Факторная структура личности современного педагога: особенности проявления предикторов профессионального выгорания
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема профессионального выгорания современных педагогов. Цель исследования состоит в выявлении особенностей проявления предикторов профессионального выгорания педагогов.
Методология. Теоретико-методологической основой для проведения исследования является концепция ресурсного обеспечения противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда Н. Е. Водопьяновой. Для достижения исследовательской цели авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (тестирование) методы, методы статистической обработки информации. В полевом исследовании приняли участие 839 педагогов (средний возраст – 45,8 лет, при S = 12,5), из них 795 респондентов женского пола и 44 – мужского. Испытуемые являются педагогами городских и сельских школ 5 федеральных округов. Средний стаж – 20,7 лет, при S = 13,5. Испытуемые по результатам опросника эмоционального выгорания В. В. Бойко были разделены на две контрастные группы на основе показателей степени выраженности эмоционального выгорания.
Результаты. Авторами статьи были получены следующие результаты:
– проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам профессионального выгорания педагогов, а также выявлению факторов, способствующих и препятствующих развитию профессионального выгорания;
– представлены эмпирические результаты исследования, выявлены семь факторов, которые можно рассматривать в качестве предикторов профессионального выгорания. На основе анализа результатов исследования была определена факторная структура личности педагога со склонностью к профессиональному выгоранию.
Заключение. На основе полученных результатов были выявлены предикторы профессионального выгорания педагогов, что позволит определить мишени профилактики.
предикторы профессионального выгорания; профессиональное выгорание педагогов; профессиональное благополучие педагогов; профилактика профессионального выгорания педагогов; психология педагогической деятельности; профессиональный стресс.
- Johnson S., Cooper C. L., Cartwright S., Donald I., Taylor P., Millet C. The experience of work-related stress across occupations // Journal of Managerial Psychology. – 2005. – Vol. 20 (2). – P. 179-187. DOI: https://doi.org/10.1108/02683940510579803
- Grayson J. L., Alvarez H. K. School climate factors relating to teacher burnout: A mediator model // Teaching and Teacher Education. – 2008. – Vol. 24. – P. 1349-1363. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2007.06.005
- Карягина Т. Д., Рощина С. Ю. Эмпатия и выгорание у представителей помогающих профессий // Современная зарубежная психология. – 2023. – Т. 12, № 2. – С. 30–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54250560 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120203
- Floricica C. M., Tanase T., Antonia S. The effects of burnout on the professional activity of teachers // Technium Social Sciences Journal. –2022. – Vol. 34. – Р. 430–440. DOI: https://doi.org/10.47577/tssj.v34i1.7156
- Круглова М. А., Водопьянова Н. Е., Круглов В. А. Критические жизненные ситуации в профессиональной деятельности: основные подходы к изучению // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2024. – № 1. – С. 89-99. URL: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63633122 DOI: https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2024.1.089
- Крушельницкая О. Б., Кочетков Н. В., Маринова Т. Ю., Орлов В. А., Расходчикова М. Н., Хаймовская Н. А. Личностные факторы профессионального выгорания у школьных учителей // Консультативная психология и психотерапия. – 2024. – Т. 32, № 1. – С. 139–157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75997946 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2024320107
- Серафимович И. В. Ресурсность профессионального мышления и эмоциональное выгорание в профессиях социономического типа // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15, № 1. – С. 56–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50496226 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150104
- Smetackova I. Self-efficacy and burnout syndrome among teachers // The European Journal of Social and Behavioural Sciences. – 2017. – Vol. 20 (3). – P. 228–241. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/ejsbs.219
- Roloff M. E., Brown L. A. Extra-tole time, burnout and commitment: The power of promises kept // Business Communication Quarterly. – 2011. – Vol. 74 (4). – P. 450-474. DOI: https://doi.org/10.1177/1080569911424202
- 10. Kyriacou C. Teacher stress: Directions for future research // Educational Review. – 2001. – Vol. 53 (1). – P. 27-35. DOI: https://doi.org/10.1080/00131910120033628
11. Березина Т. Н., Деулин Д. В., Сечко А. В., Розенова М. И. Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды // Психология и право. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 193–210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54689582 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130314
12. Mojsa-Kaja J., Golonka K., Marek T. Job burnout and engagement among teachers – Work life areas and personality traits as predictors of relationships with work // International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health. – 2015. – Vol. 28 (1). – P. 102-119. DOI: https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.00238
13. Камнев А. Н., Михайлова Т. А., Шилина И.Б. Эмоциональное выгорание и стресс у социальных работников // Современная зарубежная психология. – 2023. – Т. 12, № 4. – С. 145–156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60270267 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120413
14. Проничева М. М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Психология и право. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 232–244. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41117823 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.201909031
15. Herman K. C., Hickmon-Rosa J., Reinke W. M. Empirically derived profiles of teacher stress, burnout, self-efficacy, and coping and associated student outcomes // Journal of Positive Behavior Interventions. – 2017. – Vol. 20 (2). – P. 90–100. DOI: https://doi.org/10.1177/1098300717732066
16. Candeias A., Galindo E., Calisto I., Borralho L., Reschke K. Stress and burnout in teaching. Study in an inclusive school workplace // Health Psychology Report. – 2020. – Vol. 9 (1). – P. 63–75. DOI: https://doi.org/10.5114/hpr.2020.100786
17. Деревянченко В. С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2021. – № 4. – С. 57-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47474577 DOI: https://doi.org/10.24147/2410-6364.2021.4.57-66
18. Виноградова Г. А., Харитонов С. М. Взаимосвязь профессиональной мотивации и эмоционального выгорания педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2019. – № 1. – С. 48-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37176402 DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-48-55
19. Abós A., Sevil J., Martín-Albo J., Aibar A., García-González L. Validation Evidence of the Motivation for Teaching Scale in Secondary Education // The Spanish Journal of Psychology. – 2018. – Vol. 21 (9). – P. 1-12. DOI: https://doi.org/10.1017/sjp.2018.11
20. Slemp G. R., Field J. G., Cho A. S. A meta-analysis of autonomous and controlled forms of teacher motivation // Journal of Vocational Behavior. – 2020. – Vol. 121. – P. 34-59. DOI: https://doi.org/10.1016/j. jvb.2020.103459
21. Benevene P., De Stasio S., Fiorilli C. Editorial: Well-Being of School Teachers in Their Work Environment // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 1239. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01239