Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 1, С. 116–140
УДК: 
65.011.56+378.14+316.77

Оценка моделей взаимодействия педагогического университета и региональной образовательной системы: ориентиры и ожидания субъектов взаимодействия

Тарасов С. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Спасская Е. Б. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Проект Ю. Л. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. Изменение позиции педагогического вуза в региональной системе образования вызывает необходимость согласования целей и ожиданий взаимодействующих сторон для повышения качества их совместной деятельности. Цель исследования состоит в сравнительном анализе представлений вузовских работников и работников региональных организаций о взаимодействии педагогического вуза и региональной системы образования, отражающих их опыт, ожидания и оценки взаимодействия.
Методология. Методология исследования базировалась на типологии моделей взаимодействия педагогического вуза и регионального образования: присутствия, кооперации и интеграции. Эмпирическая база исследования основана на данных опроса 2205 респондентов из разных регионов России, представляющих педагогические вузы и региональные системы образования. Респондентам было предложено оценить включенность педагогического вуза в региональную систему образования, выбрать предпочтительные и отвергаемые формы взаимодействия, сообщить о своем непосредственном опыте участия во взаимодействии педагогического вуза и региональной системы образования.
Результаты. Результаты исследования показали, что представители вузов и региональных систем образования по-разному воспринимают полезность и доступность различных моделей взаимодействия. Вузовские работники демонстрируют более высокий уровень включенности в разнообразные форматы взаимодействия с региональными системами образования, однако их приоритеты отличаются от тех ожиданий, которые транслируют представители регионального образования.
Определено противоречие между ориентацией на модель присутствия, обозначающей в качестве главной функции вуза обеспечение кадрами системы образования, и ее недостаточной эффективностью в решении проблем дефицита педагогических кадров. Выявлено, что респонденты, имеющие больший опыт сотрудничества, ориентированы на интегративную модель взаимодействия и в большей степени удовлетворены результатами ее функционирования.
Заключение. Исследование показало, что модели взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования требуют трансформации в сторону большей интеграции и кооперации, чтобы устранить расхождения в ожиданиях и создать условия для устойчивого сотрудничества. Это возможно через усиление механизмов координации, разработку практико-ориентированных и интеграционных форматов взаимодействия, а также создание системы мониторинга эффективности взаимодействия.

Ключевые слова: 

региональная система образования; педагогические вузы; форматы взаимодействия; модели взаимодействия; интеграция; кооперация; педагогические кадры

Библиографическая ссылка:
Тарасов С. В., Спасская Е. Б., Проект Ю. Л. Оценка моделей взаимодействия педагогического университета и региональной образовательной системы: ориентиры и ожидания субъектов взаимодействия // Science for Education Today. – 2025. – № 1. – С. 116–140. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.06
Список литературы: 
  1. Даутов Д. Ф. Когнитивные и эмоциональные высказывания как составляющие реципрокного взаимодействия в сетевом мышлении // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 20, № 2. – С. 153–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54342219 DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.12
  2. Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3. – С. 56-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30016677
  3. Коротков А. М., Земляков Д. В., Карпушова О. А. Методика подготовки педагогов к профессиональной деятельности в сетевом формате в условиях интеграции педагогического вуза с региональной системой образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 8. – С. 4-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49736313
  4. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 6. – С. 114–135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48967420 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-114-135
  5. Лазаренко И. Р. Региональный контекст проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 7–14. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.01
  6. Мукина И. В., Соколова Л. Ю., Мукин В. А. Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 153–172. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.09
  7. Пермяков А. В., Петряков П. А., Ширин А. Г., Цывунина А. Д., Певзнер М. Н. Профессионально-личностное становление молодых педагогов как фактор устойчивого развития региона // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 158–180. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.08
  8. Репринцева Ю. С. Разработка модели регионального научно-педагогического кластера системы образования Амурской области // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 102. – С. 82-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54592917 DOI: https://doi.org/10.22250/20730284_2023_102_82
  9. Ситяева С. М., Яремчук С. В., Бакина А. В., Готнога А. В. Динамическая кластерная модель научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 12. – С. 263-271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=m38jltlaw4357326322&id=47546677 DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.40

10. Тарасов С. В., Проект Ю. Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 121-144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58731700 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2306.06

11. Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 99–125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05

12. Яковлева Н. О., Бухтияр Е. С., Шлык М. Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. – 2023. – № 3. – С. 29-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54321395 DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_29

13. Asghari H., Kilbrink N., Johansson A. E. Professional development in teacher education: (Vocational) teacher students’ descriptions // Scandinavian Journal of Vocations in Development. – 2024. – Vol. 9 (1). – P. 137–154. DOI: https://doi.org/10.7577/sjvd.5753

14. Bakioglu A., Kirisci Sarikaya A. University-school partnership: feedback and assessment // Journal of Qualitative Research in Education. –2022. – Vol. 22 (32). – P. 269-290. DOI: https://doi.org/10.14689/enad.32.789

15. Bernay R., Stringer P., Milne J., Jhagroo J. Three models of effective school–university partnerships // New Zealand Journal of Educational Studies. – 2020. – Vol. 55 (1). – P. 133–148. DOI: https://doi.org/10.1007/s40841-020-00171-3

16. Bogdan P. C., Dolcos F., Moore M., Kuznietsov I., Culpepper S. A., Dolcos S. Social expectations are primarily rooted in reciprocity: an investigation of fairness, cooperation, and trustworthiness // Cognitive Science. – 2023. – Vol. 47 (8). – P. e13326. DOI: https://doi.org/10.1111/cogs.13326

17. Kawamura Y., Kusumi T. Altruism does not always lead to a good reputation A normative explanation // Journal of Experimental Social Psychology. – 2020. – Vol. 90. – P. 104021. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jesp.2020.104021

18. Lipscombe K., Tindall-Ford Sh., Kirk M. Leading a top down directive from the bottom up: A school and university partnership // Leading and Managing. – 2019. – Vol. 25 (1). – P. 29-43. DOI: https://doi.org/10.3316/ielapa.757473251939271

19. Miller L. School–university partnerships and teacher leadership: Doing it right // The Educational Forum. – 2015. – Vol. 79 (1). – P. 24–29. DOI: https://doi.org/10.1080/00131725.2015.972810

20. Romano A., Saral A. S., Wu J. Direct and Indirect Reciprocity among Individuals and Groups // Current Opinion in Psychology. – 2022. – Vol. 43. – P. 254–259. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.003

21. Takács K. A Reputation-Centered Theory of Human Cooperation and Social Organization // Sociologica. – 2022. – Vol. 16 (2). – P. 11–51. DOI: https://doi.org/10.6092/issn.1971-8853/14196

22. Zakaria H., Kamarudin D., Fauzi M. A., Wider W. Mapping the helix model of innovation influence on education: A bibliometric review // Frontiers in Education. – 2023. – Vol. 8. – P. 1142502. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1142502

23. Zhao K. Educating for Wholeness, but Beyond Competences: Challenges to Key-Competences-Based Education in China // ECNU Review of Education. – 2020. –Vol. 3 (3). – P. 470–487. DOI: https://doi.org/10.1177/2096531120935463

Дата публикации 28.02.2025