Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 128–154
УДК: 
167.7+316.3+316.752+37.01

Когнитивно-рефлексивное развитие личности: оценка особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды

Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проблемы когнитивного развития современной личности, механизмов формирования ее рефлексивности в современных условиях информационного развития общества.
Целью исследования является оценка и выявление особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды на когнитивные процессы современной личности, определяющих трансформации в развитии механизмов ее рефлексивности на основе критического обзора текущих научных исследований.
Методология. Исследование основывается на системном подходе, теории философии образования, когнитивной теории личности. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих проблемы информационного развития общества, специфики формирования когнитивно-познавательных процессов в развитии образования.
Результаты. В статье представлены результаты теоретического исследования, оценки и систематизации особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды на когнитивно-рефлексивные механизмы развития современной личности.
Критический обзор текущих научных исследований показал, что вопросы оценки и выявления особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды на когнитивные процессы современной личности, определяющих трансформацию в развитии механизмов ее рефлексивности, существенно актуализированы в связи с изменениями познавательной и образовательной сфер.
Показано, что в настоящее время существенно актуализирована проблема изменяющейся направленности развития системы образования в связи с глобальными трансформациями общественного развития, повлекшими и преобразования в системе высшей школы, определившие не только трансформацию университетского, но и изменение всей системы образования в целом.
Особо указывается на изменения онтологических и методологических оснований происходящих изменений в современных условиях. Пересмотра теоретических оснований требуют в настоящее время и проблемы формирования критического мышления, определения личностных механизмов рефлексивного познания.
В результате определено основное понимание современных трансформаций: проблем изменений современной образовательной среды; возможностей изменяющейся цифровой среды для адекватного функционирования системы образования в современных условиях; возможностей новой образовательной среды для формирования когнитивности субъектов образования.
Заключение. В заключении обобщаются выявленные результаты проведенного анализа проблемы когнитивного развития современной личности, механизмов формирования ее рефлексивности в современных условиях изменяющейся информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: 

ценности образования; трансформация образования; философия образования; изменения информационно-образовательной среды; когнитивно-рефлексивное развитие личности

Библиографическая ссылка:
Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Когнитивно-рефлексивное развитие личности: оценка особенностей воздействия изменяющейся информационно-образовательной среды // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 128–154. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.06
Список литературы: 
  1. Lv Y. Cultivation of Teenagers' Digital Media Literacy and Network Legal Literacy in the Era of Digital Virtual Technology // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2978460. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2978460
  2. Xie C. Effectiveness of Computer-Aided Technology for Teaching English Courses in the Internet Era // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2133028. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2133028
  3. Peng X. Holistic Language Teaching Method in College English Vocabulary Teaching under Big Data and Multimedia Environment // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 4250202. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/4250202
  4. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06
  5. Coiro Ju., Dobler E., Pelekis K. Laying the Foundation for Personal Digital Inquiry // From Curiosity to Deep Learning. – 2023. – P. 32–48. DOI: https://doi.org/10.4324/9781032681146-5
  6. Кормильцева Е. А., Адельшин А. В., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование возможностей использования будущими экономистами цифровых финансовых инструментов в интересах устойчивого развития // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 93–116. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.05
  7. Елизарова Л. В., Трубицина О. И., Семенова Е. Ю., Костина Е. А., Баграмова Н. В. Особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.01
  8. Kayra Z. Enhancing English Vocabulary Learning through Mobile Apps: A New Paradigm in Educational Technology // Research Studies in English Language Teaching and Learning (RSELTL). – 2024. – Vol. 2 (2). – P. 87–95. DOI: https://doi.org/10.62583/rseltl.v2i2.41
  9. Wiliam D. Studies in Educational Evaluation // Studies in Educational Evaluation. – 2011. – Vol. 37 (1). – P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2011.03.001 
  10. Голубинская А. В., Вяхирева В. В. Фундаментальные теоретические конфликты в науке о критическом мышлении // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 100–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.05
  11. Ennis R. Incorporating critical thinking in the curriculum: An introduction to some basic issues // Inquiry: Critical Thinking across the disciplines. – 1997. – Vol. 16 (3). – P. 1-9. DOI: https://doi.org/10.5840/inquiryctnews199716312
  12. Wright I. Challenging students with the tools of critical thinking // The social studies. – 2002. – Vol. 93 (6). – P. 257–261. DOI: https://doi.org/10.1080/00377990209600175
  13. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5. – С. 6–27. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44157917
  14. Жукова Т. А., Богословский В. И., Дроботенко Ю. Б., Дюжакова М. В., Джуринский А. Н. Региональные особенности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в системе образования поликультурных регионов: обоснование прогностической модели // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 143–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.07
  15. Соловьева Т. С. Глобальные вызовы Российской системы образования // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. – 2019. – № 9. – С. 201–209. DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10923 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41495321
  16. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ к реформации // Вестник РГГУ. Серия:  Психология. Педагогика. Образование. – 2019. – № 1. – С. 18–43. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-18-43  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39143022
  17. Braun H. I., Singer J. D. Assessment for Monitoring of Education Systems: International Comparisons // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2019. – Vol. 683 (1). – P. 75–92. DOI: https://doi.org/10.1177/0002716219843804
  18. Maaliw R. R. Adaptive Virtual Learning Environment based on Learning Styles for Personalizing E-learning System: Design and Implementation // International Journal of Recent Technology and Engineering. – 2020. – Vol. 8 (6). – P. 3398–3406. DOI: https://doi.org/10.35940/ijrte.F8901.038620
  19. Goss H. Student Learning Outcomes Assessment in Higher Education and in Academic Libraries: A Review of the Literature // The Journal of Academic Librarianship. – 2022. – Vol. 48 (2). – P. 102485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2021.102485
  20. Farias-Gaytan S., Aguaded I., Ramirez-Montoya M. S. Digital transformation and digital literacy in the context of complexity within higher education institutions: a systematic literature review // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10 (1). – P. 386. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01875-9
  21. Tummons J. Higher education, theory, and modes of existence: thinking about universities with Latour // Higher Education Research and Development. – 2021. – Vol. 40 (6). – P. 1313–1325. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2020.1804337
  22. Laurens-Arredondo L. A. Information and communication technologies in higher education: Comparison of stimulated motivation // Education and Information Technologies. – 2023. – P. 1–26. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-12160-2   
  23. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 6. – С. 9–18. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54145950
  24. Серкова В. А. Формирование концептуальных представлений о реальности на основе рефлексивной практики (опыт исследования) // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 70–87. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.04
  25. Тихолаз Т. М., Казакова И. В., Кочеулова О. А. Исследование психологического благополучия и личностной рефлексии учителей на начальном этапе профессиональной деятельности // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 27–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.02
  26. Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Ресурсный подход к образованию для устойчивого развития // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.14529/ped220201 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48591897
  27. Пермяков А. В., Петряков П. А., Ширин А. Г., Цывунина А. Д., Певзнер М. Н. Профессионально-личностное становление молодых педагогов как фактор устойчивого развития региона // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 158–180. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.08
  28. Кичерова М. Н., Трифонова И. С., Паюсова Т. И. Принципы педагогического дизайна для обучения взрослых: векторы изменений и возможности моделирования на основе образовательных технологий // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 44–69. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.03
  29. Власова О. А., Корниенко А. Г. Акторно-сетевая интерпретация феноменов и актуальных проблем образования: историцистские основания и специфика // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 80–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.04
  30. Поздняков М. В. Критическое мышление: его сущность и присутствие во образовательных программах российских вузов // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – № 492. – С. 68–75. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/492/8  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55367883
  31. Anggraeni D., Binar K., Suprapto N., Shofiyah N., Jatmiko B. Systematic Review of Problem Based Learning Research in Fostering Critical Thinking Skills // Thinking Skills and Creativity. – 2023. – Vol. 49 (3). – P. 101334. DOI: https://doi.org/101334.10.1016/j.tsc.2023.101334
  32. Bensley D. A. Critical Thinking, Intelligence, and Unsubstantiated Beliefs: An Integrative Review // Journal of Intelligence. – 2023. – Vol. 11 (11). – P. 207. DOI: https://doi.org/10.3390/jintelligence11110207
  33. Dwyer C. P. An Evaluative Review of Barriers to Critical Thinking in Educational and Real-World Settings // Journal of Intelligence. – 2023. – Vol. 11 (6). – P. 105. DOI: https://doi.org/10.3390/jintelligence11060105
  34. Pettersson H. From critical thinking to criticality and back again // Journal of Philosophy of Education. – 2023. – Vol. 57 (2). – P. 478–494. DOI: https://doi.org/10.1093/jopedu/qhad021
  35. Трофимов В. М. Устойчивая динамика нейронных связей: новая концепция появления когнитивности // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 89–112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.05
  36. Betzel R. F., Faskowitz J., Sporns O. Living on the edge: network neuroscience beyond nodes // Trends in Cognitive Sciences. – 2023. – Vol. 27 (11). – P. 1068–1084. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2023.08.009
  37. Шамов А. Н., Меркиш Н. Е., Принципалова О. В. Исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 168–183. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.08
  38. Шишкина А. А., Пономаренко Е. П., Гареев А. А., Красавина Ю. В. Особенности развития навыков познавательной деятельности студентов с нарушением слуха в цифровой среде на основе геймификации // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 182–199. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.09
  39. Lambton-Howard D., Kiaer J., Kharrufa A. 'Social media is their space': student and teacher use and perception of features of social media in language education // Behaviour & Information Technology. – 2021. – Vol. 40 (16). – P. 1700–1715. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929X.2020.1774653
  40. Liu Y. Research on Online and Offline Mixed Teaching Practice Based on College Film and Television Literature Course // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 3336282. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/3336282
  41. Wu F., Huang Sh., Cheng L. Analyzing the Application of Multimedia Technology Assisted English Grammar Teaching in Colleges // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 4422754. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/4422754
  42. Cuervo Sánchez S. L., Foronda Rojo A., Rodríguez Martínez A., Medrano Samaniego C. Media and information literacy: a measurement instrument for adolescents // Educational Review. – 2021. – Vol. 73 (4). – P. 487–502. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2019.1646708
  43. Chambers D. Media and Moral Education: A Philosophy of Critical Engagement // Educational Theory. – 2020. – Vol. 70 (6). – P. 807–816. DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12455
  44. Абитов Р. Н., Сафин Р. С. Анализ эффективности алгоритмов кластеризации мультимодальных выборок с помощью компьютерного моделирования педагогического эксперимента // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 125–151. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.06
  45. Rodriguez M. Z., Comin C. H., Casanova D., Bruno O. M., Amancio D. R., Costa L. da F., Rodrigues F. A. Clustering algorithms: A comparative approach // PloS ONE. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. e021023. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0210236
  46. Stefaniak J., Xu M. An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: a Systematic Review // TechTrends. – 2020. – Vol. 64 (5). – P. 710–719. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-020-00539-8
  47. Милькевич О. А. Особенности трудового воспитания обучающихся в современных социальной и образовательной средах // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.01
  48. Вершинина Т. С., Кочева О. Л., Шкурин Д. В., Мальцев А. В. Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 27–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.02
  49. Konstantinidis E. I., Petsani D., Bamidis P. D. Teaching university students co-creation and living lab methodologies through experiential learning activities and preparing them for RRI // Health Informatics Journal. – 2021. – Vol. 27 (1). – P. 1460458221991204. DOI: https://doi.org/10.1177/1460458221991204
  50. Кормильцева Е. А., Байгушева И. А., Варова Н. Л., Стариков В. И., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Исследование готовности будущих экономистов к использованию искусственного интеллекта на основе метода анализа иерархий // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 113–134. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.06
  51. Goulet-Pelletier J.-Ch., Gaudreau P., Cousineau D., Do students motivated to learn have better creative abilities? // Learning and Individual Differences. – 2023. – Vol. 106. – P. 102327. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102327
  52. Samra R., França A. B., Lucassen M. F. G., Waterhouse P. A network approach to understanding distance learners' experience of stress and mental distress whilst studying // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2023. – Vol. 20 (1). – P. 27. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00397-3 
  53. Oyewobi L. O., Bolarin G., Oladosu N. T., Jimoh R. A. Influence of stress and coping strategies on undergraduate students' performance // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2021. – Vol. 13 (4). – P. 1043–1061. DOI: https://doi.org/10.1108/JARHE-03-2020-0066
  54. Nguyen P.-B.-T., Degrave P., Van Steendam E., Sercu L. Self-determination in EMI education. A study of university students’ motivation in Vietnam // International Journal of Educational Research Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100295. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100295
  55. Goss H. Student Learning Outcomes Assessment in Higher Education and in Academic Libraries: A Review of the Literature // The Journal of Academic Librarianship. – 2022. – Vol. 48 (2). – P. 102485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2021.102485
  56. Казакова И. В., Тихолаз Т. М., Сарф Е. А., Бельская Л. В. Исследование изменений в преобладающих психических состояниях у студентов с различным уровнем академической успеваемости // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 231–249. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.10
  57. Jehanghir M., Ishaq K., Akbar R. A. Effect of learners’ autonomy on academic motivation and university students’ grit // Education and Information Technologies. – 2023. – P. 1–38. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-11976-2 
  58. Bostrom L., Bostedt G., Eriksson V., Stenberg I. Student conceptions of motivation to study revealed through phenomenography: Differences and similarities among primary school students // Social Sciences & Humanities Open. – 2023. – Vol. 8 (1). – P. 100505. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100505
  59. Blair C., Seulki K. A Hierarchical Integrated Model of Self-Regulation // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 725828. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.725828
  60. Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 2. – С. 42–52. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270204  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49179021
  61. Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Шаров А. А., Зеер Э. Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 206–230. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.09
  62. Герцен С. М., Бабич О. А., Шутова Е. Ю., Ожгибесова Н. Ю. Эффективность метакогнитивных стратегий онлайн-чтения на иностранном языке в вузе // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 24–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.02
  63. Aziz A., Nordin N., Yatim A., Shaidin S., Saad N., Rahmat N. A Study of the Relationship between Metacognitive Reading Strategies among Undergraduates International // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 253–267. DOI: https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v13-i6/17044
  64. Bakhsh I., Soomro A., Bughio F. Increasing motivation at university level: A paradigm of action research // Journal of Language Teaching and Research. – 2015. – Vol. 6 (1). – P. 140. DOI: https://doi.org/10.17507/jltr.0601.17
  65. Shin M. Effects of project-based learning on students’ motivation and self-efficacy // English teaching. – 2018. – Vol. 73 (1). – P. 95–114. DOI: https://doi.org/10.15858/engtea.73.1.201803.95
  66. Madani Y., Ezzikouri H., Erritali M., Hssina B. Finding optimal pedagogical content in an adaptive e-learning platform using a new recommendation approach and reinforcement learning // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. – 2020. – Vol. 11 (10). – P. 3921–3936. DOI: https://doi.org/10.1007/s12652-019-01627-1
  67. Levenkova A. Y., Trifonova I. S., Zemlyanova M. P., Muraveva N. G. Study of International Relations students’ motivation: Assessing the effectiveness of educational process management via Action Research strategy // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 32–53. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.02
  68. Shin M., Bolkan S. Intellectually stimulating students' intrinsic motivation: The mediating influence of student engagement, self-efficacy, and student academic support // Communication Education. – 2021. – Vol. 70 (2). – P. 146–164. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2020.1828959
  69. Kowalczuk Z., Czubenko M. Cognitive motivations and foundations for building intelligent decision-making systems // Artificial Intelligence in Education. – 2022. – Vol. 56 (4). – P. 3445–3472. DOI: https://doi.org/10.1007/s10462-022-10255-9
  70. Ullah M. S., Hoque Md. R., Aziz M. A., Islam M. Analyzing students e-learning usage and post-usage outcomes in higher education // Computers and Education Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100146
  71. Bakel M. V., Vaiman V., Vance C. M., Haslberger A. Broadening international mentoring: contexts and dynamics of expatriate and HCN intercultural mentoring // Journal of Global Mobility. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 14–35. DOI: https://doi.org/10.1108/JGM-06-2021-0065
  72. Manderstedt L., Anderström H., Sädbom R. F., Bäcklund J. Consensus and discrepancies on quality: Mentor and student teacher statements on work placement mentoring // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 116. – P. 103762. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103762
  73. Кормильцева Е. А., Сокур Е. А., Филимонов В. А., Шмакова А. П., Бурмистрова Н. А. Определение и оценка функций педагога-продюсера для подготовки экономистов в современных условиях цифровизации системы образования // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 149–166. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.07
  74. Лавриненко С. В., Старцева Е. В. Исследование особенностей поддержки обучающихся со стороны наставников для профессионального становления специалиста // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 179–204. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.08
  75. Калабина И. А., Никитина Е. А., Николаева Е. И. Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 7–23. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
  76. Филиппова Т. А., Верба А. С., Орлов К. В., Соколова Л. В. Влияние уровня познавательного развития дошкольников на успешность их адаптации к школе // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 200–222. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.10
  77. Полянина А. К. Информационная безопасность детства в условиях новой медиареальности // Информационное общество. – 2019. – № 1–2. – С. 108–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39555284
  78. Янак А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 64–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45483250
  79. Kerai S., Almas A., Guhn M., Forer B., Oberle E. Screen time and developmental health: Results from an early childhood study in Canada // BMC Public Health. – 2022. – Vol. 22 (1). – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-022-12701-3
  80. Undheim M. Children and teachers engaging together with digital technology in early childhood education and care institutions: a literature review // European Early Childhood Education Research Journal. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 472–489. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2021.1971730
  81. Ermakova E. V., Voronina E. V., Tsalikova I. K., Sorokina T. I., Katashinskaya L. I. Features of forming coordination abilities and properties of the nervous system of schoolchildren (aged 11-12) at physical education classes. // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 182–200. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.09
  82. Papadakis S., Alexandraki F., Zaranis N. Mobile device use among preschool-aged children in Greece // Education and Information Technologies. – 2022. – Vol. 27. – P. 2717–2750. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10718-6  URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-021-10718-6
  83. Хаустов С. А., Дубынин В. А. Особенности развития мозга и способы коррекции при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности: обзор современных исследований // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 154–181. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.08  
Дата публикации 31.12.2024