Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 33–61
УДК: 
378.1+17.022.1+316.752

Оценка сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности на основе построения индивидуального профиля

Савченков А. В. 1 (Челябинск, Россия), Корчемкина Ю. В. 1 (Челябинск, Россия), Сибиркина А. Р. 1 (Челябинск, Россия), Изюмникова С. А. 1 (Челябинск, Россия), Леушканова О. Ю. 2 (Челябинск, Россия), Уварина Н. В. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Магнитогорский педагогический колледж
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проблемы профессиональной подготовки педагогов. Цель исследования – выявление и оценка сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности на основе построения индивидуального профиля.
Методология. Теоретико-методологическим основанием исследования является единство методологических подходов, при этом общенаучной основой выступают системный и аксиологический подходы, теоретико-методологической стратегией – нуклеарный и контекстный подходы, практико-ориентированной тактикой – личностно ориентированный подход. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме, анализа нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта. Для комплексной оценки результатов сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности и построения индивидуальной траектории ее формирования авторским коллективом разработан программный модуль «Система оценки мотивационного компонента готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза».
Результаты. В рамках исследования основное внимание уделено анализу мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. Содержательным наполнением данного компонента выступают: 1) устойчивая мотивация к осуществлению воспитательной деятельности; 2) принятие ценностей педагогической профессии; 3) самомотивация; 4) интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов.
Теоретически обоснованный программный модуль для оценки уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности позволил построить индивидуальные графические профили студентов, на основании которых осуществлялась персонализированная корректирующая работа с отдельными обучающимися. По результатам применения разработанного программного модуля было выявлено, что доля студентов с высоким уровнем сформированности компонента на контрольном этапе эксперимента достигла 80,65 % (в ЭГ-4 – 69,23 %), что подтверждает действенность данного инструмента при формировании мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности.
Заключение. В заключении обобщаются особенности формирования мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности на основе построения индивидуального профиля.

Ключевые слова: 

индивидуальный профиль; готовность к воспитательной деятельности; мотивационно-ценностный компонент; будущий педагог; педагогические ценности; самомотивация личности

Библиографическая ссылка:
Савченков А. В., Корчемкина Ю. В., Сибиркина А. Р., Изюмникова С. А., Леушканова О. Ю., Уварина Н. В. Оценка сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности на основе построения индивидуального профиля // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 33–61. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.02
Список литературы: 
  1. Гущина И. Н. Воспитательная деятельность будущего педагога в формировании у него готовности к профессиональному саморазвитию // Научное мнение. – 2020. – № 12. – С. 172–178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44494560
  2. Козел В. И. Потребностно-мотивационный компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2022. – № 1. – С. 33–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49289556
  3. Буянова И. Б., Горшенина С. Н., Неясова И. А., Серикова Л. А., Буянов Ю. В. Формирование готовности будущего педагога к осуществлению воспитательной деятельности в учреждениях различного типа // Гуманитарные науки и образование. – 2023. – Т. 14, № 1. – С. 20–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50487571
  4. Бекирова Э. Ш. Проблема определения компонентов готовности будущего педагога к осуществлению воспитательной деятельности // Педагогический вестник. – 2018. – № 3. – С. 7–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36510818
  5. Корнеева Н. Ю., Корчемкина Ю. В., Уварина Н. В. Особенности формирования когнитивно-прогностического компонента надпрофессиональных навыков будущих педагогов // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 136–157. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.07
  6. Михайлова Е. В., Шведов Г. И., Муковнина М. Д. Мотивация учебной деятельности и педагогические аспекты воспитательного процесса // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2016. – № 63. – С. 96–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25897754
  7. Гарифуллина А. М., Валеева Р. А. Мотивация будущих педагогов к развитию мультипотенциальных способностей // Мир образования - образование в мире. – 2023. – № 2. – С. 73–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54279923
  8. Greco A., Annovazzi C., Palena N., Camussi E., Rossi G., Steca P. Self-Efficacy Beliefs of University Students: Examining Factor Validity and Measurement Invariance of the New Academic Self-Efficacy Scale // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 498824. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.498824
  9. Devi H. R. P., Kurniawan R. Y., Majid M. Z. B. A. Self-Efficacy, Teaching Practice, and Teacher Readiness: Mediating Role Teacher Interest // International Journal of Emerging Research and Review. – 2023. – Vol. 1 (3). – P. 000039. DOI: https://doi.org/10.56707/ijoerar.v1i3.39

10. Rushton E. A. C., Murtagh L., Ball-Smith C., Black B., Dunlop L., Gibbons S. Reflecting on ’classroom readiness’ in initial teacher education in a time of global pandemic from the perspectives of eight university providers from across England, UK // Journal of Education for Teaching. – 2022. – Vol. 49 (4). – P. 551–568. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2022.2150840

11. Kettunen A, Lassila E., Lutovac S., Uitto M. Becoming a safe adult for pupils: emotions as part of first-year student teachers’ narrative identities told with photographs // European Journal of Teacher Education. – 2023. – Vol. 46 (2). – P. 2211730. DOI:  https://doi.org/10.1080/02619768.2023.2211730

12. Каитов А. П. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 63–79. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54044397

13. Антонова Э. Р., Каратаева Т. Ю., Перепелюкова Е. В., Фортыгина С. Н., Шкляев В. В., Титов А. Н. Развитие мотивации будущих педагогов в процессе обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 5. – С. 46–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54107698

14. Essa E. K. Strategies for Self-regulated Learning and Associated Impact on Academic Achievement in an EFL Context // EduLine: Journal of Education and Learning Innovation. – 2022. – Vol. 2 (4). – P. 533–540. DOI: https://doi.org/10.35877/454RI.eduline1451

15. Zhang X., Admiraal W., Saab N. Teachers’ motivation to participate in continuous professional development: relationship with factors at the personal and school level // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 47 (5). – P. 714–731. DOI:  https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1942804

16. Tobgay K. Effectiveness of Teachers’ use of Motivational Skills to enhance Student’s Academic Learning outcome // Journal of Humanities and Education Development. – 2021. – Vol. 3 (4). – P. 83–89. DOI: https://doi.org/10.22161/jhed.3.4.12

17. Кремень С. А., Кремень Ф. М. Ценностные основания выбора педагогической профессии // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 77–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56170175

18. Энзельдт Н. В. Анализ профессиональных ценностных ориентиров студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 5. – С. 174–176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47154449

19. Пфетцер А. А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2021. – Т. 23, № 4. – С. 985–994. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47420770

20. Frostenson M., Englund H. Teachers, performative techniques and professional values: how performativity becomes humanistic through interplay mechanisms // Cambridge Journal of Education. – 2020. – Vol. 50 (6). – P. 695–710. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2020.1761943

  1. 21.  Barni D., Danioni F., Benevene P. Teachers’ Self-Efficacy: The Role of Personal Values and Motivations for Teaching // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 10. – P. 1645. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01645

22. Minott M. Teacher characteristics they value: London upper secondary students’ perspectives // Educational Studies. – 2020. – Vol. 48 (1). – P. 33–43. DOI: https://doi.org/10.1080/03055698.2020.1740879

23. Каитов А. П. Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории бакалавров педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 3. – С. 118–123. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.18  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48318486

24. Van der Burgt S. M. E., Kusurkar R. A., Croiset G., Peerdeman S. M. Exploring the situational motivation of medical specialists: a qualitative study // International Journal of Medical Education. – 2018. – Vol. 9. – P. 57–63. DOI: https://doi.org/10.5116/ijme.5a83.6025  

25. Fang H., He B., Fu H., Zhang H., Mo Z., Meng L. A Surprising Source of Self-Motivation: Prior Competence Frustration Strengthens One's Motivation to Win in Another Competence-Supportive Activity // Frontiers in Human Neuroscience. – 2018. – Vol. 3 (12). – P. 314. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2018.00314

26. Narvaez D., Snow N. E. Introduction to self, motivation and virtue studies // Journal of Moral Education. – 2019. – Vol. 48 (1). – P. 1556939. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2019.1556939

27. Лымарев В. Н. Рефлексивно-ценностный компонент военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 139–144. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39960  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65314097

28. Лытко А. А., Конаш О. В. Изменения в структуре ценностно-смысловых ориентаций представителей профессии деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – № 2. – С. 109–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30102241

29. Uvarina N. V., Savchenkov A. V., Pakhtusova N. A., Gnatyshina E. A., Shumakova O. A. Aspects of the Problem of Forming Professional Tolerance Of future School Teachers Within Conditions of Virtual Educational Environment // JARDCS journal of advanced research in dynamical and control systems. – 2020. – Vol. 12 (S3). – P. 1206–1213. DOI: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201368  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43281685

30. Савченков А. В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 22-40. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433776

Дата публикации 31.12.2024