Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 2, С. 115–137
УДК: 
37.01+65.011.56+101

Кластерный подход к педагогическому образованию в России и Республике Беларусь: общее и особенное

Певзнер М. Н. 1 (Великий Новгород, Россия), Петряков П. А. 1 (Великий Новгород, Россия), Пермяков А. В. 1 (Великий Новгород, Россия), Лебедев Н. А. 2 (Гомель, Республика Беларусь, Беларусь), Ширин А. Г. 1 (Великий Новгород, Россия)
1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2 Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме устойчивости и эффективности педагогических региональных кластеров в процессе развития образовательных систем Российской Федерации и Республики Беларусь. Целью статьи является выявление тенденций развития кластерного подхода к педагогическому образованию в России и Беларуси, а также определение оценочного отношения руководителей образовательных организаций к структуре и содержанию деятельности кластеров.
Методология. Методологическую основу исследования составляют системный, кластерный и ресурсно-целевой подходы. Системный подход рассматривает кластер как открытую образовательную систему, которая обладает признаком синергетичности, стимулирующей саморазвитие и самоорганизацию всех субъектов регионального педагогического кластера. Кластерный подход определяет принципы взаимодействия участников кластера с целью повышения качества педагогического образования. Ресурсно-целевой подход предполагает интеграцию и оптимизацию ресурсов организаций-партнеров при объединении их потенциалов. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ научных источников, сравнение, обобщение, анализ сайтов органов управления образованием регионов России) и эмпирические (интервьюирование, метод фокус-группы, систематизация).
Результаты. На основе сравнительного анализа кластеризации систем педагогического образования в России и Республике Беларусь выявлены общие и отличительные тенденции развития региональных педагогических кластеров в двух странах. Авторы установили, что в настоящее время в России педагогические кластеры образуются преимущественно в системе профессионального образования в рамках программы «Профессионалитет» и путем создания межрегиональных учебно-педагогических округов. В то же время в Республике Беларусь стабильно функционируют и развиваются учебно-научно-инновационные кластеры непрерывного педагогического образования, деятельность которых позитивно оценивается представителями образовательных организаций регионов.
Заключение. Исходя из результатов исследования, авторы пришли к выводу о том, что в регионах России сохраняется потребность в педагогических кластерах, ядром которых являются университеты. Однако в последнее время получили широкое распространение образовательные кластеры в системе профессионального образования, центром которых являются колледжи, а также учебно-педагогических округа на базе ведущих педагогических университетов. В регионах Республики Беларусь стабильно функционируют и развиваются полисубъектные педагогические кластеры, обеспечивающие тесное взаимодействие их различных субъектов. Общими чертами кластерного подхода в двух странах являются нацеленность на повышение качества педагогического образования и на воспроизводство педагогических кадров, интеграцию ресурсов различных субъектов кластера для достижения синергетического эффекта. Отличительными характеристиками педагогических систем двух стран является наличие устойчивых, стабильно функционирующих, эффективных педагогических кластеров, деятельность которых позитивно оценивается руководителями учреждений образования в Республике Беларусь, и многообразие форм и моделей педагогических кластеров в России.

Ключевые слова: 

кластерный подход; педагогическое образование; региональный педагогический кластер; учебно-педагогический округ; качество педагогического образования; кластерная политика; кластерная инициатива; открытая образовательная система

Библиографическая ссылка:
Певзнер М. Н., Петряков П. А., Пермяков А. В., Лебедев Н. А., Ширин А. Г. Кластерный подход к педагогическому образованию в России и Республике Беларусь: общее и особенное // Science for Education Today. – 2025. – № 2. – С. 115–137. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2502.06
Список литературы: 
  1. Демидов А. А., Комарова И. И. Креативные кластеры для Петербурга // Современные производительные силы. – 2014. – № 4. – С. 124–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22992163
  2. Haus-Reve S., Asheim B. T. The role of clusters in addressing societal challenges in European regions // European Planning Studies. – 2023. – Vol. 32 (9). – Р. 1927–1942. DOI: https://doi.org/10.1080/09654313.2023.2273317
  3. Некрасова Г. Н., Старшикова Л. В. Особенности организации научно-практического образовательного кластера в Мозырском районе // Вестник мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина. – 2021. – № 2. – С. 103–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47827629
  4. Parrilli M. D. Cluster policy: the challenging and complex horizon in the 2020s. // European Planning Studies. – 2023. – Vol. 32 (9). – Р. 1868–1884. DOI: https://doi.org/10.1080/09654313.2023.2239281
  5. Karlsen A., Lund H. B., Steen M. The roles of intermediaries in upgrading of manufacturing clusters: Enhancing cluster absorptive capacity // Competition & Change. – 2023. – Vol. 27 (1). – P. 3–21. DOI: https://doi.org/10.1177/10245294211059138
  6. Boylan M., Adams G. Market mirages and the state’s role in professional learning: the case of English mathematics education // Journal of Education Policy. – 2023. – Vol. 39 (2), – P. 253–275. DOI: https://doi.org/10.1080/02680939.2023.2195854
  7. Greany T., Cowhitt, T., Noyes, A., Gripton, C., & Hudson, G. Local learning landscapes: conceptualising place-based professional learning by teachers and schools in decentralised education systems. // Journal of Educational Change. – 2024. – Vol. 26 (1). – P. 1–28. DOI: https://doi.org/10.1007/s10833-024-09508-x
  8. Ampah-Mensah A. K., Bosu R. S., Amakyi M., Agbevanu W. K. Preparing and implementing education policy initiatives in Ghana: the role of district and community-based education structures // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2385791
  9. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народное образование. – 2019. – № 4. – С. 101–104. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=39788183

10. Дмитроченко Т. В. Методологические основы создания регионального научно-образовательного кластера // Амурский научный вестник. – 2021. – № 3. – С. 11–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46713998

11. Resch K., Schrittesser I., Knapp M. Overcoming the theory-practice divide in teacher education with the “Partner School Programme”. A conceptual mapping // European Journal of Teacher Education. – 2022. – Vol. 47 (3). – Р. 564–580. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2022.2058928 

12. Carmi T., Vander Bechor S., Tamir E. Competing practice-based mentoring frameworks for student-teachers: between quasi-residency and expedited alternative teacher preparation // European Journal of Teacher Education. – 2024. – Р. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2024.2384480

13. Данилов С. В. Кластерный подход как методологическая основа управления инновационными процессами в системе образования // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 42–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29010579

14. Makramalla M., Stylianides A. J. The role of teacher professional networks in Egypt’s mathematics education reform // ZDM – Mathematics Education. – 2024. – Vol. 56 (3). – Р.  393–407. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-024-01567-x

15. Oppi P., Eisenschmidt E. Developing a professional learning community through teacher leadership: A case in one Estonian school // Teaching and Teacher Education: Leadership and Professional Development. – 2022. – Vol. 1. – Р. 100011. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tatelp.2022.100011

16. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Пермяков А. В., Лебедев Н. А., Северин С. Н. Кластерный подход в образовании: опыт Республики Беларусь // Мир науки. Педагогика и психология. – 2024. – Т. 12, № 4. – P. 85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74031375

Дата публикации 30.04.2025