Оценка динамики развития мотивов совершенствования иноязычной компетентности у аспирантов неязыковых специальностей
Проблема и цель. В современных социально-экономических условиях в процессе организации и реализации учебно-образовательного процесса аспирантов неязыковых специальностей наблюдается недостаточность формирования мотивационного поля в изучении иностранных языков. Одним из направлений формирования мотивационного поля современных аспирантов является комплексная оценка динамики развития мотивов совершенствования иноязычной компетенции. Кроме того, одной из наиболее актуальных задач является привлечение выпускников университета к обучению в аспирантуре. Для ее решения требуется не только усиление экономической составляющей научной и профессиональной деятельности, но и повышение мотивационного потенциала учебных программ, в том числе программ овладения иноязычной компетентностью. Цель исследования – выявление взаимообусловленных взаимосвязей и взаимозависимостей между мотивами совершенствования иноязычной компетентности и различными методами обучения иностранному языку аспирантов неязыковых специальностей.
Методология. Методологической базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых в лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической областях. В исследовании проанализированы полученные эмпирические результаты анкетирования аспирантов, учебные планы, рабочие программы и другие учебно-методические документы регионального экономического университета. В ходе исследования использовались методы математической статистики, метод группировки и сравнения, историко-логический метод, а также социально-психологические методы.
Результаты. По результатам исследования, у аспирантов неязыковых специальностей выявлены взаимообусловленные связи и противоречия между мотивами совершенствования иноязычной компетентности и различными методами обучения иностранному языку. Разработаны методические рекомендации, повышающие эффективность формирования мотивационного поля в изучении иностранных языков аспирантами на основании индивидуального подхода, что, в свою очередь, позволило авторам дифференцировать учебно-методические программы в соответствии с уровнем подготовки аспирантов, а также соблюдать принцип преемственности с учетом предшествующих этапов их обучения.
Заключение. Авторами отражены особенности формирования мотивации аспирантов неязыковых специальностей к совершенствованию иноязычной компетентности, которые были заложены в разработку учебно-методических рекомендаций. По мнению авторов, применение полученных результатов в образовательном процессе будет способствовать развитию мотивации аспирантов к изучению иностранных языков. Представленные данные целесообразно использовать при построении мотивирующих учебных программ освоения иностранных языков, что обеспечит устойчивую иноязычную компетентность обучающихся и будет способствовать повышению привлекательности обучения в аспирантуре у выпускников российских вузов.
образовательный процесс; развитие мотивации аспирантов; иноязычная компетенция; индивидуальный подход; методы обучения.
- Гриднева М. А., Петров М. А., Подкопаева А. А. Эмпирические референты выбора академической и неакадемической карьерной траектории современными магистрантами // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2022. – № 4. – С. 107–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49948179
- Эзрох Ю. С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 7. – С. 9–40. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-9-40 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40081637
- Zlobina I. S., Rezepova N. V., Utkina N. V., Sergeeva N. A., Rubleva O. S. The impact of interactive game resources on enhancing students' terminological competence and foreign language proficiency // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10 (3). – P. 144–163. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2003.08
- Leighton K., McNelis A., Kardong-Edgren S. The competency of clinical nurse educators // Journal of Professional Nursing. – 2022. – Vol. 43. – P. 1–4. DOI: https://doi.org/10.1016/j.profnurs.2022.08.004
- Ambrosini W., Lo Frano R., Cizelj L., Dieguez-Porras P., Urbonavicius E., Cvetkov I., Diaconu D., Kloosterman J. L., Konings R. J. M. Education, training and mobility: towards a common effort to ensure a future workforce in Europe and abroad // EPJ Nuclear Sciences & Technologies. – 2019. – Vol. 6. – P. 29. DOI: https://doi.org/10.1051/EPJN/2019018
- Замятина Е. Ю., Гудкова О. Ю. Расширение словарного запаса студентов неязыкового вуза в области академического английского в рамках ESP // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2023. – № 1. – С. 125–134. DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.118.1.016 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53924228
- Байбурина Р. З. Методика формирования профессионально ориентированной лексической компетенции у обучающихся юридического вуза // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2023. – № 2. – С. 137–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54091319
- Добрынина О. Л. Обучение студентов основам академического письма: фокус и структура текста // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 3. – С. 44–58. DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2022.7847 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49502918
- Song Y., Zhou J. Revising English language course curriculum among graduate students: an EAP needs analysis study // SAGE Open. – 2022. – Vol. 12 (3). DOI: https://doi.org/10.1177/21582440221093040
10. Гончарова Н. А., Хаитова А. И., Ошкордина А. А., Макарова Е. Н. Специфика повышения эффективности освоения английского языка магистрантами, специализирующимися в сфере IT // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 5. – С. 51–77. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.03
11. Макарова Е. Н., Гончарова Н. А. Написание научной статьи как средство повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и рынок труда. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 77–88. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.004 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50474800
12. Попова Л. В. Обучение молодых ученых написанию научно-исследовательской статьи на английском языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7, № 9. – С. 974–980. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20220137 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49601574
13. Егорова О. А. Методика обучения аспирантов естественнонаучных факультетов написанию тезисов для участия в международных конференциях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3. – С. 86–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48569231
14. Хребтова Т. С. Нетипичные ошибки аспирантов в научных текстах на английском языке: способы устранения и предотвращения // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 7. – С. 746–751. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230104 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54148590
15. Orluwene G. W., Magnus-Arewa A. E. Attitude of postgraduate students towards plagiarism in University of Port Harcourt // Asian Journal of Education and Social Studies. – 2020. – Vol. 7 (2). – P. 28–38. DOI: https://doi.org/10.9734/ajess/2020/v7i230193
16. Belkhir S. Personification in EFL learners' academic writing: a cognitive linguistic stance // GlottodidacticaAn International Journal of Applied Linguistics. – 2022. – Vol. 48 (2). – P. 7–20. DOI: https://doi.org/10.14746/gl.2021.48.2.01
17. Selemani A., Chawinga W. D., Dube G. Why do postgraduate students commit plagiarism? An empirical study // International Journal for Educational Integrity. – 2018. – Vol. 14 (1). – P. 7. DOI: https://doi.org/10.1007/s40979-018-0029-6
18. Bi̇ri̇nci̇bubar E. Ç. Investigating attitudes toward plagiarism among post-graduate ELT students // The Literacy Trek. – 2023. – Vol. 9 (3). – P. 115–134. DOI: https://doi.org/10.47216/literacytrek.1396406
19. Левченко В. В., Фролова Н. Х. Изучение эффективности обучения английскому языку в академических целях (EAP) в российских университетах // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2018. – Т. 24, № 4. – С. 95–100. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-95-100 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36770004
20. Riapina N., Utkina T. Тeaching ear to digital generation learners: developing a generation-specific teaching strategy // The Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. – 2022. – Vol. Online First. – P. 277. DOI: https://doi.org/10.22190/JTESAP2202277R URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58824683
21. Сафонова В. В. Академическое межкультурное общение на английском языке: актуальные проблемы конструирования оценочного инструментария // Язык и культура. – 2022. – № 58. – С. 261–291. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/58/15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49418225
22. Zaheer Z., Hashimi A. J. Investigating language learning strategies used among Afghan post graduate TESL students when reading academic texts // Journal of Humanities and Social Sciences Studies. – 2023. – Vol. 5 (3). – Р. 6–14. DOI: https://doi.org/10.32996/jhsss.2023.5.3.2
23. Khadam G. ESP and Business English for postgraduate students in the Department of Economics, Tahri Mohamed University, Bechar, Algeria // Arab World English Journal. – 2023. – Vol. 14 (1). – P. 476–485. DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol14no1.30
24. Weng Z. Identity position and pedagogical agency negotiation in teaching EAP writing: a case study // Language Teaching Research. – 2023. DOI: https://doi.org/10.1177/13621688231205095