Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 155–165
УДК: 
612+ 796

Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от уровня двигательной активности в процессе обучения в вузе

Жомин К. М. 1 (Новосибирск, Россия), Рубанович В. Б. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Для оценки влияния различных видов и режимов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на морфофункциональное развитие студенток изучали показатели физического развития, кардиореспираторной системы и физической работоспособности. Изучено влияние разного уровня двигательной активности в условиях вуза на интегральный показатель здоровья студенток 1 – 4 курсов. Выявлено, что занятия легкой атлетикой, баскетболом и в меньшей степени волейболом влияют на оптимизацию компонентов телосложения, развитие мышечной силы и повышение резервных возможностей кардиореспираторной системы. Установлено, что самостоятельное выполнение физических упражнений аэробной направленности по 1 часу в неделю дополнительно к занятиям по физическому воспитанию достоверно улучшает ряд показателей кардиореспираторной системы и физической работоспособности. Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе ритмической гимнастики по 4 часа в неделю и по программе основной медицинской группы не несет положительного оздоровительного эффекта

Ключевые слова: 

студентки, оздоровительная физкультурная деятельность, занятия спортом, физическое развитие, функциональное состояние, интегральный уровень здоровья.

Библиографическая ссылка:
Жомин К. М., Рубанович В. Б. Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от уровня двигательной активности в процессе обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 155–165. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1401.13
Список литературы: 

1. Агаджанян Н.А., Радыш И.В. Качество и образ жизни студенческой молодежи // Экология человека. – 2009. – № 5. – С. 3–8.
2. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся − ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – №3(7). – С. 24–35.
3. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. – Новосибирск. 2013 – 40 с.
4. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Компьютерная программа скрининг контроля состояния здоровья участников образовательного процесса // Сибирский учитель. – 2011. – № 2(75). – С. 36–39.
5. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. – Новосибирск, 2010. – 100 с.
6. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ. – Новосибирск : Изд. «РИФ Новосибирск». 2009. – 100 с.
7. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Рубанович В.Б., Лебедев А.В. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов. Сибирское медицинское обозрение. 2009. – № 3(57). – С. 101–103.
8. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособ. – Новосибирск, 2010. – 286 с.
9. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. – 236 с.
10. Боева А.В., Лещенко Я.А. Характеристика физического развития и функциональных возможностей организма студентов // Сибирский медицинский журнал. – 2009. – № 5. –
С. 97–100.
11. Гусева Н.Л., Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 345. – С. 173–176.
12. Ендропов О.В. Здоровьесбережение и проблемы оптимизации двигательной активности учащейся молодежи // Сибирский учитель. – 2011. – № 5. – С. 12–14.
13. Забелина Л.Г. Мониторинг здоровья студентов // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: матер. II-й Республ. Науч.-практ. конфер. – Новосибирск, – 2010. – С. 68–71.
14. Капилевич Л.В., Шилько В.Г., Гусева Н.Г. Характеристика физического воспитания студентов в вузах сибирского федерального округа // Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности молодежи: материалы II-й Респуб. науч.-практ. Конф. – Новосибирск, 2010. – С. 79–81.
15. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов: учебно-методическое пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
16. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: Дис. … докт. мед. наук. – Новосибирск,
1990. – 346 с.
17. Кужугет А.А. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности: Автореф. дис. канд. биол. наук. – Челябинск, 2012. – 24 с.
18. Мнухина О.Н. Профессиональная направленность физического воспитания студентов в педагогическом вузе : дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 135 с.
19. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учебное пособие – 2-е изд., доп и переработ. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. – 262 с.
20. Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учеб. пособ. – Новосибирск: АРТА, 2011. - 256 с.
21. Тихонова И.Л., Латуха О.А. Инновации медицинского вуза в обучении студентов // Медицина и образование в Сибири. – 2009. – № 1. – С. 2
22. Томаров С.А., Мокеев Г.И. Экспериментальная проверка эффективности различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2006. – № 22. – С. 89–95.
23. Хит Б.Х, Картер Дж. Современные методы соматотипирования // Вопросы антропологии. – 1969. Вып. 33. – С. 19.
24. Чанчаева Е.А., Айзман Р.И., Герасёв А.Д. Современное представление об антиоксидантной системе организма человека // Экология человека, 2013. – № 7. – С. 50–58.
25. Чурин В.Д. О хроноинотропном резерве миокарда // Физиология человека. – 1978. – Т. 4.– № 3. – С.394–402.

Дата публикации 14.02.2014