Особенности становления и современные тенденции развития методологии и методов сравнительных педагогических исследований
2 ФГБОУ ВО РГПУ им.А.И.Герцена
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи заключается в потребности получения актуального знания о тенденциях развития методологии и методов сравнительных педагогических исследований в период смены вектора от глобализации к многополярному миру. Цель статьи – представить результаты исследований особенностей становления и современных тенденций развития методологии и методов сравнительных педагогических исследований, влияющих на повышение качества исследований систем образования в разных странах.
Методология. Выявление тенденций развития методологии и методов сравнительных педагогических исследований осуществлялось на основе:
1) анализа изменений в основных парадигмах социальных наук (как теоретической основе сравнительного образования);
2) исторического анализа становления методологии сравнительного образования (изменения в методах и целях сравнительных исследований);
3) параметрического подхода И. Р. Луговской, предполагающего изучение содержательно-организационного компонента сравнительных педагогических исследований.
Были применены теоретические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация, а также проведен аналитический обзор результатов исследований российских и зарубежных авторов за последние пять лет.
Обобщены результаты исследований, проведенных российскими и зарубежными учеными за 2019–2024 гг., представленные в ведущих российских журналах: «Вопросы образования», «Science for Education Today», «Высшее образование в России», «Интеграция образования», «Образование и саморазвитие», «Педагогика». Проанализировано содержание публикаций о современных зарубежных сравнительных исследованиях, представленных в Google Books (найдено 350 источников с 1960 по 2024 г.). Изучена проблематика актуальных диссертационных исследований по сравнительной педагогике, защищенных в 2000-е гг. в Российской Федерации.
Результаты. Авторы статьи:
1) обобщили особенности сравнительных педагогических исследований в контексте их исторического развития, задача которых сводилась к предоставлению достоверной информации в разные исторические периоды об образовательных системах в других странах в целях «знания других», «понимания других», «построения других», «измерения других», поиска эффективности и качества образования;
2) обосновали значение исторического, философского, социологического, культурологического подходов в методологии сравнительных педагогических исследований;
3) объяснили возможности применения различных алгоритмов организации сравнительных педагогических исследований, среди которых:
– описание, интерпретация, сопоставление, сравнение, предложения, обобщение, выводы;
– выявление проблемы, анализ проблемы, предлагаемые ее решения, уточнение контекста проблемы, сравнение, заключение;
– сбор информации, имеющей практическую значимость применения; ее анализ; изучение результатов проводимых педагогических исследований; поиск методов прогнозирования развития образования и др.;
4) выявили наиболее распространенные современные методы исследования в сравнительном образовании: сравнительно-сопоставительный метод, методы теоретического анализа, наблюдения, а также опрос, анкетирование, формализованное интервью, ивент-анализ наряду с наукометрическими методами (статистический, контент-анализ, тезаурусный, графический анализ), математическими методами обработки данных и др.
Заключение. Проведенный авторами анализ позволяет сделать вывод о том, что сравнительное образование как междисциплинарная область научных исследований, имея свою теоретическую основу в области социальных наук, не выработало своей универсальной методологии исследований и дискурс о поиске лучшего метода в сравнительных исследованиях продолжается.
Вместе с тем в настоящее время определяются общие тенденции развития методологии и методов в зарубежных и российских сравнительных исследованиях:
– ведущими методологическими подходами, наиболее часто применяемыми, являются исторический, философский, социологический подходы, которые могут быть связаны с холистической парадигмой окружающего мира как целостной системы;
– развитие методологии социальных наук привело к значительным сдвигам в применяемых методах в сравнительном образовании. Общенаучные методы теоретического анализа, сравнительно-исторический, параметрический анализ и другие методы могут сочетаться с социологическими методами опроса, интервьюирования, анкетирования, методами экспертной оценки, инвент-анализа.
тенденции развития методологии; качество исследований систем образования; сравнительные педагогические исследования; тенденции развития
Андре К., Парелиуссен Й., Хван Х. Шведские школы: результаты работы, социальное происхождение учащихся, конкуренция и эффективность (пер.с англ.) // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – С. 8–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44007507 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-8-36
2. Баркова В. В., Уварина Н. В., Мамылина Н. В., Щагина Г. В., Савченков А. В. Образовательное пространство как феномен историко-философского знания: теоретико-методологические основания // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 73–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54093652 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.04
3. Болотов В. А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 3. – С. 9–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44888826 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25
4. Бражник Е. И., Жданов А. В., Тряпицын А. В., Юань Ф. Тенденции развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России: коллективная монография – Санкт-Петербург: Свое издательство. – 2019. – 216 с. ISBN 978-5-4386-1694-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37196076
5. Бусыгина Н. П., Подушкина Т. Г., Станилевский В. В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13, № 4. – С. 162–176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47410571 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130410
6. Ендовицкий Д. А., Коротких В. В., Воронова М. В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 2. – С. 9–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471932 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26
7. Ермольева Э. Г. Высшая школа Латинской Америки в орбите международной студенческой мобильности // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 12. – С. 120–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59555430 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-120-137
8. Жинести Ж., Импедово М. А. Потенциал международных связей в профессиональном развитии преподавателей: смешанное обучение для Европы и Азии // Вопросы образования. – 2020. – № 2. – С. 114–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43031666 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-114-127
9. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Становление и развитие зарубежной социологии высшего образования (обзор) // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 11. – С. 33–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44269354 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-33-50
10. Измайлова М. А., Корнева Е. Ю., Маколов В. И., Салимова Т. А. Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 3. – С. 377–395. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43980526 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.377-395
11. Ильина И. Е., Жарова Е. Н., Королева Н. Н. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 3. – С. 352–376. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43980525 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991- 9468.100.024.202003.352-376
12. Константинова Л. В., Титова Е. С., Петров А. М., Троска З. А., Никонова О. Д. Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации // Интеграция образования. – 2023. – Т. 27, № 4. – С. 554–573. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56660185 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.554-573
13. Мурафа С. В., Хоанг Ч. Х., Чу Т. Ф. Киберзапугивание вьетнамских школьников во время социального дистанцирования в период COVID-19 // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 3. – С. 518–538. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49467926 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.518-538
14. Ньондо Д. В., Ланга П. В. Развитие исследовательских университетов в Африке: расхождения во взглядах на актуальность и опыт // Вопросы образования. – 2021. – № 1. – С. 237–256. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44871824 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-237-256
15. Погорельская А. М., Троицкий Е. Ф., Пакулин В. С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022–2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров? // Высшее образование в России. – 2024. – Т. 33, № 1. – С. 68–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60036379 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86
16. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва. Е. А. Феномен социальной информации в образовании: современные практики исследования (обзор) // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 52–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41586633 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.04
17. Ростовская Т. К., Васильева Е. Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 5. – С. 21–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53923155 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35
18. Сероштан М. В., Кетова Н. П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 2. – С. 27–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471933 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40
19. Титаренко Л. Г., Заславская М. И. Болонский процесс в Армении и Беларуси: успехи и проблемы // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 4. – С. 136–145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42749246 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-136-145
20. Троицкий Е. Ф., Юн С. М. Узбекистан: новый этап интернационализации высшего образования // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 10. – С. 157–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47119133 DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-157-168
21. Тряпицына А. П., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. – 2014. – № 3. – С. 4–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22564830
22. Шнарбекова М. К., Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е., Никитина А. С. Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве // Интеграция образования. – 2023. – Т. 27, № 2. – С. 186–207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54044138 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.186-207
23. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Begalinova K. K. The collapse of neoliberal concept of education in the COVID- 19 era and the prospects for post-COVID education // Science for Education Today. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 27–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057194 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.02
24. Goanshvili A. S., Lanina E. E., Spirina M. Yu. Establishing scientific educational space within the university: Factors contributing to successful Eurasian integration // Science for Education Today. – 2023. – Vol. 13 (5). – P. 179–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54808516 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.09
25. Hysa E., Ur Rehman N. Assessing the Teaching Quality of Economics Programme: Instructor Course Evaluations // Integration of Education. – 2019. – Vol. 23 (4). – P. 556–567. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41498613 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.556-567
26. Novoa A., Tali Y.-M. Соmparative Research in Education: a mode of governance or a historical journey // Comparative education Review. – 2003. – Vol. 39 (4). – P. 423–428. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0305006032000162002
27. Sahoo K. K., Mishra P. C., Reddy R.V. Utilization of Moodle in Teaching Undergraduate Students in West Africa // Integration of Education. – 2020. – Vol. 24 (4). – P. 552–560. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44389211 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.552-560
28. Sedon T. Comparative education concepts, methods and practices in the emerging anthropocene educational space: from ‘measuring the other’ to ‘supporting the other’? // Comparative education. – 2023. – Vol. 59 (3). – P. 436–457. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03050068.2023.2215643 DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03050068.2023.2215643
29. Serikkaliyeva A. E., Nadirova G. E., Saparbayeva N. B. Educational Migration from Kazakhstan to China: Reality and Prospects // Integration of Education. – 2019. – Vol. 23 (4). – P. 504–517. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41498610 DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.504-517
30. Vavrus Fr., Bartlett L. Doing Comparative Case Studies.New Designs and Directions. London: Routledge, 2022. URL: https://experts.umn.edu/en/publications/doing-comparative-case-studies-n... DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781003216551
31. Zajda J., Rust V. Globalisation and Comparative Education // Globalisation, Comparative Education and Policy Research, 2021 ISSN 2543-0572 (electronic) URL: https://www.sci-hub.ru/10.1007/978-94-024-2054-8 DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-94-024-2054-8