Характеристика трудностей формирования навыка письма у второклассников различных регионов России
2 ГАОУ ВО Московский государственный университет спорта и туризма
Проблема и цель. Изучение трудностей формирования навыка письма, базового школьного навыка, является одной из актуальных проблем современного образования в связи с увеличением количества обучающихся с этими трудностями. Цель исследования – выявить трудности формирования навыка письма у второклассников и охарактеризовать их специфику.
Методология. Методология исследования основана на комплексном анализе письменной речи второклассников. В ходе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ, диагностический, методы математической статистики для обработки эмпирических данных.
Результаты. Проведение подробного анализа письменных работ позволило выявить наиболее часто встречающиеся ошибки и описать их характер. Авторы выделяют основные ошибки, связанные с неусвоением учебного материала (орфографические ошибки) и недостаточным уровнем развития фонетико-фонематического восприятия (трудности звукобуквенного анализа). В работе продемонстрированы примеры таких письменных работ и описаны возможные причины. Обобщив полученные данные, авторы приходят к выводу о необходимости подробного анализа характера ошибок для определения их причин и применения различных подходов для эффективности последующей коррекции.
Заключение. Результаты исследования позволили авторам сделать вывод о том, что необходимо определять и учитывать характер трудностей формирования навыка письма для эффективной помощи обучающимся.
Описанная характеристика трудностей позволит педагогам системы начального образования скорректировать работу и повысить эффективность обучения письму.
начальное образование; характер трудностей; навык письма; письменная речь; орфографические ошибки; трудности звукобуквенного анализа; второклассники.
- Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьева Т. А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – C. 94-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29909818
- Ахутина Т. В., Ощепкова Е. С. Диссоциация развития синтаксиса и лексики у младших школьников с разным нейропсихологическим профилем // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18, № 3. – С. 92-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49542533 DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180312
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Верба А. С. Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение 1 // Новые исследования. – 2021. – № 1. – С. 78-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45481272 DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2021-65-1-78-100
- Величенкова О. А., Ахутина Т. В., Русецкая М. Н., Гусарова З. В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные всероссийского опроса // Специальное образование. – 2019. – № 3. – С. 36-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40870739 DOI: https://doi.org/10.26170/sp19-03-03
- Захарова М. Н., Агрис А. Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием управляющих функций мозга у старших дошкольников // Физиология человека. – 2023. – Т. 49, № 3. – С. 42-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52258769 DOI: https://doi.org/10.31857/S0131164622600914
- Калашникова Т. П., Сатюкова М. О., Анисимов Г. В., Каракулова Ю. В. Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2023. – Т. 123, № 5. – С. 48-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54091378 DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro202312305148
- Одинокова Н. А. Нарушения готовности к овладению письмом первоклассников общеобразовательной школы и причины трудностей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2023. – № 1. – С. 187-191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50413813 DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-38-187-191
- Филиппова Т. А., Верба А. С., Орлов К. В., Соколова Л. В. Влияние уровня познавательного развития дошкольников на успешность их адаптации к школе // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 5. – С. 200–222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74497658 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.10
- Broc L., Joye N., Dockrell J. E., Olive T. Capturing the Nature of the Spelling Errors in Developmental Language Disorder: A Scoping Review // Language Speech and Hearing Services in Schools. – 2021. – Vol. 52 (4). – P. 1127–1140. DOI: https://doi.org/10.1044/2021_LSHSS-20-00086
10. Buil‐Legaz L., Suárez‐Coalla P., Santamarina‐Rabanal L., Martínez‐García C., Rodríguez‐Ferreiro J., Cuetos F. Spelling problems after early oral language difficulties // International Journal of Language & Communication Disorders. – 2022. – Vol. 58 (3). – P. 756-764. DOI: https://doi.org/10.1111/1460-6984.12819
11. Capellini S. A., Giaconi C., Germano G. D. Relation between Visual Motor Integration and Handwriting in Students of Elementary School // Psychology. – 2017. – Vol. 08 (02). – P. 258-270. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2017.82015
12. Carames C. N., Irwin L. N., Kofler M. J. Is there a relation between visual motor integration and academic achievement in school-aged children with and without ADHD? // Child Neuropsychology. – 2022. – Vol. 28 (2). – P. 224-243. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2021.1967913
13. Fernandes R. A., Vidor D., Oliveira A. A. The effect of noise on attention and performance in reading and writing tasks // CoDAS. – 2019. – Vol. 31 (4). – e20170241. DOI: https://doi.org/10.1590/2317-1782/20182017241
14. Hong Q., Jiang B., Xu Q., Zhang L., Ou J., Zhang Q., Li N., Wang J., Xie Y., Hua J., Guo X., Tong M., Chi X. Reliability and validity of Handwriting Test for Preschool Children (HT-PRE): A new tool to assess the handwriting ability of preschool children aged 5-6 years old in Mainland China // Plos One. – 2020. – Vol. 15 (3). – e0229786. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0229786
15. Mercugliano A., Bigozzi L., De Cunto A., Graziani D., Pecini C., Usai M. C., Vecchi S., Ruffini C. Which childhood predictive indices forecast reading and writing skills in school-age children: a systematic review // Child Neuropsychology. – 2024. – P. 2347381. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2024.2347381
16. Milić J., Djorem S., Lukić A., Petrović M., Joksimović B., Mijović B., Balaban R., Krstović Spremo V., Nogo Živanović D., Marić V. Visual-motor integration of younger school-aged children // Biomedicinska istrazivanja. – 2022. – Vol. 13 (2). – P. 128-138. DOI: https://doi.org/10.5937/BII2202128M
17. Operto F. F., Esposito D., Nicoletti C., LA Corte M., Del Duca R., Viggiano A., Pastorino G. M., Aiello S., Malianni M., Coppola G. Reading and writing difficulties in third- and sixth-grade students: a cross-sectional survey // Minerva Pediatr (Torino). – 2023. – Vol. 75 (6). – P. 785-794. DOI: https://doi.org/10.23736/S2724-5276.20.05619-4
18. Overvelde A., Hulstijn W. Handwriting development in grade 2 and grade 3 primary school children with normal, at risk, or dysgraphic characteristics // Research in Developmental Disabilities. – 2011. – Vol. 32 (2). – P. 540-548. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2010.12.027
19. Puranik C. S., Lonigan C. J. Early writing deficits in preschoolers with oral language difficulties // Journal of Learning Disabilities – 2012. – Vol. 45 (2). – P. 179-190. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219411423423
20. Rosenblum S. Inter-relationships between objective handwriting features and executive control among children with developmental dysgraphia // Plos One. – 2018. – Vol. 13 (4). – P. e0196098. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0196098
21. Ruffini C., Osmani F., Martini C., Giera W. K., Pecini C. The relationship between executive functions and writing in children: a systematic review // Child Neuropsychology. – 2024. – Vol. 30 (1). – P. 105-163. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2023.2170998
22. Santos M. T., Befi-Lopes D. M. Analysis of the spelling patterns of 4th grade students based on a word dictation task // CoDAS. – 2013. – Vol. 25 (3). – P. 256-261. DOI: https://doi.org/10.1590/s2317-17822013000300011
23. Schuele C. M. The impact of developmental speech and language impairments on the acquisition of literacy skills // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. – 2004. – Vol. 10 (3). – P. 176-183. DOI: https://doi.org/10.1002/mrdd.20014
24. Treiman R., Hulslander J., Olson R. K., Samuelsson S., Elwer A., Furnes B., Byrne B. Predicting Later Spelling from Kindergarten Spelling in U.S., Australian, and Swedish Children // Scientific Studies of Reading. – 2023. – Vol. 27 (5). – P. 428-442. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2023.2186234
25. Truxius L., Maurer M. N., Wyss J. S., Roebers C. M. The internal structure of handwriting proficiency in beginning writers // Plos One. – 2024. – Vol. 19 (1). – P. e0296096. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0296096
26. Tse L., Siu A., Li-Tsang C. Developmental skills between kindergarten children with handwriting difficulties in Chinese and/or English // Australian Occupational Therapy Journal. – 2018. – Vol. 66 (3). – P. 292–303. DOI: https://doi.org/10.1111/1440-1630.12550