Специфика психолого-педагогического и клинико-психологического сопровождения лиц с инвалидностью, поступающих в вуз: оценка существующих вариантов запросов
Проблема и цель. Научная проблема исследования заключается в описании вариантов и специфики существующих запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение у поступающих в вуз инвалидов и осмыслении полученных данных по запуску в университете механизмов такого сопровождения. Исследовательская цель заключается в выявлении и описании переменных в существующих вариантах запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение у поступающих в вуз лиц с инвалидностью.
Методология. В основу реализованного исследования положены культурно-исторический и деятельностный подходы, а также существующие в науке данные об особенностях личностного и профессионального развития инвалидов и сведения специальной психологии и коррекционной педагогики о психолого-педагогическом медико-социальном сопровождении лиц с проблемами в развитии.
В исследовании применены эмпирические и интерпретационные методы, в том числе тестирование с использованием инструментов информационно-аналитического регионального портала «Перспектива-Pro», анкетный опрос поступающих с инвалидностью, разработанный сетью Ресурсных учебно-методических центров высшего образования и размещенный на общероссийском портале инклюзивноеобразование.рф, анализ статистических результатов с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона (φ).
В исследовании приняли участие 317 выпускников школ и среднего профессионального образования, поступающих в вуз и имеющих подтвержденный статус лица с инвалидностью. Возрастной диапазон испытуемых составил от 18 до 23 лет, из них 140 юношей и 177 девушек, поступавших или планирующих поступление в 2022–2024 гг. в ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» или вузы-партнеры Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в вузах Северо-Западного федерального округа.
Результаты. Авторами выявлено, что вариативность характеристик запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение лиц с инвалидностью, поступающих в вуз, в большей мере определяется нозологией нарушения, степенью ограничений функций жизнедеятельности и полом абитуриента. Чем более выражены нарушения, чем труднее восприятие и переработка информации, тем более специфичны и масштабны ожидания от вуза. Причем у юношей эти ожидания более выражены, чем у девушек. В исследовании определено, что вариант запроса на сопровождение слабо зависит от региона, возраста, предыдущего уровня образования (школа, среднее профессиональное образование).
Отмечается, что психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение поступающих в вуз лиц с инвалидностью может осуществляться эффективно только мультидисциплинарной командой, основными задачами которой является информационная помощь в определении профессиональной траектории, направленной на приобретение профессии, способствующей сохранению здоровья и независимого образа жизни, а также преодоление инвалидизирующих установок, способных противостоять элементам сегрегации.
Заключение. В статье описаны переменные, входящие в структуру существующих вариантов запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение у поступающих в вуз лиц с инвалидностью. На основании полученных выводов определены механизмы сопровождения поступающих в вуз инвалидов.
психолого-педагогическое сопровождение; клинико-психологическое сопровождение; ограниченные возможности здоровья; инклюзивное высшее образование; абитуриенты университета.
- Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 239–252. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100213 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46343959
- Марголис А. А., Рубцов В. В., Серебрянникова О. А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 10–17. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220103 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29159755
- Кантор В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 44–56. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110304 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40805415
- Саитгалиева Г. Г., Васина Л. Г., Гутерман Л. А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 57–71. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110305 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40805416
- Микляева А. В., Пежемская Ю. С., Хороших В. В., Баева И. А. Социально-психологическая адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: теоретическая модель // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 80–110. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2206.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50026298
- Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 26-45. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02
- Moriña A. Inclusive education in higher education: challenges and opportunities // European Journal of Special Needs Education. – 2017. – Vol. 32 (1). – Р. 3–17. DOI: https://doi.org/10.1080/08856257.2016.1254964
- Kolesnik M. A., Libakova N. M., Sertakova E. A. Art education as a way of preserving the traditional ethnocultural identity of indigenous minority peoples from the North, Siberia and the Far East // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 233-247. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.15
- Туркулец С. Е., Туркулец А. В., Листопадова Е. В., Сокольская М. В. Социальная стигматизация в период пандемии // Социодинамика. – 2020. – № 5. – С. 11–25. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32945 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43561359
10. Tikhonova E. V., Kosycheva M. A., Efremova G. I. Primary professionalization of foreign students: barriers, stigmatization, adaptation // Integration of education. – 2021. – Т. 25, № 4. – С. 608–628. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.608-628 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47395888
11. Зарченко П. Ю., Варич Л. А., Казин Э. М. Влияние индивидуального вегетативного статуса на адаптацию студентов к учебному процессу и результативность ДАС-БОС-тренинга // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 5. – С. 107–127. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2105.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47136061
12. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 3. – С. 156–182. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-156-182 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45272900
13. Немирова Н. В., Кантор В. З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 28-44. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2003.02
14. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 128–142. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110311 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40805422
15. Денисова О. А., Леханова О. Л., Гудина Т. В. Инклюзивная культура как показатель готовности специалистов вузов к сопровождению инклюзивного высшего образования // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 82–92. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280608 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56445717
16. Alhaznawi A. A., Alanazi A. S. Higher education faculty staff members’ attitudes toward students’ inclusion with high incidence disabilities in Saudi Arabia // World Journal of Education. – 2021. – Vol. 11 (1). – Р. 51–61. DOI: https://doi.org/10.5430/wje.v11n1p51
17. Alnahdi G. Are we ready for inclusion? Teachers’ perceived self-efficacy for inclusive education in Saudi Arabia // International Journal of Disability, Development and Education. – 2020. – Vol. 67 (2). – Р. 182–193. DOI: https://doi.org/10.1080/1034912X.2019.1634795
18. Романенкова Д. Ф. Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2021. – № 1. – С. 27–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46696977
19. Панюкова С. В., Сергеева В. С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 72–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110306 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40805417
20. Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 77–98. DOI https://doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057196
21. Marcelo C., Yot C., Mayor C. University Teaching with Digital Technologies // Comunicar. – 2015. – Vol. 23 (45), pp. 117–124. DOI: https://doi.org/10.3916/C45-2015-12
22. Fernández-Batanero J. M., Cabero-Almenara J., Román-Graván P., Palacios-Rodríguez A. Knowledge of university teachers on the use of digital resources to assist people with disabilities. The case of Spain // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 27 (7). – Р. 9015–9029. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022-10965-1 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-022-10965-1
23. Hurwitz S., Perry B., Skiba R. Special Education and Individualized Academic Growth: A Longitudinal Assessment of Outcomes for Students with Disabilities // American educational research journal. – 2020. – Vol. 57 (2). – P. 576–611. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831219857054
24. Саитгалиева Г. Г. Организационные условия обучения студентов с инвалидностью в педагогических вузах // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20, № S 1. – C. 129–145. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200113 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52753154
25. Курбангалеева Е. Ш., Веретенников Д. Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 169–180. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220119 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29159771
26. Evans Getzel E., Thoma C. A. Experiences of College Students With Disabilities and the Importance of Self-Determination in Higher Education Settings // Career Development for Exceptional Individuals. – 2008. – Vol. 31 (2). – Р. 77–84. DOI: https://doi.org/10.1177/0885728808317658
27. Wyse A. E., Dean V. J., Viger S. G., Vansickle T. R. Considerations for Equating Alternate Assessments: Two Case Studies of Alternate Assessments Based on Alternate Achievement Standards // Applied Measurement in Education. – 2013. – Vol. 26 (1). – Р. 50-72. DOI: https://doi.org/10.1080/08957347.2013.739460
28. Nieminen J. H., Moriña A., Biagiotti G. Assessment as a matter of inclusion: A meta-ethnographic review of the assessment experiences of students with disabilities in higher education // Educational Research Review. – 2024. – Vol. 42. – Р. 100582. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2023.100582
29. Koran J., Kopriva R. J. Framing Appropriate Accommodations in Terms of Individual Need: Examining the Fit of Four Approaches to Selecting Test Accommodations of English Language Learners // Applied Measurement in Education. – 2016. – Vol. 30 (2). – Р. 71–81. DOI: https://doi.org/10.1080/08957347.2016.1243539
30. Осьмук Л. А. Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 2. – С. 59–67. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230207 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34884927
31. Алехина С. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 5. – С. 69–84. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270506 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50084757