Особенности формирования когнитивно-прогностического компонента надпрофессиональных навыков будущих педагогов
Проблема и цель. В современной системе профессионального образования существует значительный дефицит квалифицированных и компетентных педагогов, которые могли бы эффективно обучать студентов и подготавливать их к реальным профессиональным вызовам. Конвергенция в образовании и отраслях производства предъявляют новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения, у которых должны быть сформированы надпрофессиональные навыки, необходимые для реализации в профессии, нужны новые методология и технология их формирования в образовательном процессе вуза, что является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов среднего звена для современного рынка труда и обеспечения конкурентоспособности выпускников.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования когнитивно-прогностического компонента надпрофессиональных навыков будущих педагогов.
Методология. Методологическую основу исследования составили креативно-прогностический и личностно-нарративный подходы. Выявление и обоснование сущности, структуры, содержания надпрофессиональных навыков педагогов профессионального обучения осуществлено посредством теоретических методов: метода понятийно-терминологического и сравнительного анализа, контент-анализа, методов дискурсивной рефлексии, системного анализа, моделирования. Для осуществления проверки эффективности формирования когнитивно-прогностического компонента надпрофессиональных навыков были применены следующие эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок и статистические методы обработки результатов.
Результаты. В статье рассматриваются теоретико-технологические аспекты формирования надпрофессиональных навыков, обеспечивающие подготовку конкурентноспособных, востребованных на рынке труда специалистов среднего звена.
С целью установления архитектоники профессиональной деятельности, осуществляемой будущими педагогами профессионального обучения, авторами статьи были выявлены функциональные компоненты профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на новой методологии и технологии их формирования в образовательном процессе вуза, обеспечивающих прогностическое видение и творческий подход, т. е. сочетающих в себе идеи креативности и гибкого прогнозирования в мире неопределенности. Исследовательскую ценность имеет совокупность полученных в ходе аналитической работы данных, представленных в научных информационных источниках, которая позволила выделить ряд значимых структурных компонентов профессиональной деятельности будущих педагогов. Проведенный анализ современных научных тенденций позволил выделить когнитивно-прогностический компонент надпрофессиональных навыков как один из необходимых для дальнейшей подготовки конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов среднего звена, соответствующих актуальным вызовам, развитию технологий, использующих цифровые ресурсы и искусственный интеллект.
Заключение. Зафиксировано, что формирование надпрофессиональных навыков будущих педагогов профессионального обучения на основе применения инновационных форм, методов и средств прогнозирования и креативного менеджмента позволит повысить эффективность образовательного процесса вуза и обеспечить дальнейшую реализацию в профессии. Для эффективной подготовки будущих педагогов профессионального обучения необходима разработка технологии реализации когнитивно-прогностического компонента надпрофессиональных навыков, в который входят бережливое мышление и управление проектами и процессами.
В выводах авторы подчеркивают значимую роль когнитивно-прогностического компонента для подготовки конкурентноспособных кадров, соответствующих современным вызовам рынка труда.
профессиональное образование; надпрофессиональные навыки; бережливое мышление; креативность; прогностика; управление процессами
- Abad-Segura E., González-Zamar M. D., Infante-Moro J. C., García G. R. Sustainable management of digital transformation in higher education: Global research trends // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (5). – P. 2107. DOI: https://doi.org/10.3390/su12052107
- Coral M. A., Bernuy A. E. Challenges in the digital transformation processes in higher education institutions and universities // International Journal of Information Technologies and Systems Approach. – 2022. – Vol. 15 (1). – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.4018/IJITSA.290002
- Oliveira K. K. De S., De Souza R. A. C. Digital Transformation towards Education 4.0 // Informatics in Education. – 2022. – Vol. 21 (2). – P. 283–309. DOI: https://doi.org/10.15388/infedu.2022.13
- MacPherson S., Grabovac A., Collins E., Heah T., Rockman P., Winston D. Transprofessional competencies across clinical, organisational, and educational professions: the case of mindfulness-based teaching and learning (MBTL) // Professional Development in Education. – 2022. – P. 1-17. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2022.2143863
- Карпов А. О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – С. 58–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28808228
- Савченков А. В., Уварина Н. В. Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – Т. 10, № 1. – С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32775133
- Zeer E. F., Tretyakova V. S., Zavodchikov D. P., Zinnatova M. V., Bukovey T. D. Theoretical methodological basics for studying of transprofessionalism of a subject of socionomic professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. – 2018. – Vol. 13 (1). – P. em76. DOI: https://doi.org/10.29333/ejac/102241 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38673255
- Khismatulina N. V., Pugacheva S. A., Malkova T. V. Specifics of the task-based approach as a methodological basis in developing educational materials for higher education institutions // ЦИТИСЭ. – 2023. – № 1. – C. 321–329. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.26 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50750114
- Щеглова Т. М. Развитие системы отечественного среднего профессионального образования // Историко-педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 45–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48028126
10. Гелясина Е. В. Метапредметная компетентность – целевой ориентир современного образования // Народная асвета. – 2021. – № 9. – С. 56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47972527
11. Богомаз С. А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 163–166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15640350
12. Suprun A. A., Medvedeva E. N., Terekhina R. N., Zakrevskaya N. G. Formation of professional and pedagogical skills of a future coach by means of sports training // Theory and Practice of Physical Culture. – 2023. – No. 9. – P. 78–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54616855
13. Киреева Э. Ф., Чапаев Н. К. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 4. – С. 65–75. DOI: https://doi.org/10.21510/18173292_2022_98_4_65_74 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50155992
14. Semenova V. S., Zelenyuk A. N., Savinov Y. A. Human capital development: development of professional competencies through soft skills // Revista Tempos e Espaços em Educação. – 2021. – Vol. 14 (33). – P. e15253. DOI: https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.15253 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47176699
15. Лихолетов В. В., Львов Л. В., Годлевская Е. В. О профессиях будущего, надпрофессиональных навыках и проблемах моделирования в сфере профессионального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12, № 2. – С. 91–101. DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-2-91-101 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43045044
16. Кузнецова Н. А., Постникова Н. И. Метод проектов в формировании надпрофессиональных навыков у студентов педвуза в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 174–178. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38155 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43628513
17. Börner C., Weidle F., Augsten M. T. Future Skills für Future Librarians – Impulse für Kompetenzanforderungen und Gestaltungsaufgaben von Bibliotheken der Zukunft // Bibliothek Forschung und Praxis. – 2022. – Vol. 46 (3). – P. 493–501. DOI: https://doi.org/10.1515/bfp-2022-0026
18. Khandan R., Shannon L. The effect of teaching–learning environments on student's engagement with lean mindset // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11 (9). – P. 11090466. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11090466
19. Konrad-Maerk M., Gfrerer A., Hutter K. From Transformational to Agile Leadership: What Future Skills it Takes to Act as Agile Leaders // Academy of Management Proceedings. – 2022. – Vol. 2022 (1). DOI: https://doi.org/10.5465/ambpp.2022.12343abstract
20. Saranya C., Guduru R. Building Students’ Personality for Employment Readiness through Soft-skills Training // Randwick International of Social Science Journal. – 2022. – Vol. 3 (1). – P. 32–45. DOI: https://doi.org/10.47175/rissj.v3i1.367
21. Xing Zh., Qi Yu. Development of creativity in physical education teachers using interactive technologies: involvement and collaboration // Education and Information Technologies. – 2023. – Vol. 28 (5). – P. 5763–5777. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022-11422-9
22. Bonfield C. A., Salter M., Longmuir A., Benson M., Adachi C. Transformation or evolution?: Education 4.0, teaching and learning in the digital age // Higher Education Pedagogies. – 2020. – Vol. 5 (1). – P. 223–246. DOI: https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1816847
23. Yurinova E. A., Byrdina O. G., Dolzhenko S. G. Transprofessional competences of school teachers in the digital environment: education employers’ perspective // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 27 (2). – P. 1841–1863. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10687-w
24. Caligaris M. G., Rodríguez G. B., Laugero L. F. Development of soft skills while learning numerical analysis // Global Journal of Computer Sciences: Theory and Research. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 32–40. DOI: https://doi.org/10.18844/gjcs.v12i1.7439
25. Cegolon A. Soft skills and general education // Formazione in Rete. – 2023. – Vol. 23 (1). – P. 112–122. DOI: https://doi.org/10.36253/form-13757
26. Калаков Н. И. Профессионально-прогностическая готовность будущих руководителей в государственной системе // Человеческий капитал. – 2019. – № 3. – С. 68–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37035454