Анализ и оценка эффективности организационного и методического сопровождения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Шри-Ланки
Проблема и цель. В статье исследуется проблема продвижения русского языка как иностранного в общеобразовательных организациях Шри-Ланки. Цель исследования – оценить эффективность организационного и методического сопровождения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Шри-Ланки.
Методология. Основными методами исследования выступают анализ образовательной системы Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, сбор и обобщение данных об организационном и методическом сопровождении преподавания русского языка как иностранного в школах страны. На диагностическом этапе проведены анкетирование и интервьюирование, что позволило выявить профессиональные дефициты и оценить уровень подготовки учителей русского языка.
Результаты. Авторами исследования выявлены ключевые проблемы в организации русскоязычного образования в Шри-Ланке. Результаты анкетирования респондентов свидетельствуют о необходимости развития материально-технического оснащения образовательной деятельности школ, разработки эффективных организационных механизмов, оказания методической поддержки учителям русского языка.
Анализ существующих методов преподавания русского языка в школах Шри-Ланки показывает низкий уровень языковых компетенций обучающихся, что связано с недостаточным количеством квалифицированных преподавателей-русистов, отсутствием системы повышения их квалификации и ограниченным доступом к специализированным учебно-методическим материалам и образовательным ресурсам. Обоснована целесообразность актуализации имеющейся образовательной программы преподавания русского языка, учитывающей культурные, образовательные особенности страны.
Заключение. Проведенное исследование подтверждает необходимость создания системы организационного и методического сопровождения преподавания русского языка как иностранного в общеобразовательных школах Шри-Ланки, что позволит повысить качество образовательной деятельности в стране и будет способствовать укреплению двустороннего гуманитарного сотрудничества.
русский язык как иностранный; продвижение русского языка за рубежом; система образования Шри-Ланки; методическое сопровождение; организационное сопровождение; качество образования
- Хромых А. С. Русские школы за рубежом в условиях быстроменяющегося мира: проблемы и перспективы // Социально-политические исследования. – 2022. – № 3. – С. 168–183. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-168-183 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49770013
- Эльдарова Н. М. Дистанционное обучение русскому языку бангладешских учащихся: возможности и перспективы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 17, № 4. – С. 113–119. DOI: https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-113-119 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59461877
- Рыбакова Е. В. Организация обучения русскому языку как иностранному в школах Азии, Африки и Латинской Америки на основе российского учебно-методического онлайн-комплекса как стратегия экспорта образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 11. – C. 1197-1208. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230172 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54937963
- Косянова О. М., Кулаева Г. М., Якимов П. А. Педагогические условия обучения русскому языку и российской культуре в странах Африки (на примере Республики Уганда) // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 6. – С. 224–238. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.6.13 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60004057
- Гапонова Ж. К., Серогодская А. А. Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в республике Кот-д’Ивуар // Педагогика и просвещение. – 2023. – № 4. – С. 136–151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58906202
- Манукян А. Р. Роль образования в «мягкой силе» современного государства // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 3. – C. 133–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50498702
- Зяблин В. Н. Инструменты развития экспорта образовательных услуг РФ в контексте развития человеческого капитала // Московский экономический журнал. – 2023. – № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53758840
- Гужеля Д. Ю. Методическое сопровождение преподавания русского языка в странах Латинской Америки: сущность, признаки, основные направления // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36387430
- Little A. W. Development, Education and Learning in Sri Lanka: An international research journey. – London: UCL Press, 2024. DOI: https://doi.org/10.14324/111.9781800081550
10. Little A. W. Motivating Learning and the Development of Human Capital // A Journal of Comparative and International Education. – 2003. – Vol. 33 (4). – P. 437–452. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0305792032000127748
11. Little A. W., Shojo M., Sonnadara U., Aturupane H. Teaching English as a second language in Sri Lankan primary schools: opportunity and pedagogy // Language, Culture and Curriculum. – 2018. – Vol. 32 (2). – P. 113–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07908318.2018.1532437
12. Ganegodage K. R., Rambaldi A. N. The impact of education investment on Sri Lankan economic growth // Economics of Education Review. – 2011. – Vol. 30 (6). – P. 1491–1502. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2011.08.001
13. Weligamage S. S. Human Capital Valuation and Development: Prospects and Challenges in Sri Lanka // Journal of Desk Research Review and Analysis. – 2024. – Vol. 1 (2). – P. 31–52. DOI: https://doi.org/10.4038/jdrra.v1i2.16 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67636625
14. Agra R. The impact of monolingual language policies on the multilingual language ecology of Sri Lanka // International Journal of Applied Linguistics. – 2024. – Vol. 34 (2). DOI: https://doi.org/10.1111/ijal.12521
15. Cels J., Rossetto T., Little A. W., Dias P. Tsunami preparedness within Sri Lanka's education system // International Journal of Disaster Risk Reduction. – 2023. – Vol. 84. – P. 103473. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijdrr.2022.103473
16. Ильина Е. А., Ильина С. В., Хрисанова Е. Г., Кириллов А. А. Организационно-педагогические условия осуществления образовательной деятельности на русском языке в системе общего образования Шри-Ланки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2023. – № 3. – С. 87–96. DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.120.3.011 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54945828
17. Аббас Я. Х. Когнитивно-коммуникативный подход в системе преподавания русского языка для иностранных студентов в условиях отсутствия языковой среды // Язык и культура. – 2019. – № 47. – С. 301–312. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/47/17 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41578791
18. Шкунов В. Н. Проблемы и перспективы формирования единого образовательного пространства в Южной Азии // Известия Российской академии образования. – 2009. – № 3. – С. 57–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13214741