Когнитивно-рефлексивное развитие личности: оценка особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проблемы когнитивного развития современной личности, механизмов формирования ее рефлексивности в современных условиях информационного развития общества.
Целью исследования является оценка и выявление особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды на когнитивные процессы современной личности, определяющих трансформации в развитии механизмов ее рефлексивности на основе критического обзора текущих научных исследований.
Методология. Исследование основывается на системном подходе, теории философии образования, когнитивной теории личности. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих проблемы информационного развития общества, специфики формирования когнитивно-познавательных процессов в развитии образования.
Результаты. В статье представлены результаты теоретического исследования, оценки и систематизации особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды на когнитивно-рефлексивные механизмы развития современной личности.
Критический обзор текущих научных исследований показал, что вопросы оценки и выявления особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды на когнитивные процессы современной личности, определяющих трансформацию в развитии механизмов ее рефлексивности, существенно актуализированы в связи с изменениями познавательной и образовательной сфер.
Показано, что в настоящее время существенно актуализирована проблема изменяющейся направленности развития системы образования в связи с глобальными трансформациями общественного развития, повлекшими и преобразования в системе высшей школы, определившие не только трансформацию университетского, но и изменение всей системы образования в целом.
Особо указывается на изменения онтологических и методологических оснований происходящих изменений в современных условиях. Пересмотра теоретических оснований требуют в настоящее время и проблемы формирования критического мышления, определения личностных механизмов рефлексивного познания.
В результате определено основное понимание современных трансформаций: проблем изменений современной образовательной среды; возможностей изменяющейся цифровой среды для адекватного функционирования системы образования в современных условиях; возможностей новой образовательной среды для формирования когнитивности субъектов образования.
Заключение. В заключении обобщаются выявленные результаты проведенного анализа проблемы когнитивного развития современной личности, механизмов формирования ее рефлексивности в современных условиях изменяющейся информационно-образовательной среды.
ценности образования; трансформация образования; философия образования; изменения информационно-образовательной среды; когнитивно-рефлексивное развитие личности
- Lv Y. Cultivation of Teenagers' Digital Media Literacy and Network Legal Literacy in the Era of Digital Virtual Technology // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2978460. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2978460
- Xie C. Effectiveness of Computer-Aided Technology for Teaching English Courses in the Internet Era // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2133028. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2133028
- Peng X. Holistic Language Teaching Method in College English Vocabulary Teaching under Big Data and Multimedia Environment // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 4250202. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/4250202
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06
- Coiro Ju., Dobler E., Pelekis K. Laying the Foundation for Personal Digital Inquiry // From Curiosity to Deep Learning. – 2023. – P. 32–48. DOI: https://doi.org/10.4324/9781032681146-5
- Кормильцева Е. А., Адельшин А. В., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование возможностей использования будущими экономистами цифровых финансовых инструментов в интересах устойчивого развития // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 93–116. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.05
- Елизарова Л. В., Трубицина О. И., Семенова Е. Ю., Костина Е. А., Баграмова Н. В. Особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.01
- Kayra Z. Enhancing English Vocabulary Learning through Mobile Apps: A New Paradigm in Educational Technology // Research Studies in English Language Teaching and Learning (RSELTL). – 2024. – Vol. 2 (2). – P. 87–95. DOI: https://doi.org/10.62583/rseltl.v2i2.41
- Wiliam D. Studies in Educational Evaluation // Studies in Educational Evaluation. – 2011. – Vol. 37 (1). – P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2011.03.001
- Голубинская А. В., Вяхирева В. В. Фундаментальные теоретические конфликты в науке о критическом мышлении // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 100–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.05
- Ennis R. Incorporating critical thinking in the curriculum: An introduction to some basic issues // Inquiry: Critical Thinking across the disciplines. – 1997. – Vol. 16 (3). – P. 1-9. DOI: https://doi.org/10.5840/inquiryctnews199716312
- Wright I. Challenging students with the tools of critical thinking // The social studies. – 2002. – Vol. 93 (6). – P. 257–261. DOI: https://doi.org/10.1080/00377990209600175
- Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5. – С. 6–27. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44157917
- Жукова Т. А., Богословский В. И., Дроботенко Ю. Б., Дюжакова М. В., Джуринский А. Н. Региональные особенности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в системе образования поликультурных регионов: обоснование прогностической модели // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 143–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.07
- Соловьева Т. С. Глобальные вызовы Российской системы образования // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. – 2019. – № 9. – С. 201–209. DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10923 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41495321
- Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ к реформации // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2019. – № 1. – С. 18–43. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-18-43 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39143022
- Braun H. I., Singer J. D. Assessment for Monitoring of Education Systems: International Comparisons // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2019. – Vol. 683 (1). – P. 75–92. DOI: https://doi.org/10.1177/0002716219843804
- Maaliw R. R. Adaptive Virtual Learning Environment based on Learning Styles for Personalizing E-learning System: Design and Implementation // International Journal of Recent Technology and Engineering. – 2020. – Vol. 8 (6). – P. 3398–3406. DOI: https://doi.org/10.35940/ijrte.F8901.038620
- Goss H. Student Learning Outcomes Assessment in Higher Education and in Academic Libraries: A Review of the Literature // The Journal of Academic Librarianship. – 2022. – Vol. 48 (2). – P. 102485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2021.102485
- Farias-Gaytan S., Aguaded I., Ramirez-Montoya M. S. Digital transformation and digital literacy in the context of complexity within higher education institutions: a systematic literature review // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10 (1). – P. 386. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01875-9
- Tummons J. Higher education, theory, and modes of existence: thinking about universities with Latour // Higher Education Research and Development. – 2021. – Vol. 40 (6). – P. 1313–1325. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2020.1804337
- Laurens-Arredondo L. A. Information and communication technologies in higher education: Comparison of stimulated motivation // Education and Information Technologies. – 2023. – P. 1–26. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-12160-2
- Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 6. – С. 9–18. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54145950
- Серкова В. А. Формирование концептуальных представлений о реальности на основе рефлексивной практики (опыт исследования) // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 70–87. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.04
- Тихолаз Т. М., Казакова И. В., Кочеулова О. А. Исследование психологического благополучия и личностной рефлексии учителей на начальном этапе профессиональной деятельности // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 27–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.02
- Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Ресурсный подход к образованию для устойчивого развития // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.14529/ped220201 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48591897
- Пермяков А. В., Петряков П. А., Ширин А. Г., Цывунина А. Д., Певзнер М. Н. Профессионально-личностное становление молодых педагогов как фактор устойчивого развития региона // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 158–180. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.08
- Кичерова М. Н., Трифонова И. С., Паюсова Т. И. Принципы педагогического дизайна для обучения взрослых: векторы изменений и возможности моделирования на основе образовательных технологий // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 44–69. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.03
- Власова О. А., Корниенко А. Г. Акторно-сетевая интерпретация феноменов и актуальных проблем образования: историцистские основания и специфика // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 80–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.04
- Поздняков М. В. Критическое мышление: его сущность и присутствие во образовательных программах российских вузов // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – № 492. – С. 68–75. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/492/8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55367883
- Anggraeni D., Binar K., Suprapto N., Shofiyah N., Jatmiko B. Systematic Review of Problem Based Learning Research in Fostering Critical Thinking Skills // Thinking Skills and Creativity. – 2023. – Vol. 49 (3). – P. 101334. DOI: https://doi.org/101334.10.1016/j.tsc.2023.101334
- Bensley D. A. Critical Thinking, Intelligence, and Unsubstantiated Beliefs: An Integrative Review // Journal of Intelligence. – 2023. – Vol. 11 (11). – P. 207. DOI: https://doi.org/10.3390/jintelligence11110207
- Dwyer C. P. An Evaluative Review of Barriers to Critical Thinking in Educational and Real-World Settings // Journal of Intelligence. – 2023. – Vol. 11 (6). – P. 105. DOI: https://doi.org/10.3390/jintelligence11060105
- Pettersson H. From critical thinking to criticality and back again // Journal of Philosophy of Education. – 2023. – Vol. 57 (2). – P. 478–494. DOI: https://doi.org/10.1093/jopedu/qhad021
- Трофимов В. М. Устойчивая динамика нейронных связей: новая концепция появления когнитивности // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 89–112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.05
- Betzel R. F., Faskowitz J., Sporns O. Living on the edge: network neuroscience beyond nodes // Trends in Cognitive Sciences. – 2023. – Vol. 27 (11). – P. 1068–1084. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2023.08.009
- Шамов А. Н., Меркиш Н. Е., Принципалова О. В. Исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 168–183. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.08
- Шишкина А. А., Пономаренко Е. П., Гареев А. А., Красавина Ю. В. Особенности развития навыков познавательной деятельности студентов с нарушением слуха в цифровой среде на основе геймификации // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 182–199. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.09
- Lambton-Howard D., Kiaer J., Kharrufa A. 'Social media is their space': student and teacher use and perception of features of social media in language education // Behaviour & Information Technology. – 2021. – Vol. 40 (16). – P. 1700–1715. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929X.2020.1774653
- Liu Y. Research on Online and Offline Mixed Teaching Practice Based on College Film and Television Literature Course // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 3336282. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/3336282
- Wu F., Huang Sh., Cheng L. Analyzing the Application of Multimedia Technology Assisted English Grammar Teaching in Colleges // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 4422754. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/4422754
- Cuervo Sánchez S. L., Foronda Rojo A., Rodríguez Martínez A., Medrano Samaniego C. Media and information literacy: a measurement instrument for adolescents // Educational Review. – 2021. – Vol. 73 (4). – P. 487–502. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2019.1646708
- Chambers D. Media and Moral Education: A Philosophy of Critical Engagement // Educational Theory. – 2020. – Vol. 70 (6). – P. 807–816. DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12455
- Абитов Р. Н., Сафин Р. С. Анализ эффективности алгоритмов кластеризации мультимодальных выборок с помощью компьютерного моделирования педагогического эксперимента // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 125–151. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.06
- Rodriguez M. Z., Comin C. H., Casanova D., Bruno O. M., Amancio D. R., Costa L. da F., Rodrigues F. A. Clustering algorithms: A comparative approach // PloS ONE. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. e021023. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0210236
- Stefaniak J., Xu M. An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: a Systematic Review // TechTrends. – 2020. – Vol. 64 (5). – P. 710–719. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-020-00539-8
- Милькевич О. А. Особенности трудового воспитания обучающихся в современных социальной и образовательной средах // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.01
- Вершинина Т. С., Кочева О. Л., Шкурин Д. В., Мальцев А. В. Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 27–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.02
- Konstantinidis E. I., Petsani D., Bamidis P. D. Teaching university students co-creation and living lab methodologies through experiential learning activities and preparing them for RRI // Health Informatics Journal. – 2021. – Vol. 27 (1). – P. 1460458221991204. DOI: https://doi.org/10.1177/1460458221991204
- Кормильцева Е. А., Байгушева И. А., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование готовности будущих экономистов к использованию искусственного интеллекта на основе метода анализа иерархий // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 113–134. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.06
- Goulet-Pelletier J.-Ch., Gaudreau P., Cousineau D., Do students motivated to learn have better creative abilities? // Learning and Individual Differences. – 2023. – Vol. 106. – P. 102327. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102327
- Samra R., França A. B., Lucassen M. F. G., Waterhouse P. A network approach to understanding distance learners' experience of stress and mental distress whilst studying // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2023. – Vol. 20 (1). – P. 27. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00397-3
- Oyewobi L. O., Bolarin G., Oladosu N. T., Jimoh R. A. Influence of stress and coping strategies on undergraduate students' performance // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2021. – Vol. 13 (4). – P. 1043–1061. DOI: https://doi.org/10.1108/JARHE-03-2020-0066
- Nguyen P.-B.-T., Degrave P., Van Steendam E., Sercu L. Self-determination in EMI education. A study of university students’ motivation in Vietnam // International Journal of Educational Research Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100295. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100295
- Goss H. Student Learning Outcomes Assessment in Higher Education and in Academic Libraries: A Review of the Literature // The Journal of Academic Librarianship. – 2022. – Vol. 48 (2). – P. 102485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2021.102485
- Казакова И. В., Тихолаз Т. М., Сарф Е. А., Бельская Л. В. Исследование изменений в преобладающих психических состояниях у студентов с различным уровнем академической успеваемости // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 231–249. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.10
- Jehanghir M., Ishaq K., Akbar R. A. Effect of learners’ autonomy on academic motivation and university students’ grit // Education and Information Technologies. – 2023. – P. 1–38. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-11976-2
- Bostrom L., Bostedt G., Eriksson V., Stenberg I. Student conceptions of motivation to study revealed through phenomenography: Differences and similarities among primary school students // Social Sciences & Humanities Open. – 2023. – Vol. 8 (1). – P. 100505. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100505
- Blair C., Seulki K. A Hierarchical Integrated Model of Self-Regulation // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 725828. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.725828
- Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 2. – С. 42–52. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270204 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49179021
- Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Шаров А. А., Зеер Э. Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 206–230. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.09
- Герцен С. М., Бабич О. А., Шутова Е. Ю., Ожгибесова Н. Ю. Эффективность метакогнитивных стратегий онлайн-чтения на иностранном языке в вузе // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 24–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.02
- Aziz A., Nordin N., Yatim A., Shaidin S., Saad N., Rahmat N. A Study of the Relationship between Metacognitive Reading Strategies among Undergraduates International // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 253–267. DOI: https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v13-i6/17044
- Bakhsh I., Soomro A., Bughio F. Increasing motivation at university level: A paradigm of action research // Journal of Language Teaching and Research. – 2015. – Vol. 6 (1). – P. 140. DOI: https://doi.org/10.17507/jltr.0601.17
- Shin M. Effects of project-based learning on students’ motivation and self-efficacy // English teaching. – 2018. – Vol. 73 (1). – P. 95–114. DOI: https://doi.org/10.15858/engtea.73.1.201803.95
- Madani Y., Ezzikouri H., Erritali M., Hssina B. Finding optimal pedagogical content in an adaptive e-learning platform using a new recommendation approach and reinforcement learning // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. – 2020. – Vol. 11 (10). – P. 3921–3936. DOI: https://doi.org/10.1007/s12652-019-01627-1
- Levenkova A. Y., Trifonova I. S., Zemlyanova M. P., Muraveva N. G. Study of International Relations students’ motivation: Assessing the effectiveness of educational process management via Action Research strategy // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 32–53. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.02
- Shin M., Bolkan S. Intellectually stimulating students' intrinsic motivation: The mediating influence of student engagement, self-efficacy, and student academic support // Communication Education. – 2021. – Vol. 70 (2). – P. 146–164. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2020.1828959
- Kowalczuk Z., Czubenko M. Cognitive motivations and foundations for building intelligent decision-making systems // Artificial Intelligence in Education. – 2022. – Vol. 56 (4). – P. 3445–3472. DOI: https://doi.org/10.1007/s10462-022-10255-9
- Ullah M. S., Hoque Md. R., Aziz M. A., Islam M. Analyzing students e-learning usage and post-usage outcomes in higher education // Computers and Education Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100146
- Bakel M. V., Vaiman V., Vance C. M., Haslberger A. Broadening international mentoring: contexts and dynamics of expatriate and HCN intercultural mentoring // Journal of Global Mobility. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 14–35. DOI: https://doi.org/10.1108/JGM-06-2021-0065
- Manderstedt L., Anderström H., Sädbom R. F., Bäcklund J. Consensus and discrepancies on quality: Mentor and student teacher statements on work placement mentoring // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 116. – P. 103762. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103762
- Кормильцева Е. А., Сокур Е. А., Филимонов В. А., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Определение и оценка функций педагога-продюсера для подготовки экономистов в современных условиях цифровизации системы образования // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 149–166. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.07
- Лавриненко С. В., Старцева Е. В. Исследование особенностей поддержки обучающихся со стороны наставников для профессионального становления специалиста // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 179–204. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.08
- Калабина И. А., Никитина Е. А., Николаева Е. И. Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 7–23. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
- Филиппова Т. А., Верба А. С., Орлов К. В., Соколова Л. В. Влияние уровня познавательного развития дошкольников на успешность их адаптации к школе // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 200–222. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.10
- Полянина А. К. Информационная безопасность детства в условиях новой медиареальности // Информационное общество. – 2019. – № 1–2. – С. 108–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39555284
- Янак А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 64–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45483250
- Kerai S., Almas A., Guhn M., Forer B., Oberle E. Screen time and developmental health: Results from an early childhood study in Canada // BMC Public Health. – 2022. – Vol. 22 (1). – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-022-12701-3
- Undheim M. Children and teachers engaging together with digital technology in early childhood education and care institutions: a literature review // European Early Childhood Education Research Journal. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 472–489. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2021.1971730
- Ermakova E. V., Voronina E. V., Tsalikova I. K., Sorokina T. I., Katashinskaya L. I. Features of forming coordination abilities and properties of the nervous system of schoolchildren (aged 11-12) at physical education classes. // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 182–200. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.09
- Papadakis S., Alexandraki F., Zaranis N. Mobile device use among preschool-aged children in Greece // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 27. – P. 2717–2750. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10718-6 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-021-10718-6
- Хаустов С. А., Дубынин В. А. Особенности развития мозга и способы коррекции при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности: обзор современных исследований // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 154–181. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.08