Факторы, предопределяющие успешность обучения ребенка в начальной школе (на примере лонгитюдного исследования детей второго и четвертого классов)
Проблема и цель. В работе исследуется проблема формирования успешности обучения детей в школе. Цель исследования – выявить факторы, предопределяющие успешность обучения детей в начальной школе. Основной акцент в выборе факторов для прогноза успешности обучения делается на личностные и контекстуальные факторы. Среди личностных факторов рассматриваются исполнительные функции, которые многими авторами описываются как значимые в успешности обучения. Среди контекстуальных факторов основное внимание уделяется оценкам, которые учитель выставляет детям по каждому предмету, который он ведет. Предпринимается попытка сделать предсказание успешности обучения детей в 4 классе на основе данных об успешности обучения во 2 классе.
Методология. 53 ребенка были обследованы сначала во 2, потом в 4 классе. Были изучены исполнительные функции: рабочая память с помощью методики О. М. Разумниковой и тормозный контроль с помощью методики Е. Г. Вергунова и Е. И. Николаевой. Кроме того, были выписаны годовые оценки по всем предметам. Все дети были отнесены к одной из групп: «отличник», «хорошист», «троечник». Этот параметр был назван успешностью обучения. Сначала с помощью факторного анализа была выявлена взаимосвязь изучаемых параметров отдельно для 2 и 4 классов, затем проведен регрессионный анализ, с помощью которого были определены факторы, влияющие на успешность обучения во 2 и в 4 классах у одних и тех же детей. Наконец, был проведен факторный анализ, с помощью которого произведена попытка оценить успешность обучения в 4 классе на основе данных 2 класса.
Результаты. Было показано в факторном анализе, что оценки, выставленные во 2 классе основным учителем, коррелируют между собой, т. е. отмечается гало-эффект, когда оценки ставятся не за конкретный ответ ученика, а по общему впечатлению учителя. В рамках регрессионного анализа было показано, что во 2 классе успешность обучения определяется только годовыми оценками по русскому языку. Только в 4 классе обнаружено влияние тормозного контроля и рабочей памяти на успешность обучения. Попытка прогнозировать успешность обучения на основе результатов 2 класса показала, что успешность обучения в 4 классе может быть предсказана только на основе годовой оценки по русскому языку. Можно предположить, что этот предмет дается детям труднее остальных, а потому требует максимального включения исполнительных функций.
Заключение. В работе было выявлено, что исполнительные функции не влияют на успешность обучения во 2 классе, но тормозный контроль является значимым фактором, предопределяющим успешность обучения в 4 классе. Тормозный контроль на поведенческом уровне оценивается как уровень проявления волевых качеств у ребенка. Обнаружена значимая связь в 4 классе между оценками, получаемыми ребенком по «Чтению», и высокими показателями по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир». Это свидетельствует о том, что центральные процессы, которые лежат в основе деятельности на этих предметах, взаимосвязаны. Наконец, обнаружено, что значимым фактором, предсказывающим успешность обучения в 4 классе, является оценка по русскому языку во 2 классе.
исполнительные функции; оценки; начальная школа; младшие школьники; успешность обучения
- Добрин А. В., Добрина Е. В., Щучка Т. А. Психофизиологические предикторы успешности адаптации к процессу обучения в условиях цифровизации образования: постановка проблемы // Вестник психофизиологии. – 2022. – Т. 2, № 1. – С. 29–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48612602
- Николаева Е. И., Вергунов Е. Г., Плотников С. Г. Соотношение показателей общего и невербального интеллекта и креативности с оценками по предметам у учащихся четвертых классов // Вестник практической психологии образования. – 2014. – № 3. – С. 106–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38222571
- Николаева Е. И., Вергунов Е. Г. Что такое «Executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2017. – Т. 10, № 2. – С. 62–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30162468
- Николаева Е. И., Гончаров Д. А., Борисенкова Е. Ю. Связь интеллекта ребёнка школьного возраста с возрастом и уровнем образования родителей при его рождении // Вестник психофизиологии. – 2017. – № 3. – С. 51–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32422594
- Николаева Е. И., Стрекосова В. С., Зиновьева И. И. Связь успеваемости с психологическими характеристиками учеников 4-7 классов (лонгитюдное исследование) // Российский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 5. – С. 404–408. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30781475
- Разумникова О. М., Николаева Е. И. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С. 124-132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38533324
- Семериков А. В., Глазырин М. А. Прогнозирование результата успешности завершения обучения потенциальным студентом университета // Информационные технологии в управлении и экономике. – 2021. – № 4. – С. 85–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47570034
- Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. – 2010. – Vol. 8 (2). – P. 71–82. DOI: https://doi.org/10.1076/chin.8.2.71.8724
- Aron A. R., Robbins T. W., Poldrack R. A. Inhibition and the right inferior frontal cortex: one decade on // Trends in Cognitive Sciences. – 2014. – Vol. 18 (4). – P. 177–185. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2013.12.003
10. Baddeley A. D., Hitch G. J., Allen R. J. Working memory and binding in sentence recall // Journal of Memory and Language. – 2009. – Vol. 61 (3). – P. 438–456. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jml.2009.05.004
11. Balkis M. Academic amotivation and intention to school drolopout: the mediation role of academic achievement and absenteeism // Asia and Pacific Journal of Education. – 2018. – Vol. 38 (2). – P. 257–270. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02188791.2018.1460258
12. Baniqued P. L., Gallen C. L., Voss M. W., Burzynska A. Z., Wong C. N., Cooke G. E., Duffy K., Fanning J., Ehlers D. K., Salerno E. A., Aguiñaga S., McAuley E., Kramer A. F., D’Esposito M. Brain network modularity predicts exercise-related executive function gains in older adults // Frontiers in Aging Neuroscience. – 2018. – Vol. 9. – P. 426. DOI: https://doi.org/10.3389/fnagi.2017.00426 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29354050/
13. Cinel C., Cortis Mack C., Ward G. Towards Augmented Human Memory: Retrieval-Induced Forgetting and Retrieval Practice in an Interactive, End-of-Day Review // Journal of Experimental Psychology: General. – 2018. – Vol. 147 (5). – P. 632–661. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000441
14. Diamond A. Executive functions // Annual Review in Psychology. – 2013. – Vol. 64 (1). – P. 135–168. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23020641/
15. Duckworth A. L., Taxer J. L., Eskreis-Winkler L., Galla B. M., Gross J. J. Self-control and academic achievement // Annual Review in Psychology. – 2019. – Vol. 70 (1). – P. 373–399. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-103230 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30609915/
16. Gordon R., Smith-Spark J. H., Newton E. J., Henry L. A. Executive function and academic achievement in primary school children: the use of task-related processing speed // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – P. 582. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00582 URL: https://eprints.bbk.ac.uk/id/eprint/27242/
17. Iglesias-Sarmiento V., Carriedo N., Rodríguez-Villagra O. A., Pérez L. Executive functioning skills and (low) math achievement in primary and secondary school // Journal of Experimental Child Psychology. – 2023. – Vol. 235. – P. 105715. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2023.105715 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37307647/
18. Cortés Pascual A., Moyano Muñoz N., Quílez Robres A. The Relationship Between Executive Functions and Academic Performance in Primary Education: Review and Meta-Analysis // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 1582. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01582 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31354585/
19. Quílez-Robres A., Moyano N., Cortés-Pascual A. Task Monitoring and Working Memory as Executive Components Predictive of General and Specific Academic Achievements in 6-9-Year-Old Children // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18 (13). – P. 6681. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18136681 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34206172/
20. Rowland C. A., Bates L. E., DeLosh E. L. On the reliability of retrieval-induced forgetting // Frontiers in Psychology. – 2014. – Vol. 5. – P. 1343. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01343 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25484872/
21. Sánchez-Pére N., Fuentes L. J., Eisenberg N., González-Salinas C. Effortful control is associated with children's school functioning via learning-related behaviors // Learning and Individual Differences. – 2018. – Vol. 63. – P. 78–88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.02.009 URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=3295326
22. Willoughby M. T., Wylie A. C., Little M. H. Testing longitudinal associations between executive function and academic achievement // Developmental Psychology. – 2019. – Vol. 55 (4). – P. 767–779. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000664 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30589340/