Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 7–32
УДК: 
371.2+378.14+316.752+172.12

Исследование особенностей готовности студентов педагогических вузов к академической мобильности

Халадов Х. С. 1 (Москва, Россия), Медведева Т. Ю. 1 (Москва, Россия), Ходырев А. М. 2 (Ярославль, Россия), Бугайчук Т. В. 2 (Ярославль, Россия)
1 Государственный университет просвещения, внутригородская территория города муниципальный округ Басманный
2 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Аннотация: 

Проблема и цель. Основная научная проблема исследования выражается в потребности получения актуального знания о тенденциях развития готовности студентов педагогических вузов страны к внутрироссийской академической мобильности.
Цель статьи – выявление особенностей готовности студентов педагогического вуза к академической мобильности.
Методология. Методология исследования основана на идеях аксиологического, компетентностного и системно-деятельностного подходов. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-тестирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты готовности студентов педагогического вуза к внутрироссийской академической мобильности, математические методы обработки результатов.
Результаты. Авторы статьи представили ряд результатов:
– дана характеристика готовности студентов педагогического вуза к академической мобильности с позиции направления обучения в университете;
– готовность студентов к академической мобильности определяется как важное учебно-профессиональное качество будущего педагога, которое имеет свою структуру, состоящую из ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного, коммуникативного компонентов, и обусловливает развитие личности студента;
– выявлены специфические особенности структуры готовности студентов к академической мобильности и доказано, что коммуникативный компонент в структуре готовности представлен наиболее ярко, когнитивный компонент выражен в наименьшей степени. Было установлено, что студенты, принимавшие участие в программах академической мобильности, характеризуются значимо более высоким уровнем развития всех компонентов готовности к академической мобильности;
– представлены результаты исследования, которое позволило выявить роль готовности к академической мобильности в общей структуре личности студента и доказать отсутствие значимых различий между студентами-юношами и студентами-девушками по показателям готовности к академической мобильности.
Заключение. Авторами делаются выводы о том, что необходимо учитывать содержание и структуру готовности студентов к академической мобильности как их учебно-важного личностного качества при организации образовательного процесса в педагогическом вузе, а также отмечают значимость привлечения студентов – будущих педагогов к внутрироссийской академической мобильности с целью развития у них гражданской идентичности.

Ключевые слова: 

академическая мобильность; студенты педагогического вуза; структура готовности к академической мобильности; профессиональное становление; структура личности; педагогическое образование; авторский опросник.

Библиографическая ссылка:
Халадов Х. С., Медведева Т. Ю., Ходырев А. М., Бугайчук Т. В. Исследование особенностей готовности студентов педагогических вузов к академической мобильности // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 7–32. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.01
Список литературы: 
  1. Гурьянчик В. Н., Макеева Т. В. Оценивание сформированности универсальных педагогических компетенций студентов бакалавриата средствами диалоговых тренажеров // Инновации в образовании. – 2023. – № 4. – С. 98–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50735919
  2. Gadušova Z., Haškova A., Szarszoi D. Teachers` competences evaluation: Case study // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10 (3). – P. 164–177. DOI: https://doi.org/110.15293/2658-6762.2003.09  
  3. Коряковцева О. А. Модернизация системы профессионального развития научно-педагогических работников в условиях вуза // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 6. – С. 8–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59855363
  4. Федина Л. В. Академическая мобильность в высшем образовании: современный дискурс // Kant. – 2019. – № 4. – С. 347-351. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xrjpab
  5. Didisse J., Nguyen-Huu T. T., Tran T. A.-D. The Long Walk to Knowledge: On the Determinants of Higher Education Mobility to Europe // The Journal of Development Studies. – 2018. – Vol. 55 (6). – P. 1099–1120. DOI: https://doi.org/10.1080/00220388.2018.1475647
  6. Saribas D., Ozer F. Action research in a teacher education program: probing into pre-service elementary teachers’ understandings of scientific practices and teaching scientific practices // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 48. – P. 197–213. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1985937  
  7. Almazova N. I., Kostina E. A., Khalyapina L. P. The new position of foreign language as education for global citizenship // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2016. – No. 4. – P. 7-17. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1604.01  
  8. Yin Х., Zong Х. International student mobility spurs scientific research on foreign countries: Evidence from international students studying in China // Journal of Informetrics. – 2022. – Vol. 16 (1). – P. 101227. DOI: https://doi.org/10.1016/j.joi.2021.101227
  9. Александрова А. Н. Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава как форма международного университетского сотрудничества // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 6. – С. 2–7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46529855

10. Крячко В. И. Оценка академической мобильности исследователей: возможности и ограничения существующих подходов // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 130–145. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.040  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44753987

11. Laurens-Arredondo L. A. Information and communication technologies in higher education: Comparison of stimulated motivation // Education and Information Technologies. – 2023. – Vol. 29 (7). – P. 8867–8892. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-12160-2

12. Mulyono H., Suryoputro G. The use of social media platform to promote authentic learning environment in higher education setting // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10 (2). – P. 105-123. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.07

13. Крючкова К. С. Виртуальная академическая мобильность будущего учителя как процесс и личностное качество // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 3. – С. 190–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41200480

14. Перышкова С. А. Психологическое сопровождение академической мобильности студентов в условиях высшей школы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 88–96. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-88-96  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48964518

15. Загвязинский В. И., Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Патрушева И. В. Академическая мобильность в педагогическом образовании // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 6. – С. 31–48. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-31-48  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43795220

16. Носков И. А., Маратова А. М. Критериально-оценочные параметры сформированности студенческой академической мобильности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2023. – № 6. – С. 48–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54633643

17. Гурьянчик В. Н., Макеева Т. В. Стандартизация высшего педагогического образования: ценностно-смысловой аспект // Образовательные технологии (г. Москва). – 2023. – № 1. – С. 44–55. DOI: https://doi.org/10.52422/23077832_2023_1_44  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53749342

18. Villegas A. M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum // Journal of Teacher Education. – 2002. – Vol. 53 (1). – P. 20–32. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487102053001003

19. Крупченко А. К., Халадов Х.-А. С., Медведева Т. Ю., Папуткова Г. А., Головина И. В. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11, № 3. – C. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-1  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54600948

20. Федина Н. В., Дормидонтов Р. А., Елисеев В. К. Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 7-31. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2206.01

21. Ruiz-Corbella M., Álvarez-González B. Virtual Mobility as an Inclusion Strategy in Higher Education: Research on Distance Education Master Degrees in Europe, Latin America and Asia // Research in Comparative and International Education. – 2014. – Vol. 9 (2). – P. 165–180. DOI: https://doi.org/10.2304/rcie.2014.9.2.165

22. Hašková A., Lukáčová D., Noga H. Teacher self-assessment as a part of quality management // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 156-169. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.11

23. Castro P., Woodin J.A., Lundgren U., Byram M. Student mobility and internationalisation in higher education: perspectives from practitioners // Language and Intercultural Communication. – 2016. – Vol. 16 (3). – P. 418–436. DOI: https://doi.org/10.1080/14708477.2016.1168052 

24. Гулюк Л. А., Головина И. В., Крупченко А. К., Медведева Т. Ю., Халадов Х.-А. С. Государственная образовательная политика: ценностно-целевые ориентиры современного педагога // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – № 4. – С. 13–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54708031

25. Волосникова Л. М., Федина Л. В., Кукуев Е. А., Патрушева И. В., Огороднова О. В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 26–43. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110303  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40805414

26. Valeeva R., Ziyatdinova J., Osipov P., Oleynikova O. Development of International Academic Mobility: Success Stories // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 1135. – С. 443–454. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-40271-6_44  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43273725

27. Ходырев А. М. Разработка и обоснование методики исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования (на выборке студентов педагогического вуза) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2024. – Т. 30, № 1. – С. 5–14. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-5-14  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67889523

28. Han J., Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. – 2016. – Vol. 3 (1). – P. 1217819. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1217819

29. Börü N. The Factors Affecting Teacher-Motivation // International Journal of Instruction. – 2018. – Vol. 11 (4). – P. 761–776. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/iji.2018.11448a

30. Othman A., Ruslan N. Intercultural communication experiences among students and teachers: implication to in-service teacher professional development // Journal for multicultural education. – 2020. – Vol. 14 (3/4). – P. 223–238. DOI: https://doi.org/10.1108/JME-04-2020-0024

31. Мазилов В. А., Бугайчук Т. В. Проблема взаимосвязи мотивации и способностей субъекта деятельности // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 107–114. DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.029  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44039243

32. Chen J. Efficacious and Positive Teachers Achieve More: Examining the Relationship Between Teacher Efficacy, Emotions, and Their Practicum Performance // The Asia-Pacific Education Researcher. – 2019. – Vol. 28 (4). – P. 327–337. DOI: https://doi.org/10.1007/s40299-018-0427-9

33. Kuk A., Guszkowska M., Gala-Kwiatkowska A. Changes in emotional intelligence of university students participating in psychological workshops and their predictors // Current Psychology. – 2019. – Vol. 40 (4). – P. 1864–1871. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-0115-1

Дата публикации 31.12.2024