Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 33–41
УДК: 
614+371.7

Адаптация подростков в процессе обучения по разным профильным программам

Васина Е. В. 1 (Кемерово, Россия), Кошко Н. Н. 2 (Кемерово, Россия)
1 Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
2 Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

В статье приводятся результаты исследования адаптивных изменений возникающих у учащихся в процессе обучения по разным профильным программам с 8 по 11 класс. Цель статьи – обосновать, что адаптация старшеклассников к обучению зависит от сложности и содержания учебной деятельности. Отмечается, что на предпрофильном и профильном этапах обучения проявления адаптивных реакций у подростков различается. При увеличении учебной нагрузки с переходом на профильный этап обучения напряжение систем вегетативной регуляции сердечного ритма у школьников всех профилей усиливается. В ходе обучения по программам разных профилей у подростков наблюдается различия в изменении параметров сердечного ритма. Наибольшее напряжение установлено у учащихся лингвистического и физико-математического профилей обучения.

Ключевые слова: 

адаптация, учащиеся, профиль обучения, вариабельность сердечного ритма, напряжение механизмов вегетативной регуляции.

Библиографическая ссылка:
Васина Е. В., Кошко Н. Н. Адаптация подростков в процессе обучения по разным профильным программам // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 33–41. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1401.03
Список литературы: 

1. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. – Новосибирск, 2010. – 286 с.
2. Баевский Р.М., Берсенев Е.Ю., Берсенева И.А. Медленные волны сердечного ритма, как индикатор возрастного развития детей и подростков / Медленные колебательные процессы в организме человека. Теоретические и прикладные аспекты нелинейной динамики в физиологии. Сб. материалов III Симпозиума и Школы. – Новокузнецк, 2001. – С. 105–109.
3. Баевский Р.М. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: метод. рекомендации // Вестник аритмологии. – 2001. – Т. 24. – С. 69.
4. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии наук. – 2007. – № 3. –
С. 159–162.
5. Гиренко Л.А., Головин М.С., Колмогоров А.Б., Айзман Р.И. Функциональные резервы юношей, занимающихся лыжным спортом // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 6. – С. 45–50.
6. Игишева Л.Н., Галлеев А.Р. Комплекс ORTO EXPERT, как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство. – Кемерово, 2003. – 36 с.
7. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Душенина Т.В., Галеев А.Р. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза // Физиология человека. – 2003.– Т. 29, № 21. – С.70–76.
8. Мукатаева Ж.М. Морфофункциональная характеристика сельских детей и подростков разного пола северного Казахстана // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2(12).– С. 70–79.
9. Пушкарёва Е.А., Судоргина Л.В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 80–87.
10. Сафронова А.И., Вахмистрова А.В., Никулин В.Н., Каримова Л.Н. Функциональное состояние вегетативной нервной системы школьников и гимназистов в условиях комплексного воздействия факторов школьной и окружающей среды // Гигиена и санитария. – 2009. – № 4. – С 55–58.
11. Степанова М.И., Александрова И.Э., Седова А.С. Новая шкала трудности учебных предметов в общеобразовательной школе // Вестник образования России. – 2004. – № 5. –
С. 43–48.
12. Stauss H.M. Physiologic mechanisms of heart rate variability. Rev Bras Hipertens 14. – 2007. – pp. 8–15.

Дата публикации 14.02.2014