Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 84–105
УДК: 
378.1+316.6+316.752+172.12

Психолого-педагогическое сопровождение построения жизненных стратегий студентами: анализ лучших практик реализации молодежной политики в современных условиях

Райкина М. А. 1 (Кострома, Россия), Воронцова А. В. 1 (Кострома, Россия)
1 Костромской государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена анализу актуального состояния психолого-педагогического сопровождения построения жизненных стратегий студентами в воспитательной деятельности вузов Российской Федерации. Цель исследования – выявить специфику психолого-педагогического сопровождения процесса построения жизненных стратегий студентами на основе анализа лучших практик реализации молодежной политики в современных условиях.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования выступает личностно ориентированный подход и его идеи. Авторами использованы методы экспертной оценки и контент-анализа. Массив эмпирических данных получен в результате анализа заявок, поданных образовательными организациями высшего образования, на «Смотр-конкурс лучших практик реализации молодежной политики и организации воспитательной деятельности в университете». Массив данных составили 1215 заявок.
Результаты. Авторы указывают, что наблюдается противоречие между актуальностью задачи построения жизненной стратегии для студенческого возраста и выраженным недостатком деятельности по психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Отмечается внутренняя ориентация и замкнутость воспитательной деятельности вузов, что препятствует распространению практик сопровождения построения жизненной перспективы студентов вне вуза. Среди существующих форматов психолого-педагогического сопровождения преобладают центры психологического консультирования, адаптационные и обучающие программы, программы мониторинга и диагностики, клубы и сообщества допсихологической помощи и взаимопомощи.
Однако воспитательная деятельность и молодежная политика в вузах оказывают выраженное опосредованное или косвенное влияние на построение жизненной стратегии студентами. Наиболее значимым потенциалом этой деятельности применительно к долгосрочному планированию является повышение уровня информированности и социальной ориентированности личности, ее способности к самопознанию и осознанному построению жизненной перспективы.
Заключение. Авторы выявляют специфические характеристики психолого-педагогического сопровождения построения жизненной перспективы студентами в вузе: выраженная недостаточность внимания к задаче построения долгосрочной жизненной перспективы; доминирование практик сопровождения ориентирования и планирования в близкой перспективе; институциализация сопровождения построения жизненной стратегии в психолого-ориентированных форматах; значимое опосредованное влияние вуза на процесс построения жизненной перспективы; дефициты форматов, влияющих на значимые составляющие построения жизненной перспективы (планирование семьи и профессиональной карьеры); дефициты форматов, формирующих социальный иммунитет к негативному средовому влиянию, тем самым снимая барьеры построения жизненной перспективы.

Ключевые слова: 

психолого-педагогическое сопровождение; жизненные стратегии; долгосрочное планирование; образовательные организации высшего образования; воспитательная деятельность; молодежная политика

Библиографическая ссылка:
Райкина М. А., Воронцова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение построения жизненных стратегий студентами: анализ лучших практик реализации молодежной политики в современных условиях // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 84–105. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.04
Список литературы: 
  1. Goring J., Kelly P., Carbajo D., Brown S. Young people’s presents and futures, and the moral obligation to be enterprising and aspirational in times of crisis // Futures. – 2023. – Vol. 147. – P. 103099. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2023.103099
  2. Sharma G., Kim J., Bernal-Arevalo K. The Relationship Between High School Sophomores’ Purpose Orientations and Their Postsecondary Completion a Decade Later // Professional School Counseling. – 2021. – Vol. 25 (1). – P. 1-10. DOI: https://doi.org/10.1177/2156759X20981051
  3. Cuzzocrea V., Mandich G. Students’ narratives of the future: Imagined mobilities as forms of youth agency? // Journal of Youth Studies. – 2015. – Vol. 19 (4). – P. 552-567. DOI: https://doi.org/10.1080/13676261.2015.1098773
  4. Segura-Robles A., Parra-González M. E. Active methodologies in health. Scientific production on gamification in health sciences // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9 (3). – P. 223–237. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1903.13 
  5. Froerer Р., Ansell N., Huijsmans R. Sacrifice, suffering and hope: Education, aspiration and young people’s affective orientations to the future // Ethnography and Education. – 2022. – Vol. 17 (3). – P. 179-185. DOI: https://doi.org/10.1080/17457823.2022.2075709
  6. Mandich G. Modes of engagement with the future in everyday life // Time & Society. – 2019. – Vol. 29 (3). – P. 681-703. DOI: https://doi.org/10.1177/0961463X19883749
  7. Nygrén N. A. Scenario workshops as a tool for participatory planning in a case of life management // Futures. – 2019. – Vol. 107. – P. 29-44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2018.10.004
  8. Azizi M., Kralik R., Petrikovicova L., Tkáčová H. A comparative study of the effects of self-assessment and peer feedback on literature students’ oral production // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10 (5). – P. 7–27. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.01 
  9. Tyszczuk R. Collective scenarios: Speculative improvisations for the Anthropocene // Futures. – 2021. – Vol. 134. – P. 102854. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2021.102854

10. Arnett J. J. Emerging adulthood. A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55 (5). – P. 469-480. DOI: https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.5.469

11. Baikeli R., Li D., Zhu L., Wang Z. The relationship between time perspective and meaning in life across different age stages in adulthood // Personality and Individual Differences. – 2021. – Vol. 174 (1). – P. 110668. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110668

12. Лисицкий Д. В., Осипов А. Г., Кичеев В. Г., Савиных В. Н., Макаренко Н. Н. Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX - начало XXI вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 157-175. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.10  

13. Мелехова В. М., Вязовова Н. В. Роль жизнестойкости и фрустрационной устойчивости в формировании жизненной перспективы студентов с ОВЗ // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2018. – № 2. – С. 90–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35141808

14. Иванов А. В., Артамонова Т. А., Энхжаргал Б. Перспективы формирования созидательных жизненных установок у российских и монгольских студентов на Алтае // Ценности и смыслы. – 2015. – № 5. – С. 71–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25333886

15. Перикова, Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 41-56. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.03  

16. Воронцова А. В., Райкина М. А. Особенности построения жизненных стратегий студентами: психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде вуза // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 30–52. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.02  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54390172

17. Галажинский Э. В., Бохан Т. Г., Ульянич А. Л., Терехина О. В., Шабаловская М. В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 19-38. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1906.02  

18. Бояк Т. Н. Формирование ценностей, профессиональных ориентаций, жизненных планов студенческой молодежи регионального вуза культуры // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2020. – № 9. – С. 37–42. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.09-20.037  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44012411

19. Демченко З. А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3. – С. 98–102. URL: https://pdfslide.net/documents/-5750a9da1a28abcf0cd37119.html?page=1  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17852490

20. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (2). – P. 19–41. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43206530

21. Овчарова А. П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. – № 4. – С. 70–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20463125

Дата публикации 31.12.2024