and Academic Stress of Pre-Service Teachers // Behavioral Sciences. – 2021. – Vol. 11 (7). – P. 95. DOI: https://doi.org/10.3390/bs11070095
- Кобзева Л. Н. Психолого-педагогические факторы становления профессионально важных качеств будущих педагогов в современном образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. – С. 63. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32054 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49767163
- Ульянова И. В. Методика профессионально-личностной рефлексии студентов - будущих педагогов в условиях образовательного // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. – С. 22. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31449 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48073452
- Белолуцкая А. К., Криштофик И. С., Мкртчян В. А. Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 7. – С. 160–190. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49385459
- Голубкова Ю. Г. Особенности формирования личностно-профессионального имиджа молодого педагога // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 4. – С. 529–533. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2022.61.498 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49818906
- Третьякова В. С. Прогнозирование профессионального будущего как инновационная технология управления профессиональным становлением // Профессиональное образование и рынок труда. – 2022. – № 1. – С. 112–126. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.007 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48176478
- Агафонова В. М. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального становления будущего педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 4. – С. 136–138. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-4101-136-138 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54504913
- Гейнце Л. А. Научно-методическое сопровождение как инструмент профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2024. – Т. 8, № 1. – С. 75–88. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-1-75-88 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=62746611
- Зритнева Е. И., Найманова М. М. Технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 1. – С. 352–354. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-352-354 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63020967
- Поддуба С. Г. Особенности реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в работе научно-методической службы общеобразовательной организации // Педагогика и психология образования. – 2023. – № 4. – С. 108–122. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-4-108-122 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60057064
- Кускова М. В. Тьюторское сопровождение профессионального становления молодых педагогов в условиях системы непрерывного дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 1. – С. 318–320. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-318-320 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63020952
- Дмитриева И. А. Модель тьюторского сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога среднего профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2022. – № 2. – С. 73–82. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-2-73-82 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48215529
- Дмитроченко Т. В. Методологические основы создания регионального научно-образовательного кластера // Амурский научный вестник. – 2021. – № 3. – С. 11–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46713998