Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 3, С. 63–82
УДК: 
378.14+159.9+316.6+316.77

Динамическая модель соотношения содержания и форматов воспитания в вузе с потребностями и запросом студентов

Воронцов Д. Б. 1 (Кострома, Россия), Воронцова А. В. 1 (Кострома, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема статьи заключается в отсутствии актуальных динамических модельных представлений о соотношении содержания и форматов воспитания в вузе с потребностями и запросом студентов. Цель статьи – теоретическое обоснование динамической модели соотношения содержания и форматов воспитания в вузе с потребностями и запросом студентов.
Методология. Методология исследования основывается на системно-деятельностном и исследовательско-конструктивном подходах, на основных положениях теории педагогического моделирования. Для построения модели использованы теоретические (анализ, синтез, сравнение, классифицирование), а также эмпирические методы (опрос – полуструктурированное интервью, анкетирование; количественный анализ календарных годовых планов воспитательной деятельности и заявок на Всероссийский конкурс лучших практик реализации воспитательной деятельности и молодежной политики; контент-анализ рабочих программ воспитания в вузах РФ).
Результаты. Основные результаты заключаются в построении двух вариантов динамической модели соотношения содержания воспитательной деятельности вуза и запроса студентов на внеаудиторную активность – модели-состояния и модели-проекта. Модель-состояние демонстрирует две зоны: синхронности и асинхронности. Первая зона характеризуется в целом совпадением запроса студента и предложения вуза (1–2 курсы обучения), а вторая (3–5 курсы обучения) выявляет существующие в этом поле разрывы. Модель-состояние актуализирует проблему цикличного годового характера воспитательной деятельности с превалированием художественно-творческого содержания, массовых форматов и недостатком профессионально-ориентированной направленности.
Модель-проект основана на идее замены годового периода цикличностью, основанной на продолжительности образовательной программы (4–6 лет). Динамика содержания и форматов воспитательной деятельности в модели-проекте строится при учете двух факторов: динамики профессионального и социального становления личности и динамики общественно-государственных требований к студенту, выполнение которых обеспечивает эффективный социальный транзит молодежи. Содержательной основой модели-проекта является последовательная смена видов и форматов внеаудиторной деятельности.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что доминирующие практики воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования могут быть значительно оптимизированы при отказе от повторяемого годового цикла воспитательных мероприятий, насыщении воспитания профессионально-ориентированным содержанием, использовании малых групповых форматов, основанных на взаимодействии в горизонтальных сообществах студентов, построении воспитательных практик как действенных механизмов наращивания социального капитала, очевидно применимых профессиональных и социальных компетенций (в том числе гражданских, семейных, родительских).

Ключевые слова: 

динамическая модель; проблемно-ориентированное моделирование; модель воспитательной деятельности; динамика воспитательной деятельности; внеаудиторная активность; запрос студента; исследовательско-конструктивный подход

Библиографическая ссылка:
Воронцов Д. Б., Воронцова А. В. Динамическая модель соотношения содержания и форматов воспитания в вузе с потребностями и запросом студентов // Science for Education Today. – 2025. – № 3. – С. 63–82. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2503.04
Список литературы: 
  1. Anthony B., Kamaludin A., Romli A. Predicting Academic Staffs Behavior Intention and Actual Use of Blended Learning in Higher Education: Model Development and Validation // Technology, Knowledge, and Learning. – 2021. – Vol. 28 (3). – P. 1223–1269. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-021-09579-2
  2. Clayson D. E., Haley D. A. Marketing Models in Education: Students as Customers, Products, or Partners // Marketing Education Review. – 2005. – Vol. 15 (1). – P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1080/10528008.2005.11488884
  3. Mejía Mercado E. L. Pedagogical models and their application to pedagogical strategies for citizenship education // Revista Perspectivas. – 2021. – Vol. 7 (1). – P. 56–65. DOI: https://doi.org/10.22463/25909215.3352
  4. Robeyns I. Three models of education: Rights, capabilities and human capital // Theory and Research in Education. – 2006. – Vol. 4 (1). – P. 69–84. DOI: https://doi.org/10.1177/1477878506060683
  5. Evangelio C., González-Víllora S., Fernandez-Rio Ja., Peiró-Velert C. Students’ perceptions on three-way pedagogical models hybridization: contributing to the development of active identities // Sport, Education and Society. – 2022. – Vol. 27 (6). – P. 717–731. DOI: https://doi.org/10.1080/13573322.2021.1907327
  6. Suyo-Vega J. A., Meneses-La-Riva M. E., Fernández-Bedoya V. H. Systematic Review on Virtual Pedagogical Models in University Contexts, Years 2011 to 2021 // Journal of Higher Education Theory and Practice. – 2023. – Vol. 23 (9). – P. 6129. DOI: https://doi.org/10.33423/jhetp.v23i9.6129
  7. Андреева Е. А. Моделирование правового воспитания курсантов военных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 3. – С. 122–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18083614
  8. Борытко Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 2. – C. 103–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23323064
  9. Васькина А. В. Моделирование воспитательного процесса в вузе // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2013. – № 1. – С. 234–238. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18812480

10. Вишневская О. Н., Воронцова А. В. Сравнительная характеристика учебных коллективов студенческих групп с позитивной и негативной социально-психологической динамикой развития в процессе обучения в вузе // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 54–76.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67210664  DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.03

11. Воронцов Д. Б., Воронцова А. В., Скрябина О. Б. Ландшафт практик воспитательной деятельности и молодежной политики в вузах (на основе опыта проведения смотра-конкурса лучших практик реализации молодежной политики и организации воспитательной деятельности в университете) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2023. – Т. 29, № 4. – С. 133–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65621713  DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-133-141   

12. Воронцова А. В., Скрябина О. Б. Мониторинг внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации // Ярославский педагогический вестник. – 2024. – № 1. – С. 78–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=62217299 DOI: http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_78

13. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 6–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37018415  DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped190101

14. Кравец А. В., Баланов С. А., Утюганов А. А. Технология реализации программы формирования дисциплинированности у курсантов военного вуза на основе рефлексивной модели воспитания // Европейский журнал социальных наук. – 2015. – № 10. – С. 267–272. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25335289

15. Крюков Д. М. Педагогическая модель целенаправленной социализации и воспитания курсантов в военном вузе // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 11. – С. 306–308. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23880225

16. Огольцова Е. Г. Педагогическая модель управления процессом профессионального воспитания в инженерном вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2014. – № 3. – С. 64–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21847792

17. Писаренко В. И. Моделирование в современной педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 12. – С. 146–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42405224

18. Усманов В. В., Лыгина М. А., Филиппов А. Н. Педагогическая модель профессионального воспитания студентов целевой подготовки специалистов в образовательном процессе вуза // Глобальный научный потенциал. – 2022. – № 8. – С. 113–119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49559752

19. Шаршов И. А., Борзых И. Н. Интегральная модель профессионального воспитания личности в контексте студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – № 2. – С. 26–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25418489

20. Юсупов В. З. Формирование типологии моделей в педагогике // Знание. Понимание. Умение. – 2024 – № 3. – С. 187–202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80675457  DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2024.3.14 

Дата публикации 30.06.2025