Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 166–174
УДК: 
614+ 57.023

Мониторинг функционального состояния педагогов, проживающих на Севере

Попова М. А. 1 (Сургут, Россия), Говорухина А. А. 2 (Сургут, Россия), Дронь А. Ю. 3 (Сургут, Россия)
1 Сургутский государственный университет
2 Сургутский государственный педагогический университет
3 Сургутский государственный педагогический университет.
Аннотация: 

В результате исследования функционального состояния и регуляторно-адпативных возможностей организма педагогов установлено, что функцио-нальное состояние и адаптационные возможности организма находятся в зависимости от продолжительности проживания на Севере и возраста обследованных лиц.
На основании компартментно-кластерного анализа выделены критиче-ские периоды адаптации для сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции с учетом возраста обследованных педагогов. Установлено, что чем больше возраст переезжающих на Север преподавателей, тем раньше возникают у них нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы. Преобладание центрального контура регуляции в управлении сердечным ритмом отмечено в периоды от 6 до 10 и от 21 до 25 лет проживания на Севере в обеих возрастных группах.

Ключевые слова: 

функциональное состояние, адаптация, педагоги и учащиеся

Библиографическая ссылка:
Попова М. А., Говорухина А. А., Дронь А. Ю. Мониторинг функционального состояния педагогов, проживающих на Севере // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 166–174.
Список литературы: 

1. Антропова О.Н., Осипова И.В., Симонова Г.И. Профессиональный стресс и развитие стресс–индуцированной гипертонии // Кардиология, 2009. – № 6 – С. 27–30.
2. Бобко Н.А. Влияние стресса на работу сердечно-сосудистой системы операторов преимущественно умственного труда в разное время суток и рабочей недели // Физиология человека, 2007. – Т. 33, № 3.– С. 55–62.
3. Будук-оол Л.К., Айзман Р.И. Морфофункциональные показатели у студентов Тывинского государственного университета // Гигиена и санитария. – 2009. – № 3. – С. 82–83.
4. Будук-оол Л.К., Красильникова В.А., Айзман Р.И. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климато-географическом регионе Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 4. – С. 103–110.
5. Еськов В.М. Идентификация параметров порядка (наиболее значимых диагностических признаков) вектора состояния биосистем в m-мерном фазовом пространстве / Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2007614714, РОСПАТЕНТ. – Москва, 2007.
6. Концевая А.В., Калинина А.М., Григорян Ц.А. Поведенческие факторы риска и их коррекция в организованных коллективах. Аналитический обзор / Профилактическая медицина, 2009. – №4. – С.8–15.
7. Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Диверт В.Э., Диверт Г.М., Платонов Я.Г., Ковтун Л.Т., Комлягина Т.Г., Мозолевская Н.В. Системные механизмы адаптации и компенсации // Бюллетень СО РАМН, 2004, № 2(112). – С.148–153.
8. Национальные рекомендации по кардиоваскулярной профилактике, принятые комитетом экспертов Всероссийского научного общества кардиологов. – Москва, 2011. – 4 с.
9. Чанчаева Е.А. Айзман Р.И. Особенности морфофункциональной, психофизиологической и биохимической адаптации человека к условиям Горного Алтая // Экология человека. – 2011. – № 9. – С. 24–30.
10. Чанчаева Е.А., Айзман Р.И., Герасёв А.Д. Современное представление об антиоксидантной системе организма человека // Экология человека. – 2013. – № 7. – С. 50–58.
11. Aizman R.I., Chanchaeva E.A., Kogteva O.S. Antioxidant Activity of Blood Plasma in Altai Aborigines. Human Physiology, 2012, vol. 38, no. 2, pp. 206–211.
12. Buduk-ool L.K., Aizman R.I. The ethnic peculiarities to adaptation of the cardiovascular system of students living in Tuva republic. European Journal of Natural History, 2008, no. 3, pp. 81–85.

Дата публикации 14.02.2014