Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 156–175
УДК: 
378.14+511.13+336.01+316.77

Перспективы профессиональной карьеры будущих экономистов: оценка уровня цифровой грамотности в условиях развития платформенных технологий

Байгушева И. А. 1 (Астрахань, Россия), Букушева А. В. 2 (Саратов, Россия), Селезнева Е. В. 3 (Омск, Россия), Стариков В. И. 4 (Омск, Россия), Бурмистрова Н. А. 5 (Москва, Россия)
1 Астраханский государственный университет
2 Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
3 Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
4 Омский государственный технический университет
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему интеграции платформенных технологий в практику принятия экономических решений в свете новых тенденций рынка труда. Цель работы  оценить динамику уровня цифровой грамотности будущих экономистов в условиях развития платформенных технологий для обоснования перспектив профессиональной карьеры.
Методология. Методологическая основа исследования  стратегия устойчивого развития, концептуальные основания которой определяют направления коллективных усилий на решение глобальных проблем современности в части универсальных ценностей устойчивости, ответственности и этики. В рамках исследования проведен онлайн-опрос студентов экономических факультетов Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева, Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Омского государственного технического университета для оценки динамики уровня цифровой грамотности в условиях развития платформенных технологий.
Результаты. Выявлены конкурентные преимущества цифровых экономических моделей, основанных на платформенных технологиях: возможность диверсификации и персонализации предоставляемых товаров и услуг; высокий уровень гибкости и автономии трудовых отношений, позволяющий снижать производственные и транзакционные издержки; максимизация эффективности совместного использования услуг, товаров и ресурсов с целью сокращения отходов и развития общественной кооперации.
Полученные в ходе онлайн-опроса эмпирические данные демонстрируют достаточный уровень осведомленности студентов в части понимания особенностей платформенной экономики в свете новых тенденций рынка труда. При этом наблюдается положительная динамика уровня цифровой грамотности в разрезе 1–4 курсов обучения, подтвержденная высокими весовыми коэффициентами значимости, что свидетельствует о достаточной вовлеченности будущих экономистов в практику принятия экономических решений с использованием платформенных технологий и является дополнительным ресурсом при выходе индивида на рынок труда.
Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод о взаимосвязи цифровых знаний, навыков и возможностей использовать цифровые платформы с точки зрения перспектив профессиональной карьеры будущих экономистов.

Ключевые слова: 

устойчивое развитие; экономическое образование; будущие экономисты; профессиональная карьера; цифровая грамотность; платформенные технологии; искусственный интеллект.

Библиографическая ссылка:
Байгушева И. А., Букушева А. В., Селезнева Е. В., Стариков В. И., Бурмистрова Н. А. Перспективы профессиональной карьеры будущих экономистов: оценка уровня цифровой грамотности в условиях развития платформенных технологий // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 156–175. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.07
Список литературы: 
  1. Avelar A. B. A., da Silva Oliveira K. D., Farina M. C. The integration of the Sustainable Development Goals into curricula, research and partnerships in higher education // International Review of Education. – 2023. – Vol. 69 (3). – P. 299–325. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-023-10013-1
  2. Bickley S. J., Chan H. F., Torgler B. Artificial intelligence in the field of economics // Scientometrics. – 2022. – Vol. 127 (4). – P. 2055–2084. DOI: https://doi.org/10.1007/s11192-022-04294-w
  3. Bickley S. J., Macintyre A., Torgler B. Artificial Intelligence and Big Data in Sustainable Entrepreneurship // Journal of economic surveys. – 2024. – P. 4686881. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.4686881
  4. Buchan M. C., Bhawra J., Katapally T. R. Navigating the digital world: development of an evidence-based digital literacy program and assessment tool for youth // Smart Learning Environments. – 2024. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-024-00293-x
  5. Farias-Gaytan S., Aguaded I., Ramirez-Montoya M. S. Digital transformation and digital literacy in the context of complexity within higher education institutions: a systematic literature review // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10 (1). DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01875-9
  6. Halim D. K., Hutagalung S. Towards data sharing economy on Internet of Things: a semantic for telemetry data // Journal of Big Data. – 2022. – Vol. 9 (1). DOI: https://doi.org//10.1186/s40537-021-00549-0
  7. Hardaker S. Platform economy: (dis-) embeddedness processes in urban spaces // Urban Transform. – 2021. – Vol. 3 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s42854-021-00029-x
  8. Ip S. I. Effect of digital literacy on social entrepreneurial intentions and nascent behaviours among students and practitioners in mass communication // Humanities and Social Sciences Communications. – 2024. – Vol. 11 (1). – Р. 34. DOI: https://doi.org//10.1057/s41599-023-02587-w
  9. Karumbaiah S., Ocumpaugh J., Baker R. S. Context Matters: Differing Implications of Motivation and Help-Seeking in Educational Technology // Artificial Intelligence in Education. – 2022. – Vol. 32 (2). – P. 685–724. DOI: https://doi.org/10.1007/s40593-021-00272-0

10. Li Sh. The Gig Economy and Labour Market Dynamics // Advances in Economics, Management and Political Sciences. – 2023. – Vol. 61 (1). – P. 275–281. DOI: https://doi.org/10.54254/2754-1169/61/20231285

11. Owan V., Abang K., Idika D., Etta E., Bassey B. Exploring the potential of artificial intelligence tools in educational measurement and assessment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2023. – Vol. 19 (8). – P. em2307. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/13428

12. Ronzhina N., Kondyurina I., Voronina A. Igishev K., Loginova N. Digitalization of modern education: problems and solutions // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2021. – Vol. 16 (4). – P. 122-135. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v16i04.18203 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46807178

13. Schor J. B., Vallas S. P. The sharing economy: Rhetoric and reality // Annual Review of Sociology. – 2021. – Vol. 47 (1). – P. 369–389. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-soc-082620-031411

14. Tinmaz H., Lee Y. T., Fanea-Ivanovici M. A systematic review on digital literacy // Smart Learning Environments. – 2022. – Vol. 9 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-022-00204-y

15. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 47–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43917943

16. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2020. – № 1. – C. 155–161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42735952

17. Кормильцева Е. А., Адельшин А. В., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование возможностей использования будущими экономистами цифровых финансовых инструментов в интересах устойчивого развития // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 93–116. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.05

18. Кормильцева Е. А., Байгушева И. А., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование готовности будущих экономистов к использованию искусственного интеллекта на основе метода анализа иерархий // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 113–134. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.06

19. Кормильцева Е. А., Сокур Е. А., Филимонов В. А., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Определение и оценка функций педагога-продюсера для подготовки экономистов в современных условиях цифровизации системы образования // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 149–166. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.07

20. Сокур Е. А., Стариков В. И., Бурмистрова Н. А. Профессионально важные качества педагогического продюсирования в условиях цифрового развития: оценка эффективности субъектами образовательного процесса // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 115–135. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.06

21. Стрелкова И. А. Цифровизация экономики: новый формат глобализации // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – Т. 13, № 4. – С. 20–28. DOI: https://doi.org/10.26794/1999-849X‑2020-13-4-20-28 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44037995

Дата публикации 31.12.2024