Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 2, С. 45–69
УДК: 
378.1+316.752+316.77

Профессиональная коммуникация будущих педагогов в условиях трансдисциплинарного взаимодействия: уровень сформированности и особенности реализации

Крежевских О. В. 1 (Тюмень, Россия)
1 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье обсуждается проблема профессиональной коммуникации будущих педагогов в ситуации расширения полипрофессионального поля будущей деятельности. Цель статьи – выявить уровень сформированности и особенности реализации профессиональной коммуникации у будущих педагогов в условиях трансдисциплинарного взаимодействия.
Методология. Для достижения цели статьи использованы взаимодополняющие методы исследования: теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические: опросные методы, педагогическое наблюдение, экспертное оценивание, самооценивание (рефлексия). Автором разработан и апробирован инструментарий, включающий параметры, критерии, качественную характеристику уровней коммуникации у будущих педагогов в условиях трансдисциплинарного взаимодействия. В исследовании приняли участие 85 женщин и 12 мужчин в возрасте 18–19 лет. Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Установлено, что сформированность профессиональной коммуникации будущих педагогов в условиях трансдисциплинарного взаимодействия соответствует среднему уровню (43,30 %) и уровню ниже среднего (25,77 %), выявлены особенности реализации профессиональной коммуникации будущих педагогов в условиях трансдисциплинарного взаимодействия, обозначены группы проблем коммуникации будущих педагогов: мировоззренческие, организационные и психологические.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о необходимости развития интерпрофессиональной идентичности как понимания студентами не только своей роли и обязанностей в образовательном процессе, но и обязанностей других профессиональных групп, а также готовности действовать сообща в ситуации размытости, неточности профессиональных обязанностей в связи с новой задачей.

Ключевые слова: 

профессиональная коммуникация; будущие педагоги; трансдисциплинарное взаимодействие; уровень сформированности профессиональной коммуникации; особенности реализации профессиональной коммуникации; проблемы коммуникации будущих педагогов; интерпрофессиональная идентичность

Библиографическая ссылка:
Крежевских О. В. Профессиональная коммуникация будущих педагогов в условиях трансдисциплинарного взаимодействия: уровень сформированности и особенности реализации // Science for Education Today. – 2025. – № 2. – С. 45–69. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2502.03
Список литературы: 
  1. Aasen L., Werner A., Ruud I., Johannessen A., Knutsen I. Collaboration between professionals in primary and secondary healthcare services about hospital- at-home for children: A focus group study from the perspectives of stakeholders Collaboration between professionals in primary and secondary healthcare services about hospital-at-home for children: A focus group study from the perspectives of stakeholders // Journal of interprofessional care. – 2024. – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820.2024.2371353
  2. Brennan M., Rondón-Sulbarán J. Transdisciplinary research: exploring impact, knowledge and quality in the early stages of a sustainable development project // World development. – 2019. – Vol. 122. – P. 481–491. DOI: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2019.06.001
  3. Chou Y., Hsieh S., Tseng Y., Yeh S., Chiang M., Hsiao C., Lin C., Hu S., Chen S., Liao M. Development and Validation of the Interprofessional Collaboration Practice Competency Scale (IPCPCS) for Clinical Nurses // Healthcare. – 2024. – Vol. 12 (15). – P. 806. DOI: https://doi.org/10.3390/healthcare12070806
  4. Ludwig D. A., Kerins M. R. Interprofessional Education: Application of Interprofessional Education Collaborative Core Competencies to School Settings // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups. – 2019. – Vol. 4 (2). – P. 269–274. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_PERS-SIG2-2018-0009
  5. Guraya S., Barr H. The effectiveness of interprofessional education in healthcare: A systematic review and meta-analysis // The Kaohsiung Journal of Medical Sciences. – 2018. – Vol. 34 (3). – P. 160–165. DOI: https://doi.org/10.1016/j.kjms.2017.12.009
  6. Keating C., Cheng M. S., Hass R. W., Tenpa J. analysis of the Jefferson Teamwork Observation Guide to improve student reflection after interprofessional education // Journal of Interprofessional Care. – 2022. – Vol. 37 (2). – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820.2022.2048809
  7. Klimov I. A., Klimova S. G., Mikheyenkova M. A. Developing a Common Language Area in Interdisciplinary Interaction: Reflections on the Experience of Cooperation Between Specialists Working in Exact and Social Sciences, 1990–2010s // Sociological Journal. – 2019. – Vol. 25 (3). – P. 117–132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40879424 DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.3.6679 
  8. Lokatt E., Holgersson C., Lindgren M., Packendorff J., Hagander L. An interprofessional perspective on healthcare work: physicians and nurses co-constructing identities and spaces of action // Journal of Management & Organization. – 2023. – Vol. 29 (6). – P. 1103–1119. DOI: https://doi.org/10.1017/jmo.2019.89
  9. Nagel D. A., Penner J. L., Halas G., Philip M. T., Cooke C. A. Exploring experiential learning within interprofessional practice education initiatives for pre-licensure healthcare students: a scoping review // BMC Medical Education. – 2024. – Vol. 24 (1). – P. 139. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-024-05114-w

10. Nagy E. Ransiek A., Schäfer M., Lux A., Theiler L. Transfer as a reciprocal process: How to foster receptivity to results of transdisciplinary research // Environmental Science & Policy. – 2020. – Vol. 104. – P. 148–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.envsci.2019.11.007

11. Olenick M., Allen L., Smego R. Interprofessional education: A concept analysis // Advances in medical education and practice. – 2010. – Vol. 10 (1). – P. 75–84. DOI: https://doi.org/10.2147/AMEP.S13207

12. Pfeiffer D. James Madison University Get Out of Your Silo: A Qualitative Examination of an Interprofessional Undergraduate Course American Speech-Language-Hearing Association // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups. – 2022. – Vol. 7 (6). – P. 1870–1884. DOI: https://doi.org/10.1044/2022_PERSP-22-00083

13. Polansky M. N., Koch U., Rosu C., Artino Ar. Jr., Thompson A. Which learning experiences support an interprofessional identity? A scoping review // Advances in Health Sciences Education. – 2023. – Vol. 28 (3) – P. 1015. DOI: https://doi.org/10.1007/s10459-022-10200-z

14. Reeves S. The rise and rise of interprofessional competence // Journal of interprofessional care. – 2012. – Vol. 26 (4). – P. 253–255. DOI: https://doi.org/10.3109/13561820.2012.695542

15. Sanger Phillip A. Development of technologies and innovations in a modern university: international multi-disciplinary student teams solving real problems for industry // Высшее образование в России. – 2017. – Vol. 11. – P. 49–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30645854

16. Sargeant J., MacLeod T., Murray A. An interprofessional approach to teaching communication skills // Journal of Continuing Education in the Health Professions. – 2011. – Vol. 31 (4). – P. 265–267. DOI: https://doi.org/10.1002/chp.20139

17. Smeets H. W. H., Delnoij L. E. C., Sluijsmans D. M. A., Moser A., van Merriënboer J. J. G. From individual to interprofessional: characteristics of assessment tasks to assess interprofessional collaboration in healthcare education // Journal of Interprofessional Care. – 2024. – Vol. 38 (5). – P. 907–917. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820.2024.2381058

18. Strunk J., Kipps-Vaughan D., Pavelko S. L., Allen-Bronaugh D., Myers K., Gilligan T., Kielty M., Richardson E., Tacy J. Interprofessional Education for Pre-Service School-Based Professionals: Faculty and Student Collaboration // Teaching and Learning in Communication Sciences & Disorders. – 2019. – Vol. 3 (1). DOI: https://doi.org/10.30707/TLCSD3.1Strunk

19. Testa D. Interprofessional Collaboration: How Social Workers, Psychologists, and Teachers Collaborate to Address Student Wellbeing // Australian Social Work. – 2023. – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2023.2256703

20. Tong R., Roberts L., Brewer M., Flavell H. Quality of contact counts: The development of interprofessional identity in first year students // Nurse Education Today. – 2020. – Vol. 86. – P. 104328. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2019.104328

21. Tsakitzidis G., Olmen J. V., Royen P. Training in Interprofessional Learning and Collaboration: An Evaluation of the Interprofessional Education Program in the Scale-up Phase in Antwerp (Belgium) // Slovenian Journal of Public Health. – 2021. – Vol. 60 (3). – P. 176–181. DOI: https://doi.org/10.2478/sjph-2021-0025

22. Wehner R., Lohaus A., Krämer P. Pre-service Teachers’ Beliefs About Inclusive Education Before and After Multi-Compared to Mono-professional Co-teaching: An Exploratory Study // Frontiers in Education. – 2019. – Vol. 4. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00101

23. Williams K. N., Lazzara E. H., Hernandez J., Klocko D., Chandran N., Paquette S. L., Preble R., Sadighi M., Tran B., Kilcullen M., Rege R., Reed G., Salas E., Tannenbaum S. I., Greilich P. E. Integrating competency-based, interprofessional teamwork education for students: guiding principles to support current needs and future directions // Front Med (Lausanne). – 2025. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fmed.2024.1490282

24. Крежевских О. В., Кариев А. Д. Выявление компетенции мультипрофессионального командообразования у студентов и ее влияния на эффективность командного взаимодействия // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 1. – С. 93–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48125466 DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.093-110

25. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Cпецифика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 96–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47447640 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06  

26. Ржеуцкая С. Ю., Харина М. В. Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза // Открытое образование. – 2017. – № 2. – С. 21–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29243226 DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-21-28.

 

Дата публикации 30.04.2025