Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 176–200
УДК: 
316.444+159.9.019.3+331.1+378.1

Психологические предикторы мотивационной насыщенности профессиональной жизни личности на этапе профессионального образования

Шаров А. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Лебедева Е. В. 1 (Екатеринбург, Россия), Кайгородова А. Е. 1 (Екатеринбург, Россия), Заводчиков Д. П. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. Основная научная проблема заключается в недостаточности психологических представлений о мотивационной насыщенности как регулирующем актуальное поведение механизме построения и поддержания субъективной картины профессиональной жизни личности на этапе профессиональной подготовки.
Цель статьи – теоретически обосновать и эмпирически выявить различия в психологических предикторах – факторах, оказывающих эффект на общую мотивационную насыщенность субъективной картины профессиональной жизни личности, а также мотивационную насыщенность профессионального будущего студентов вуза.
Методология. Методология исследования основана на идеях и принципах синергетического, системно-деятельностного, акмепрофессиологического и каузометрического подходов, в рамках которых мотивационная насыщенность трактуется как наполненность профессиональной жизни причинными и целевыми связями между значимыми событиями, а образ профессионального будущего рассматривается в качестве аттрактора профессионального становления. В опросе приняли участие студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета – 188 человек. Сбор эмпирических данных осуществлялся с использованием следующих методик: методика изучения субъективной картины жизненного пути «Каузометрия» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха, Р. А. Ахмеров), вариант адаптированный для изучения субъективной картины профессиональной жизни личности; опросник временной перспективы (ZTPI, Ф. Зимбардо); методика «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш); методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А. В. Карпова); опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (А. Д. Ишков).
Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики в программе IBM SPSS Statistics 22.
Результаты. В ходе теоретического анализа выявлено, что ключевыми психологическими факторами, оказывающими эффект на мотивационную насыщенность, а соответственно, и стремление реализовать субъективную картину жизни по определенному сценарию, выступают временная перспектива, прогностические и рефлексивные способности, а также показатели самоорганизации. Было выдвинуто предположение, что, несмотря на общность факторов для мотивационной насыщенности в целом и мотивационной насыщенности будущего, они строятся на разных компонентах этих факторов.
Действительно, в результате проведенного регрессионного анализа обнаружено, что предикторами мотивационной насыщенности профессиональной жизни студентов вуза выступают характеристики временной ориентации («Фатализм в настоящем», «Гедонизм в настоящем») и самоконтроль, что соотносится с психовозрастным портретом студена вуза. В свою очередь, образ профессионального будущего детерминирован такими переменными представленных факторов, как «Целеполагание», «Коррекция» и «Волевые усилия», что создает вектор в направлении модуса будущего.
Данные результаты можно использовать в системе психологического сопровождения студентов вузов для коррекции профессионального выбора на основе построения личной профессиональной перспективы и коррекции субъективного образа профессиональной жизни.
Заключение. Проведенный математико-статистический анализ подтверждает значимость компонентов самоорганизации в построении образа будущего и профессионально-жизненной траектории. Полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи в процессе ревизии и коррекции профессионального выбора.

Ключевые слова: 

профессиональное самоопределение молодежи; компоненты самоорганизации; построение образа будущего; профессионально-жизненная траектория; субъективный образ профессиональной жизни.

Библиографическая ссылка:
Шаров А. А., Лебедева Е. В., Кайгородова А. Е., Заводчиков Д. П. Психологические предикторы мотивационной насыщенности профессиональной жизни личности на этапе профессионального образования // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 176–200. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.08
Список литературы: 
  1. Белянская Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 220–227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44190568
  2. Бессчетнова О. В. Генезис концепции жизненного пути в отечественной и зарубежной науке // Вестник волгоградского государственного университета. серия 7: философия, социология и социальные технологии. – 2016. – № 4. – С. 71–80. DOI: https://doi.olg/10.15688/jvolsu7.2016.4.8 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=28153001
  3. Бредун Е. В., Щеглова Э. А., Смешко Е. В., Шмер Т. А. Диагностические возможности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 82. – С. 174–190. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/82/10  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=47556514
  4. Габидуллина Г. Р., Хамитова А. Н. Эволюция компетенций при построении карьеры как результат цифровой трансформации // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2022. – № 3. – С. 129–133. DOI: https://doi.org/10.34773/EU.2022.3.24  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48642976
  5. Головин А. А. Профессиональная рефлексия будущего специалиста: структура и содержание // Педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 162–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27165730
  6. Заводчиков Д. П., Лебедева Е. В., Шаров А. А. Будущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентов // Образование и наука. – 2024. – Т. 26, № 5. – С. 152–181. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-152-181  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65663288
  7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 79. – С. 89–107. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/79/6  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44951658
  8. Кириллов К. Н., Кроник А. А. Взаимосвязи показателей психологического возраста личности и гипотеза упорядоченности субъективной картины жизненного пути // Балканское научное обозрение. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 33–38. DOI: https://doi.org/10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0016 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=443137521
  9. Ковдра А. С. Особенности формирования временной перспективы безопасности личности студентов вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 2. – С. 141–148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17697386 

10. Неяскина Ю. Ю., Мирясов П. А. Особенности построения субъективной картины жизненного пути при различных пространственно-временных характеристиках условий профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 102–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36288812

11. Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Шаров А. А., Зеер Э. Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 206–230. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.09

12. Шершнёва Т. В. Особенности образа субъективного будущего у современных студентов // Вестник Прикамского социального института. – 2021. – № 1. – C. 124–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46449414

13. Alnıaçık U., Alnıaçık E., Kültigin A., Serhat E. Relationships Between Career Motivation, Affective Commitment and Job Satisfaction // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 58. – P. 355–362. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.1011

14. Ali B. J., Anwar G. An Empirical Study of Employees’ Motivation and its Influence Job Satisfaction // International Journal of Engineering, Business and Management. –2021. – Vol. 5 (2). – P. 21–30. DOI:  https://doi.org/10.22161/ijebm.5.2.3.

15. Cheng C., Yang L., Chen Y., Zou H., Su Y., Fan X. Attributions, future time perspective and career maturity in nursing undergraduates: correlational study design // BMC Medical Education. – 2016. – Vol. 16 (26). – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-016-0552-1 

16. De Bilde J., Vansteenkiste M., Lens W. Understanding the relationship between future perspective and self-regulated learning through the lens of self-determination theory // Learning to instruct. – 2011. – Vol. 21 (3). – P. 332–344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2010.03.002  URL: http://hdl.handle.net/1854/LU-1252901

17. Gaile A., Baumane-Vītoliņa I., Kivipõld K., Stibe A. Examining subjective career success of knowledge workers // Review of Managerial Science. – 2022. – Vol. 16. – P. 2135–2160. DOI: https://doi.org/10.1007/s11846-022-00523-x

18. Greenhaus J. H., Parasuraman S., Wormley W. M. Effects of race an organizational experience, job performance evaluations and career outcomes // Academy of Management Journal. – 1990. – Vol. 33 (1). – P. 64–86. DOI: https://doi.org/10.2307/256352

19. Hemakumara M. G. G. The Impact of Motivation on Job Performance: A Review of Literature // Journal of Human Resources Management and Labor Studies. – 2020. – Vol. 8 (2). – P. 24–29. DOI: https://doi.org/10.15640/jhrmls.v8n2a3

20. Ivaldi S., Scaratti G., Fregnan E. Dwelling within the fourth industrial revolution: organizational learning for new competences, processes and work cultures // Journal of Workplace Learning. – 2021. – Vol. 34 (1). – P. 1–26. DOI: https://doi.org/10.1108/JWL-07-2020-0127

21. Kurniawati H. The effect of future time perspective, emotional intelligence and peer support on career maturity in students // Jurnal Konseling dan Pendidikan. – 2021. – Vol. 9 (3). – P. 304. DOI: https://doi.org/10.29210/166600

22. Lee H., Joo H. The relationships among career maturity, motivation, and self-regulation: A longitudinal study // The Career Development Quarterly. – 2022. – Vol. 70 (3). – P. 215–228. DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12295

23. Martini S., Khan W. A., Muttaqiyathun A. The Influence of Training, Motivation, and Self-Efficacy on Career Planning // Jurnal Genesis Indonesia. – 2023. – Vol. 2 (02). – P. 54–73. DOI: https://doi.org/10.56741/jgi.v2i02.153

24. Shockley M. K., Ureksoy H., Rodopman O. B., Poteat L. F., Dullaghan T. R. Development of a new scale to measure subjective career success: a mixed-methods study // Journal of Organizational Behavior. – 2016. – Vol. 37 (1). – P. 128–153. DOI: https://doi.org/10.1002/job.2046  

25. Wang Y., Hou Q., Xue Z., Li H. "Why employees engage in proactive career behavior: examining the role of family motivation" // Career Development International. – 2024. – Vol. 29 (1). – P. 113–126. DOI: https://doi.org/10.1108/CDI-07-2023-0226

Дата публикации 31.12.2024