Модель развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы: концептуально-теоретическое обоснование
2 Государственный университет просвещения
Проблема и цель. На основе анализа современных исследовательских разработок выявлено отсутствие теоретической базы в области развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы, востребованных в современной образовательной реальности.
Цель исследования – определение на основе анализа и обобщения состояния разработанности научной проблемы, концептуально-теоретическое обоснование модели развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы, оценка результативности ее реализации.
Методология. Системный, проблемный, ресурсный подходы в исследовании развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы позволили разработать концептуально-теоретический базис процесса. Методы анализа, обобщения современных научных данных по проблеме послужили основой их систематизации в формате модели, включая содержательное наполнение компонентов и структуры измеряемого результата (критерии, показатели, уровни). Количественная оценка уровня развития навыков решения проблем у студентов – будущих педагогов проводилась на основе ресурсов целостного педагогического коллектива с применением интегрального коэффициента (на основе результатов матрицы оценки студентом, группой, преподавателем), для оценки статистической значимости данных использовался U-критерий Манна – Уитни.
Результаты. Определена концептуально-теоретическая основа модели развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы, включающая базовые понятия, стратегии, цель, подходы и принципы, технологии, критерии и показатели результативности реализации модели; обоснован диагностический инструментарий, позволяющий определить динамику развития социальных и когнитивных навыков в решении проблем целостным педагогическим коллективом.
Заключение. Результатом проведенного исследования стала модель развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы, включающая компоненты: стратегиально-методический, технологический, результативный. Она может служить основой для будущих разработок новых образовательных моделей, направленных на развитие качества высшего педагогического образования, поддержку непрерывного корпоративного обучения учителей как основных участников целостного педагогического коллектива и повышения качества целостного образовательного процесса.
будущий учитель; модель развития навыков решения проблем; целостный педагогический коллектив школы; проблемное поле; решение проблем; ресурсы целостного педагогического коллектива
Jatmoko D., Suyitno S., Rasul M. S., Nurtanto M., Kholifah N., Masek A., Nur H. R. The factors influencing digital literacy practice in vocational education: A structural equation modeling approach // European Journal of Educational Research. – 2023. – Vol. 12 (2). – P. 1109–1121. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.12.2.1109
2. Leon R. D. Employees’ reskilling and upskilling for industry 5.0: Selecting the best professional development programmes // Technology in Society. – 2023. – Vol. 75 (1). – P. 102393. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2023.102393
3. Kohnke L., Jiang M., Zou D., Wu N. I., Kei Lee K. L. Primary pre-service teachers’ beliefs about developing future-ready learners: a qualitative inquiry in Hong Kong // Asia Pacific Journal of Education. – 2023. – Vol. 43 (3). – P. 743–758. DOI: https://doi.org/10.1080/02188791.2023.2231646
4. Wadtan R., Sovajassatakul T., Sriwisathiyakun K. Effects of team-based Ubiquitous learning model on students’ achievement and creative problem-solving abilities // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2303550
5. De Simone C. Problem‐Based Learning: a framework for prospective teachers’ pedagogical problem solving // Teacher Development. – 2008. – Vol. 12 (3). – P. 179–191. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530802259206
6. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Ильина Н. Ф., Бидус И. А. Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований // Образование и наука. – 2024. – Т. 26, № 2. – С. 60–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60047262 DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96
7. Zhang X., Admiraal W., Saab N. Teachers’ motivation to participate in continuous professional development: relationship with factors at the personal and school level // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 47 (5). – P. 714–731. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02607476.2021.1942804
8. Карпова О. Л. Технология проблемного обучения как средство развития самообразовательной деятельности студентов // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 1. – С. 73-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48204133 DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2022.7428
9. Смирнова С. А. Образовательный потенциал проблемно ориентированного обучения как педагогической технологии в структуре высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 2. – С. 139–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49794321 DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-139-146
10. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А., Валеев А. А., Мена Маркос Х. Х. Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 4. – С. 70–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50761879 DOI: https://doi.org/110.17853/1994-5639-2023-4-70-108
11. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Когнитивная вовлечённость как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 1. – С. 93–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50215838 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617- 2023-32-1-93-109
12. Тернер Е. Ю. Применение проблемных кейсов: преимущества и недостатки // Вестник Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева. – 2023. – № 4. – С. 97–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59756954 DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.121.4.012
13. Елагина В. С. Технология проблемного обучения как средство развития профессиональной самостоятельности будущих педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2022. – № 3. – С. 112–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49722006 DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2022.40.11.006
14. Kale U., Akcaoglu M. Problem Solving and Teaching How to Solve Problems in Technology-Rich Contexts // Peabody Journal of Education. – 2020. – Vol. 95 (2). – P. 127–138. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1745612
15. Canonigo A. M., Joaquin Ma. N. B. Teacher positioning, student mathematics identity and the mediating effects of problem-solving flexibility // Cogent Education. – 2023. – Vol. 10 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2190310
16. Riordan J. P. A Method and Framework for Video Based Pedagogy Analysis // Science & Technological Education. – 2020. – Vol. 40 (9). – P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1080/02635143.2020.1776243
17. Riordan J. P., Revell L., Bowie B., Woolley M., Hulbert S., Thomas C. Understanding and explaining pedagogical problem solving: a video-based grounded theory study of classroom pedagogy // Research in Science & Technological Education. – 2021. – Vol. 41 (4). – P. 1309–1329. DOI: https://doi.org/10.1080/02635143.2021.2001450
18. Martin L., Towers J., Pirie S. Collective mathematical understanding as improvisation // Mathematical Thinking and Learning. – 2006. – Vol. 8. – P. 149–183. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327833mtl0802_3
19. Ileriturk D. Evaluation of extracurricular activities in education according to pre-school teacher candidates' views // Social Sciences & Humanities Open. – 2023. – Vol. 8 (1). – P. 100524. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100524
20. Hidayatullah A., Setiawan B. Empowering students’ collaborative skills sustainability by utilizing problem-based learning as an instructional strategy in online learning // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2362006
21. Crespí P., García-Ramos J. M., Queiruga-Dios M. Project-based learning and its impact on the development of interpersonal competences in higher education // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2022. – Vol. 11 (2). – P. 259–276. DOI: https://doi.org/10.7821/naer.2022.7.993
22. Alho J., Hanhimäk E., Eskelä-Haapanen S. Finnish Student Teachers’ Perceptions of Their Leadership Development in a Study Group Intervention to Enhance Their Teacher Leadership // Journal of Research on Leadership Education. – 2023. – Vol. 19 (4). – P. 414–432. DOI: https://doi.org/10.1177/19427751231200161
23. Rutten L., Doyle S. L., Wolkenhauer R., Schussler D. L. Teacher candidates’ perceptions of emergent teacher leadership in clinically based teacher education // Action in Teacher Education.– 2022. – Vol.44 (4). – P. 308–329. DOI: https://doi.org/10.1080/01626620.2022.2074912
24. Pacher C., Woschank M., Zunk B. M. The role of competence profiles in industry 5.0 related vocational education and training: Exemplary development of a competence profile for industrial logistics Engineering Education // Applied Sciences (Switzerland). – 2023. – Vol. 13 (5). – P. 3280. DOI: https://doi.org/10.3390/app13053280
25. Okwuduba E. N., Nwosu K. C., Okigbo E. C., Samuel N. N., Achugbu C. Impact of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence and self-directed learning on academic performance among pre-university science students // Heliyon. – 2021. – Vol. 7 (3). – P. e06611. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e06611
26. Jaedun A., Nurtanto M., Mutohhari F., Saputro I. N., Kholifah N. Perceptions of vocational school students and teachers on the development of interpersonal skills towards Industry 5.0 // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2375184
27. Rokala V., Pakarinen E., Eskelä-Haapanen S., Lerkkanen M. K. Teachers’ perceived self-efficacy and sense of inadequacy across grade 1: Bidirectional associations and related factors // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 67 (4). – P. 1166–1181. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2022.2116482