Предикторы психологической безопасности образовательной среды студентов-мигрантов как фактор их успешного обучения в России
Проблема и цель. Для разрешения проблем низкой обучаемости и адаптации студентов-мигрантов была поставлена цель – выявить предикторы психологической безопасности образовательной среды. Основой этих предикторов стала оценка межэтнической и учебной конфликтогенности.
Методология. Для достижения исследовательской цели использовались модифицированная автором статьи методика аккультурационных ожиданий (опросник Д. Берри) с учетом условий образовательной среды и проживания студентов-мигрантов, анкетирование, статистический анализ.
Результаты. На основе проведенных исследований было установлено, что любая сегрегация повышает вероятность межэтнической и учебной конфликтогенности. Отмечено, что оценка показателей языковой сегрегации не может быть хорошим предиктором межэтнической и учебной конфликтогенности. Выявлено, что межэтническая и учебная конфликтогенность может возникать тогда, когда учебное заведение формирует группы только из земляков-мигрантов, не способных познавать язык страны, в которой учатся.
Установлено, что важными предикторами повышения психологической безопасности образовательной среды являются низкий уровень межэтнической и учебной конфликтогенности студентов-мигрантов и высокий уровень их интеграции и ассимиляции. Исследуемые студенты показали высокий уровень желания ассимилироваться в отношении познания русского языка.
Заключение. Автором обосновано положение о том, что оценка безопасности проживания, дискриминации и перспективы возвращения студентов-мигрантов на свою родину могут быть предикторами понижения психологической безопасности образовательной среды.
Именно эти три составляющие рекомендованы в качестве предикторов межэтнической и учебной конфликтогенности студентов. Высокий уровень желания ассимилироваться в отношении познания русского языка является удовлетворительным предиктором повышения психологической безопасности образовательной среды, способствующим повышению уровня мотивации к учебе и обучаемости студентов-мигрантов.
межэтническая конфликтогенность; учебная конфликтогенность; студенты-мигранты; образовательная система; предикторы психологической безопасности; адаптация; аккультурация
- Güzel H., Glazer S. Demographic correlates of acculturation and sociocultural adaptation: Comparing international and domestic students // Journal of International Student. – 2019. – Vol. 9 (4). – P. 1074–1094. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i1.614
- Павлюкова Ю. В., Дрягалова Е. А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 499. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25390082
- Долгополов В. А., Ясюкова Л. А. Роль этнического фактора в адаптации иностранных студентов в Санкт-Петербурге // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 7. – С. 45–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21643200
- Chen Y., Liu M., Tsai T., Chen Y. Religious practices in cross-cultural contexts: Indonesian male science students' adjustment in Taiwan // Journal of Counseling Psychology. – 2015. – Vol. 62 (3). – P. 464–475. DOI: https://doi.org/10.1037/cou0000076
- Solano C., Perugini L. Predictors of socio-cultural adaptation of foreign university students in Argentina // Interdisciplinaria: Revista de Psicología y Ciencias Afines. – 2013. – Vol. 30 (2). – P. 265–281. DOI: https://doi.org/10.16888/interd.2013.30.2.6
- Кошелева Е. Ю. Образовательная миграция китайских студентов в вузы Томска: результаты и перспективы реализации научных проектов РГНФ – РФФИ в 2010–2020 гг. // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2018. – № 4. – С. 11–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36689062 DOI: https://doi.org/10.22204/2410-4639-2018-100-04-11-14
- Ханафеева А. М. Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов к образовательному пространству регионального вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. – С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54387412 DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32774
- Wang C., Mallinckrodt B. Acculturation, attachment, and psychosocial adjustment of Chinese/Taiwanese international students // Journal of Counseling Psychology. – 2006. – Vol. 53 (4). – P. 422–433. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0167.53.4.422
- Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в Российских вузах // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 108–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38169068 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.9
10. Воробьева Г. В., Батурина Л. А. Перспективные направления социальной и языковой адаптации иностранных студентов (из опыта работы ассоциации иностранных студентов Волгограда) // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. – 2018. – № 1. – С 18–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36387834
11. Самойлова И. Ю., Музыченко Н. Г. Язык как средство социокультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 71–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41829857
12. Ibragimova E. R., Tarasova A. N. Language-related problems of international students of Elabuga Institute of Kazan Federal University // Espacios. – 2018. – Vol. 39 (2). – P 18. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n02/18390218.html URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35487527
13. Valieva F., Sagimbayeva J., Kurmanayeva D., Tazhitova G. The socio-linguistic adaptation of migrants: The case of oralman students’ studying in Kazakhstan // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9 (3). – P. 164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41624980 DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9030164
14. Sevriukova G. A., Isoupov I. B., Tovmasian L. A., German N. V., Golovanova M. A. Factor model of foreign students' adaptation to the climate and geographic conditions of Volgograd region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – Vol. 315. – P. 042037. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43094422 DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/315/4/042037
15. Киричук А. А., Радыш И. В., Чижов А. Я. Активность, дисбаланс и адаптационные реакции функциональных систем организма иностранных студентов Российского университета дружбы народов в условиях мегаполиса // Экология человека. – 2019. – № 1. – С. 20–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37305136 DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2019-1-20-25
16. Apanasyuk L. A., Smirnova E. V., Mukhutdinov R. H., Maseleno A. The problem of the organization of socio-cultural environment for adaptation and development of a student-migrant’s bilingual identity in the conditions of the Russian higher education // International Journal of Recent Technology and Engineering. – 2019. – Vol. 7 (6). – P. 58–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41625520
17. Biserova G. K., Shagivaleeva G. R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities // Space and Culture, India. – 2019. – Vol. 6 (5). – P. 99–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38669045 DOI: https://doi.org/10.20896/saci.v6i5.411
18. Хуан Т. Факторы адаптации иностранных студентов в России (на примере обследования студентов из КНР в вузах Санкт-Петербурга) // Социология и право. – 2014. – № 3. – С. 30–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22027462
19. Kozlovtseva N. A., Tolstova N. N. Formation of the image of the Russian world as an aspect of sociocultural adaptation of foreigners in the process of teaching the Russian language // Bakhtiniana. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. 74–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36772625 DOI: http://dx.doi.org/10.1590/2176-457338362
20. Santillan J. P., Martin J. T., Santos M. E., Yambao L. L. International students' cultural adaptation in the Philippines // Asian EFL Journal. – 2018. – Vol. 20 (12). – P. 234–252. URL: https://www.asian-efl-journal.com/tag/volume-20-issue-12-3-december-2018/index.htm
21. Nada C. I., Araújo H. Migration and education: A narrative approach to the experience of foreign students in Portugal // Review of Education. – 2018. – Vol. 16 (2). – P. 308–324. DOI: https://doi.org/10.18546/LRE.16.2.10
22. Наговицын Р. С., Салтыкова М. В., Максимова М. В. Синергетический подход в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 6. – С. 7–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36655289 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.0
23. Ahtarieva R., Ibragimova E., Sattarova G., Turzhanova G. Integration as a form of acculturation of foreign student – future teacher in the polyethnic educational environment of university // Journal of Social Studies Education Research. – 2018. – Vol. 9 (3). – P. 317–331. URL: https://jsser.org/index.php/jsser/article/view/289 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35720067 DOI: http://dx.doi.org/10.17499/jsser.14960
24. Magomedova E. Psychological support of Korean students at the stage of cultural adaptation in the Russian university // Espacios. – 2018. – Vol. 39 (25). – P. 37. URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n25/18392537.html URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35728968
25. Lou Y., Lou Y. Stress-driven spending: Correlates of international students’ adjustment strains and compulsive online buying // Journal of International Students. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 1522–1548. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v8i4.214
26. Erden H. African university students’ intercultural experiences with impeding factors: Case from northern Cyprus // Eurasian Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 18 (77). – P. 81–104. DOI: https://doi.org/10.14689/ejer.2018.77.5
27. Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the north in higher educational institutions // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 26–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605568 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02
28. Юаньян В. Эмоциональный интеллект и социально-психологическая адаптация иностранных студентов в Российских вузах (на примере китайских студентов) // Проблемы современного образования. – 2018. – № 2. – С. 65–71. URL: http://pmedu.ru/index.php/ru/2018-god/nomer-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32878331
29. Mikheeva T. B., Shapovalova E. Yu., Antibas I. A. Psycho-pedagogical adaptation of Arabic-speaking students to education conditions in Russian universities // Journal of Entrepreneurship Education. – 2017. – Vol. 20 (3). – P. 1–4. URL: https://www.abacademies.org/articles/psychopedagogical-adaptation-of-arabicspeaking-students-to-education-conditions-in-russian-universities-6914.html URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35403484