Особенности формирования самоотношения к внутреннему и внешнему «Я» талантливых молодых людей как условие их самореализации
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования особенностей формирования самоотношения талантливых молодых людей к внутреннему и внешнему «Я». Цель – установить специфику формирования самоотношения талантливых молодых людей к внутреннему и внешнему «Я» и его влияние на самореализацию.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стал рефлексивно-компенсаторный подход, предполагающий оценку молодым человеком себя, выявление своих проблем и выстраивание программы компенсаторной работы с помощью педагога, направленной на создание условий для успешной социализации и саморазвития. Основными методами выступили опрос и тестирование студентов (239 человек), обучающихся по направлению «Педагогическое образование» в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, а также анализ научной литературы по проблеме исследования.
Результаты. Авторы выявили наличие специфики в формировании самоотношения к внутреннему и внешнему «Я» у талантливых юношей и девушек. Большинство участников выборки предъявляют завышенные требования к себе, ориентируются на других и на мнение окружающих. При этом талантливые молодые люди демонстрируют высокие показатели по шкалам «саморуководство» (60 %), «самопринятие» (60 %), «самообвинение» (56 %), достаточно высокие показатели самоценности (45 %), что указывает на положительное восприятие себя. Участники исследования имеют средний уровень конфликтности, осознают свою личную значимость, свои успех и достижения, отмечается их готовность совершенствовать себя, а также показывают высокий уровень перфекционизма и проявляют критичность к собственным неудачам.
Заключение. Талантливые молодые люди в целом позитивно воспринимают себя и свои возможности, хотят добиться жизненного и личностного успеха. Они не конфликтны, но не стремятся быть лидерами при наличии высоких потенциалов. Высокий уровень перфекционизма и критичности к своим результатам сопровождается состоянием тревожности и препятствует развитию навыков презентации собственных достижений и результатов.
талантливые молодые люди; характер самоотношения; задачи социализации; социально-педагогическое сопровождение; профессиональное образование
- Агафонова П. А., Чернявская В. С. Направленность личности и самоотношение у подростков с позитивным и негативным образом тела // Развитие человека в современном мире. – 2024. – № 3. – С. 38–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=72706054
- Муртазина И. Р. Самосохранительное поведение, качество жизни и предпочитаемые копинг-стратегии мужчин и женщин в период ранней взрослости // Пензенский психологический вестник. – 2018. – № 1. – C. 89-110. DOI: https://doi.org/10.17689/psy-2018.1.6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35131716
- Панькова А. А. Особенности самоотношения и копинг-стратегий в юношеском возрасте (к постановке проблемы) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2020. – № 1. – C. 114-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44305754
- Shaked L., Altarac H. Exploring academic procrastination: Perceptions, self-regulation, and consequences // Journal of University Teaching & Learning Practice. – 2022. – Vol. 19 (3). DOI: https://doi.org/10.53761/1.19.3.14
- Megías-Robles A., Gutiérrez-Cobo M. J., Gómez-Leal R., Cabello R., Gross J. J., Fernández-Berrocal P. Emotionally intelligent people reappraise rather than suppress their emotions // PloS One. – 2019. – Vol. 14 (8). – P. e0220688. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0220688
- Uenderson W. R. R. I Am Because They Tell Me I Am: Mental Health and Performativity // Psychology and Behavioral Sciences. – 2023. – Vol. 12 (2). – P. 39–42. DOI: https://doi.org/10.11648/j.pbs.20231202.12
- Shcherbinina O. S., Grushetskaya I. N., Zakharova Z. A. The investigation of psychological-pedagogical conditions for the solution of socio-cultural socialization tasks of gifted adolescents // Science for Education Today. – 2023. – Vol. 13 (2). – P. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.01
- Stormont M., Stebbins M. S., Holliday G. Characteristics and educational support underrepresented gifted adolescents // Psychology in the Schools. – 2021. – Vol. 38 (5). – P. 413–423. DOI: https://doi.org/10.1002/pits.1030
- Akgül G. Teachers’ metaphors and views about gifted students and their education // Gifted Education International. – 2021. – Vol. 37 (3). – P. 273–289. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429421988927
10. Kalaji G., Alborno N. The Influence of Gifted and Talented Programs on Students’ Self-concept // Athens Journal of Education. – 2023. – Vol. 10 (3). – P. 507–522. DOI: https://doi.org/10.30958/aje.10-3-8
11. Garcia I. S., Penádes R. L., Rodríguez R. I., Negre J. S. Cyberbullying and internet addiction in gifted and nongifted teenagers // Gifted Child Quarterly. – 2020. – Vol. 64 (3). – P. 192–203. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986220919338
12. Tatlı C., Ergin D. A. Multigroup analysis of the relationship loneliness, fear of missing out, problematic internet usage and peer perception in gifted and normally developing adolescents // Current Psychology. – 2022. – Vol. 42 (3). – P. 2325–2334. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-022-03384-5
13. Jovanova M., Falk E. B., Pearl J. M., Pandey P., Brook O'Donnell M., Kang Y., Bassett D. S., Lydon-Staley D. M. Brain system integration and message consistent health behavior change // Health Psychology. – 2022. – Vol. 41 (9). – Р. 611–620. DOI: https://doi.org/10.1037/hea0001201
14. Whalen S. P., Csikszentmihalyi M. A comparison of the self-image of talented teenagers with a normal adolescent population // Journal of Youth and Adolescence. – 1989. – Vol. 18 (2). – P. 131–146. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02138797
15. Almukhambetova A., Hernández-Torrano D. Gifted Students’ Adjustment and Underachievement in University: An Exploration from the Self-Determination Theory Perspective // Gifted Child Quarterly. – 2020. – Vol. 64 (2). – P. 117–131. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986220905525
16. Kurtovic A., Vrdoljak G., Idzanovic A. Predicting Procrastination: The Role of Academic Achievement, Self-efficacy and Perfectionism // International Journal of Educational Psychology. – 2019. – Vol. 8 (1). – P. 1–26. DOI: https://doi.org/10.17583/ijep.2019.2993
17. Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 36–55. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256953
18. Preckel F., Rach H., Scherrer V. Self-concept changes in multiple self-concept domains of gifted students participating in a summer residential school // Gifted and Talented International. – 2016. – Vol. 31 (2). – Р. 88–101. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2017.1304781
19. Matthes J., Schneider M., Preckel F. The Relation Between Prior Knowledge and Learning in Regular and Gifted Classes: A Multigroup Latent Growth Curve Analysis // Journal of Educational Psychology. – 2023. – Vol. 116 (2). – P. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000848
20. Шаповал И. А., Фоминых Е. С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7, № 1. – С. 13–27. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070102 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35452756