Профессиональные ориентации современных старшеклассников: оценка взаимосвязи между личностными свойствами и базисными ценностями
2 Томский государственный университет
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема развития личности в профориентационной деятельности. Цель исследования – выявить особенности формирования профессиональных ориентаций современных обучающихся старших классов на основе оценки взаимосвязи между личностными свойствами и базисными ценностями.
Методология. В качестве методологической основы исследования использовались деятельностный и системный подходы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития современных старшеклассников, диагностические методы, включающие тестирование (опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный», опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е. Ю. Мандриковой, шкалы опросника «Большая пятерка», шкалы академической мотивации, шкала «Рациональность», «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (в модификации Г. Резапкиной)), а также методы статистической обработки данных (общая статистика, корреляционный и факторный анализ). В исследовании приняли участие 245 десятиклассников.
Результаты. Авторы выявили специфику выраженности склонностей к разным видам профессиональной деятельности у современных юношей и девушек. По итогам эмпирического исследования установлена взаимосвязь между личностными свойствами и базисными ценностями. Выделены факторы, определяющие специфику современного молодого поколения.
Заключение. Авторами делается вывод, что у большинства современных старшеклассников нет выраженной склонности к какой-либо профессиональной деятельности, но в большей степени их привлекает сфера общения и взаимодействия с другими людьми, они открыты новому опыту и новым событиям.
профессиональные ориентации; профессиональная деятельность; личностные свойства; развитие личности обучающегося; открытость опыту; мотивация саморазвития; базисные ценности
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 4. – С. 96–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21836182
- Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Субъективные критерии предпочтения профессии и работы в старшем подростковом и юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2024. – Т. 19, № 1. – С. 23–40. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2024.0102 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63360089
- Зудина А. А. Некогнитивные навыки молодежи NEET в России // Вопросы образования. – 2022. – № 4. – С. 154–183. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-154-183 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50066301
- Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Неяскина Ю. Ю., Дорфман Л. Я., Александрова Л. А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. – 2015. – № 3. –С. 80–104. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/co57vjduge/168237792.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35472722
- Панина С. В. Профессиональное самоопределение в современном контексте // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: педагогика. Психология. Философия. – 2020. – № 2. – С. 12–18. URL: https://www.ppfsvfu.ru/jour/article/view/60/60 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43043528
- Перикова Е. И., Атаманова И. В., Богомаз С. А. Специфика психологической готовности к инновационной деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 62-78. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2001.04
- Филенко И. А., Богомаз С. А., Каракулова О. В., Халимова А. А. Эмоциональный интеллект и интеллектуальная оценка риска: типологический подход // Научно-педагогическое обозрение. – 2024. – № 4. – С. 99–110.DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-4-99-110 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68549208
- Фурсов А. Л. Система профориентации населения в условиях «экономики знаний» // Профессиональная ориентация. – 2017. – № 1. – С. 340–345. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29426759
- Череменская М. А. Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии // Национальный психологический журнал. – 2024. – Т. 19, № 1. – С. 90–100. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63360109
10. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых ценностей: применение в России // Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, № 2. – С. 43–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20147380
11. Acosta P., Muller N. The Role of Cognitive and Socio-Emotional Skills in Labor Markets // IZA World of Labor. – 2018. – P. 453. DOI: https://doi.org/10.15185/izawol.453
12. Alfieri S., Sironi E., Marta E., Rosina A., Marzana D. Young Italian NEETs (Not in Employment, Education, or Training) and the Influence of Their Family Background // Europe’s Journal of Psychology. – 2015. – Vol. 11 (2). – P. 311–322. DOI: https://doi.org/10.5964/ejop.v11i2.901
13. Alvarado A., Conde B., Novella R., Repetto A. Youths Not in Education, Employment or Training in Latin America and the Caribbean: Skills, Aspirations, and Information // Journal of International Development. – 2020. – Vol. 32 (8). – P. 1273–1307. DOI: https://doi.org/10.1002/jid.3503
14. Dastidar A. G., Sikdar S. Occupation choices of high school and college students with special reference to teaching and research // Policy Futures in Education. – 2015. – Vol. 13 (3). – P. 375–394. DOI: https://doi.org/10.1177/1478210315569041
15. Davies P., Qiu T., Davies N. M. Cultural and human capital, information and higher education choices // Journal of Education Policy. – 2014. – Vol. 29 (6). – P. 804–825. DOI: https://doi.org/10.1080/02680939.2014.891762
16. Galliott N., Graham L. J. School based experiences as contributors to career decision-making: findings from a cross-sectional survey of high-school students // Australian Educational Researcher. – 2015. – Vol. 42 (2). – P. 179–199. DOI: https://doi.org/10.1007/s13384-015-0175-2
- 17. Hall D. T., Chandler D. E. Psychological success: When the career is a calling // Journal of Organizational Behavior. – 2005. – Vol. 26 (2). – P. 155–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.301
18. Jawed S., Mahboob U., Yasmeen R. Digital Professional Identity: Dear Internet! Who am I? // Education for Health. – 2019. – Vol. 32 (1). – P. 33. DOI: https://doi.org/10.4103/efh.efh_232_17
19. Leskauskas D. Generation Z – everyday (living with an) auxiliary ego. International Forum of Psychoanalysis, 2020. – Vol. 29 (3). – P. 169–174. DOI: https://doi.org/10.1080/0803706X.2019.1699665
20. Livingstone S., Mascheroni G., Staksrud E. European Research on Children’s Internet Use: Assessing the Past and Anticipating the Future // New Media & Society. –2018. –Vol. 20 (3). – P. 1103–1122. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444816685930
21. Schwartz S. H. An оverview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. – 2012. – Vol. 2 (1). – Р. 1–20. DOI: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
22. Schwartz S. H., Butenko T., Cieciuch J., Vecchione M., Torres C., Dirilen-Gumus O. Value tradeoffs propel and inhibit behavior: Validating the 19 refined values in four countries // European Journal of Social Psychoology. – 2017. – Vol. 47 (3). – P. 241–258. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.2228 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31016451
23. Strauser D. R., Lustig D. C., Ciftçi A. Psychological Well-being: Its Relation to Work Personality, Vocational Identity, and Career Thoughts //The Journal of Psychology. – 2008. – Vol. 142 (1). – P. 21–35. DOI: https://doi.org/10.3200/JRLP.142.1.21-36